Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"
Оценка 4.8

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
17.03.2019
Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"
Цели: – сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта; – познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия; – научить учащихся определять с помощью компаса стороны горизонта; – развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес к изображениям человека; – воспитывать аккуратность в обращении с приборами. Оборудование: таблица «Определение сторон горизонта по звездам»; рисунок «Древний китайский компас»; школьные компасы; две швейные иглы, магнит, бумага, нитка для изготовления компаса.
Что такое горизонт.docx
ЧТО ТАКОЕ ГОРИЗОНТ. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ СТОРОНЫ  ГОРИЗОНТА. ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМПАСОМ Ц е л и : – сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта; –   познакомить   учащихся   с   устройством   компаса   и   механизмом   его действия; – научить учащихся определять с помощью компаса стороны горизонта; –   развивать   наглядно­образное   мышление,   познавательный   интерес   к изображениям человека; – воспитывать аккуратность в обращении с приборами. О б о р у д о в а н и е : таблица «Определение сторон горизонта по звездам»; рисунок «Древний китайский компас»; школьные компасы; две швейные иглы, магнит, бумага, нитка для изготовления компаса. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Сообщение темы урока. Постановка проблемы. – Как можно ориентироваться в незнакомой местности, в которой вы не бывали и никаких ориентиров не знаете? – Как не заблудиться и вернуться домой? – Как правильно описать, где находятся замеченные вами ориентиры? Обсуждая   эти   проблемы,   учащиеся   делают  в ы в о д :   необходимо договориться об одинаковых способах ориентирования. IV. Изучение нового материала. 1. Что такое горизонт. Учитель   предлагает   трем   ученикам   описать   видимые   ими   предметы   в классе, расположив их по­разному: лицом к доске, к окнам, к двери. Учитель обращает   внимание   на   то,   что   определение   местоположения   предметов   у разных учеников будет разное. Далее учащиеся читают статью «Что такое горизонт» на с. 28–29 учебника. –   Рассмотрите   фотографию   в   учебнике   на   с.   28.   Здесь   изображены старинные   постройки   на   Псковской   земле.   Расскажите,   где   вы   будете находиться (на дороге, земляном валу, церкви) и что будете видеть. О т в е т ы : – Я нахожусь на дороге и смотрю на церковь. – Я – на земляном валу и смотрю на дорогу. – Я забрался на церковь и стою спиной к дороге. В ы в о д :   для   однозначного   определения   положения   предметов   и   однозначное наблюдателя   необходима   некоторая   договоренность, определение направлений на земной поверхности. – В незнакомом месте знания «правый» и «левый» недостаточны. Вправо и влево…   от   чего?   Неизвестно.   Нельзя   даже   идти   прямо.   Дело   в   том,   что ширина   шага   правой   ноги   немного   больше,   чем   левой.   Поэтому   человеку кажется, что он идет прямо, а на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга? – Что же такое ориентирование? – Какие выделяют основные стороны горизонта? – Как их еще называют? (Сторонами света.) – Рассмотрите рисунок на с. 29 учебника. Укажите, в каком направлении относительно  путешественника   расположены  водяная  колонка,  радиомачта, разбитый молнией дуб, засохшее дерево с дуплом. 2. Как определяют стороны горизонта. –   Почему   Солнце   называют   дневной   путеводной   звездой?  (Солнце восходит на востоке, а на западе заходит.) – Вот как определяют стороны горизонта по солнцу:   В полдень Солнце находится на юге. В это время тени от предметов самые короткие и направлены на север.  В 7 часов утра Солнце бывает на востоке, а тени направлены на запад.  К 19 часам Солнце находится на западе – тени направлены на восток. Следует   помнить,   что,   хотя   определить   стороны   горизонта   по   Солнцу можно легко и быстро, результат получается приближенный. – Где находится Солнце в полдень? (На юге.) – Как определить по Солнцу север в полдень? (Встать к Солнцу спиной, и тень укажет направление на север.) – Определите стороны горизонта по Солнцу в рабочей тетради (с. 12, № 2). – Отгадайте з а г а д к у :     Постелен ковер,     Рассыпан горох.     Ни ковра не поднять,     Ни гороху не собрать. (Небо, звезды.) – Стороны горизонта можно определить и по звездам, по Полярной звезде. Полярная звезда всегда находится в направлении на север. Ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звезды «ковша» (А, Б), и откладывают на ней расстояние,   равное   пятикратному   видимому   расстоянию   между   этими звездами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», так как она указывает направление на север. – Отгадайте з а г а д к у : Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня… (Луной). – Стороны горизонта можно определить и по Луне. Наиболее просто определить стороны горизонта в полнолуние, когда виден весь диск Луны. В полнолуние Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень (в час ночи) она бывает на юге, в 7 часов – на западе, в 19 – на востоке. Вот еще несколько простых способов определения сторон горизонта:   ягоды   и   фрукты   раньше   приобретают   окраску   зрелости   (краснеют, желтеют) с южной стороны;  снег быстрее подтаивает на склонах и у предметов с южной стороны;  в горах дуб чаще произрастает на южных склонах;  просеки в лесу обычно ориентируются в направлении север – юг и запад – восток. – Определите стороны горизонта, используя местные признаки: 1) Смола сосен и елей плавится под солнечными лучами. С какой стороны деревьев натеки смолы будут больше? 2) На каких склонах холма быстрее весной расцветают одуванчики? 3) С какой стороны дерева устраивают муравьи свои жилища? 4) Одинакова ли будет густота кроны дерева с северной и южной стороны, если дерево растет на открытой местности? –  Чтобы   не   заблудиться   в   лесу,   надо   знать   о   том,  что   на   пересечении лесных просек устанавливаются четырехгранные столбы для ориентирования. На них записаны 4 цифры, порядок которых возрастает с запада на восток. Например, 3; 4; 9; 10. Меньшая пара цифр всегда обращена к северу, большая – к югу. Грань между цифрами 3 и 4 показывает направление на север, а между   цифрами   9   и   10   –   на   юг.   Между   цифрами   3   и   9   будет   западное направление, а между цифрами 4 и 10 – восточное. 3. Путешествие с компасом. – Как же ориентироваться по сторонам горизонта, если Солнце (звезда) скрыто за тучками? В ы в о д :   необходимо   устройство,   помогающее   определять   стороны горизонта в таких случаях. –   В   любую   погоду,   днем   и   ночью   можно   точно   определить   стороны горизонта при помощи компаса. Компас – прибор для определения сторон горизонта. В наши дни без компаса не обходится ни один путешественник, летчик или мореплаватель.   И   вам,   если   вы   собираетесь   совершить   поход,   надо   иметь компас и знать, как он устроен, уметь этим прибором пользоваться. Основная часть каждого компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец ее повернут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке.   На   дне   коробочки   находится   круг   с   делениями,   на   котором написаны буквы С, Ю, В, З. – Как же изобрели компас? Люди   давно   заметили   свойство   магнитной   руды   притягивать   к   себе железные предметы. Еще в III веке до нашей эры китайцы додумались до того, как   использовать   это   свойство   для   определения   главных   географических направлений. Самые   древние   китайские   компасы   представляли   собой   квадратную медную пластинку с делениями, на которой свободно вращались стрелка из магнитного железняка. Впрочем, стрелкой этот стержень, похожий больше на нашу   деревянную   ложку,   можно   назвать   лишь   условно.   Ложкообразная стрелка   касалась   медной   пластинки   с   делениями   только   выпуклой   своей частью и легко изменяла положение. Еще характерная деталь этого компаса: он   был   «югоуказующей   иглой».   В   течение   многих   веков   эта   игла использовалась только на суше: прибор укрепляли на повозке, которую брали в путешествие. Китайские   мореплаватели   стали   пользоваться   компасом   в   XI веке.   Это дало им возможность оторваться от берегов и безбоязненно выйти в открытое море. Теперь они не зависели от капризов погоды. Даже если тучи закроют ночное небо, компас все равно укажет, где юг, где север. Применив компас, китайцы опередили в мореходном искусстве все другие народы мира. Только спустя столетия начали пользоваться компасом арабы и иранцы, а в Европе волшебная магнитная стрелка нашла признание лишь в XVIII веке. При этом она   претерпела   серьезные   изменения:   из   юго­   стала   североуказующей,   а главное – была посажена на стержень. В   наше   время   компас   остается   основным   прибором   для   определения географических направлений, но, конечно, технический его уровень далеко ушел от своего прародителя. Компасы есть на каждом корабле, в каждом самолете, их используют все, кто так или иначе связан с перемещением. Есть и у вас школьные компасы. Общее в каждом из них – магнитная игла, один конец которой указывает на север, другой – на юг. – Можно изготовить свой компас в домашних условиях. Учитель демонстрирует опыт. О п ы т .  Для  него  нам  потребуются   магнит,  две  швейные  иглы, нитка  и небольшой листок бумаги. Поднесите иглу к магниту и вы увидите, как она к нему «приклеится». Чтобы оторвать ее, потребуется некоторое усилие. Пусть она   пока   посидит   там,   намагнитится.   Мы   же   займемся   другими   делами. Сложив листок пополам, проденьте при помощи другой иглы нитку, дайте бумаге свободно повиснуть, как показано на рисунке. Бумажка на нитке покрутится, покрутится, а затем остановится в каком­то определенном положении, на что укажут концы иглы. Снова покрутите нитку, и вновь, успокоившись, бумажка с иглой замрет в том же положении. Концы иглы будут указывать на те же направления. Мы   сделали   компас,   прибор   для   определения   географических направлений. Один конец иглы указывает на север, значит, противоположный – на юг, а слева и справа от вас будут запад и восток. Суть дела здесь в том, что Земля сама является магнитом, а потому и воздействует на вашу иглу, заставляя ее останавливаться в строго определенном направлении. 4. Ориентирование животных. – Прочитайте дополнительный текст на с. 33 учебника. – Возможно, животные тоже умеют ориентироваться по сторонам света. Так, бабочка располагается утром на листке так, чтобы тень от ее крыльев была минимальной. – В каком направлении складывает бабочка крылья? (С востока на запад.) – Нарисуйте на доске форму тени крыльев бабочки в двух случаях: крылья расположены с севера на юг и с запада на восток. V. Итог урока. – Что же такое ориентирование на местности? (Прежде всего это умение правильно   определить   стороны   горизонта   –   север,   юг,   запад,   восток. Потом   следует   определить   свое   местоположение   относительно окружающих предметов – холма, озера, стога сена, оврага и т. п., найти нужно направление движения и выдержать его в пути.) – По каким небесным телам можно определить стороны горизонта? – Какой прибор был изобретен для определения сторон света? Домашнее   задание:  рабочая   тетрадь   №   1   (с.   12,   задания   №   3,   4,   6 (изготовление домашнего компаса); учебник (с. 28–33). У р о к  7

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира "Что такое горизонт"(4 класс, окружающий мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019