Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
13.11.2018
Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)
Конспект урока в 3 классе по окружающему миру на тему: "Развитие и размножение растений". Применяются индивидуальные, групповые, парные формы работы. На данном уроке можно использовать микроскопы или лупы, природный материал, иллюстрации. Учащиеся подготавливают небольшие устные выступления, активно работают в течение всего урока.Конспект урока по окр. миру в 3 классе.
развитие растений.docx
Тема урока: «Размножение и развитие растений»  Учебный предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Автор УМК:  А.А. Плешаков (Школа России) Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель: Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и  распространения растений. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, микроскопы. Задачи: Уточнить представление учащихся об опылении растений, роли насекомых в  опылении растений; Учить определять взаимосвязь между строением плода и способом его  распространения; Систематизировать учащихся об этапах развития растения из семени.    Планируемые результаты Предметные:  формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их  роль в жизнедеятельности растения;  формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;  формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты. Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД: 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно  выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения  проблемы (выполнения проекта). 4. Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при  необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в  таблицу, работа со схемой и др.) Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные УД: Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду. Ход урока: 1. Орг.момент. ­ Сегодня к уроку приготовьте знания, внимание и память. 2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. ­ На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. ­ О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.) 1) Фронтальный опрос: ­ Закончите предложения: а) Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и  крахмал.) б) Растение дышит и ... (питается) в) Вода в листья поступает из ...(корня). г) Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород). 2) Решение теста «Разнообразие и жизнь растений» Инструкция: 1. Прочитай внимательно вопрос. 2. Прочитай внимательно все ответы. Помни, что ответов может быть несколько. 3. Поставь + напротив правильного ответа 1. Докажите, что растения – живые существа. они двигаются они разумны они дышат 2. Что растения получают из почвы? воду сахар крахмал 3. Какая часть растений «готовит» пищу? корень листья цветы 4. Что необходимое для питания растений даёт им свет? кислород крахмал энергию 5. Какое утверждение верно? Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду. Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал. 6. Что растения выделяют в воздух на свету? кислород углекислый газ крахмал 7. Почему растения называют лёгкими планеты? они легче животных они дышат они выделяют кислород 8. Почему люди не смогли бы прожить без растений? Растения дают необходимые питательные вещества. Растения выделяют в воздух кислород. Без растений будет некрасиво. 9. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ? вода свет углекислый газ 3.Самоопределение к деятельности. ­ Итак, мы говорили о том, что растения относятся к живой природе. Признаки жизни  растений: они живут, питаются, растут, развиваются и умирают. Дети высказывают предположения, о чем пойдет речь на уроке, предполагают тему, цели и  задачи урока. ­ Сегодня, продолжая знакомиться с жизнью растений, мы поговорим о размножении и  развитии растений. Учитель пишет на доске тему урока. В ходе урока затем появляется план урока: 1)Опыление. 2)Образование плодов. 3)Распространение плодов. 4)Развитие растений. 4. Работа по теме урока. 1. Опыление. ­ Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там  делают? ­ Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым  числом бутонов. Одну ветку накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали  пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей ­ ни одной! Почему это произошло? (Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не  могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.) ­ Что такое опыление? Работа по учебнику (стр. 78 с 3­го абзаца читаем вслух. ) ­ Как насекомые помогают растениям размножаться? ­ Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца ­ мельчайшие  жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом  тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на  него пыльцу ­ опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели,  бабочки ­ это насекомые ­ опылители. Они помогают растениям размножаться.) Небольшие сообщения учащихся (карточки с рисунками): 1) Переносят пыльцу не только бабочки, но и комары, они опыляют ландыши. 2) Пчелы и шмели опыляют львиный зев, который облетают стороной мелкие насекомые. 3) Насекомые никогда не перепутают цветы, летят только к тем, что содержат подходящую для них пищу, которую можно добыть. 4) Многие цветы раскрываются и источают  ароматы только к вечеру. Обычно эти цветы  белые: белый цвет в сумерках более заметен. Кого приманивают эти цветы? Бабочек!  Только ночных бабочек. 2. Образование плодов. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы  добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло  опыление, и на месте цветка образовался плод. Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с  материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду). 3.Распростанение плодов. ­ А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?     Во время беседы учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу (работа в парах): ­ Вспомните правила работы в паре. 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений,  тактично исправляйте ошибки друг друга. 3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за  помощью, попросить что­то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на  товарища, если он исправит ту или иную ошибку. 4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся  делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает  ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. 5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий  и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя. Нарисовать плод: парашютик ….. Растение: одуванчик клен липа береза подорожник дуб лещина репейник череда кокос Способ распространения: ветром ветром ветром ветром человек и животные животные животные человек и животные человек и животные  по воде бешеный огурец  Во время заполнения таблицы используются микроскопы (фондскопы) – для  рассматривания плодов и семян растений. самостоятельно Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно  догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому  растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые,  необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные  ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа  выращивать новое растение. Загадка и физкультминутка (учащиеся повторяют действия за учителем): На зеленой крупой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (одуванчик)  ­ можно использовать фондскопы. Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром. Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики). Рассматривание растений из книги с. 81. Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в  далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими  крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки  березы с двумя прозрачными крылышками по бокам ­ можно использовать фондскопы. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает  их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили  название «перекати ­ поле» (джузгун). Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена  более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков». Давайте посмотрим, как другие  растения приспособились распространять свои семена. Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда  он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы  назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем  ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с  кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места  на другое. Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к  липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в  озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем. Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять.  Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда  «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго  ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки  новых деревьев и кустарников. Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в заячью грудь И в далёкий отправится путь. На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника   ­  можно использовать фондскопы.  Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков ­ приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше. Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место,  выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов. Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде  годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и  полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или  семени быстро пойти ко дну. Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют  «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение  бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе  с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет  своими семенами. У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко  загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные  стороны. 4) Развитие растений. Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло,  есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву. На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой  природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало  интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое,  большое растение. Работа в группах: Детям раздаются карточки, на которых изображены этапы развития растений. Дети должны расположить в правильном порядке этапы развития растений. ­ Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом  стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое  растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с  семенами. 5. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6). ­ Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. ­ Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.) ­ Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые­опылители.) ­ Какое значение для растения имеет процесс опыления? ­ Каковы же основные способы распространения семян? 1) по воздуху 2) по воде 3) с помощью животных 4) с помощью человека 6. Рефлексия. 7. Подведение итогов урока. Обращаемся к составленному плану урока на доске: ­ Расскажите об опылении. ­ Как размножается большинство растений? ­ Как распространяются семена? Как развиваются растения? ­ Понравился ли вам урок? ­ Что нового вы узнали? ­ Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать? ­ Оцените свою работу. 8.Домашнее задание: 1) Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь  себя” на стр. 81.  2)Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”,  “Сосна”, “Репейник”, “Рябина” и др.         Технологическая карта урока. Окружающий мир. Класс: 3 УМК «Школа России» развитие растений. образовательных компетенций учащихся 3 класса в предметной области «Размножение и развитие растений». направленные на достижение личностных результатов обучения: уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; любви к родной природе. направленные на достижение метапредметных результатов обучения: работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать) и слышать, выстраивать речевые высказывания; работать в группах (коммуникативные УУД) направленные на достижение предметных результатов: «Размножение и развитие растений». Ключевые вопросы: растений? Как распространяются плоды растений? Как развивается растение из семени?) учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки. педагога и учащихся № Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1 Самоопределение к деятельности (орг. момент) Проводит энергезирующую разминку Вступают в диалог с учителем Коммуникатив ные УУД 2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности а) Задаёт вопросы: -На какие группы можно разделить растения? -Какие по возрасту бывают растения? -Что происходит со старыми деревьями? -Откуда появляются молодые растения? Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, высказывают предположения. Познавательн ые, коммуникатив ные -Откуда появляется плод? -работа с текстом - работа в группах Организует чтение текста, Организует практическую Читают текст Познавательн Выполняют задания Выполняют -Всегда ли на месте цветка образуется плод? б) Рассказывает про опыт учёных (приложение1); б) Организует дискуссию в группах. 3 Постановка учебных задач. к выдвижению гипотез по определению темы урока, урока. Формулируют тему урока, конструируют учебные задачи урока, соотносят их с задачами в учебнике А.А Плешакова, делают выводы. Коммуникатив ные, регулятивные 4 Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися): учебника и парах задаёт вопросы работу в группах, создаёт подготовленную ИОС: -информационные листы по теме урока, инструкционные карты. учебника (стр.78 )и ищут ответ на вопрос. Выполняют практическую работу, заполняют таблицу в тетради (приложение 3) ые, коммуникатив ные, регулятивные 5. Первичное закрепление Организует работу в рабочих тетрадях (стр.45). Задаёт вопросы. в тетрадях, отвечают на вопросы. Регулятивные, коммуникатив ные 6. Самостоятельная работа с самопроверкой Побуждает к выполнению самостоятельной работы. самостоятельную работу (приложение 4) Познавательн ые, регулятивные, коммуникатив ные 7 Рефлексия деятельности даёт инструктаж по их заполнению Заполняют листы самооценки. Регулятивные

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)

Конспект урока окр.мир  на тему "Развитие и размножение растений" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018