Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" (1 класс).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока построен в соответствии с ФГОС, с учётом возрастных и психологических особенности учащихся. На данном уроке применяется деятельностный метод обучения, который реализуется в следующих видах деятельности: учебной и учебно -исследовательской. На всех этапах урока ученики вовлекаются в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям необходимо не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Для каждого ученика создаётся ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и посилен для учеников первого класса.
Иконка файла материала конспект открытого урока.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Барятинская средняя общеобразовательная школа» Урок окружающего мира в 1 классе «Кто такие насекомые?» Автор: учитель начальных классов  высшей квалификационной категории О. Н. Разважная 2017 год с. БарятиноТема урока: «Кто такие насекомые?» УМК «Школа России» Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми, показать их многообразие и красоту. Прогнозируемые результаты:   первоклассники познакомятся с насекомыми;   научатся выделять отличительные признаки этой группы животных; научатся определять насекомых Учебные материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки, документ — камера, коллекция насекомых, карточки. I. Организационный момент. Ход урока: ­ Ребята я сегодня шла на работу и думала, поможете вы мне провести урок сложный, но интересный? Покажите мне все свои глазки. Смотрю в них и уверена, что такой урок у нас получится обязательно.  II. Актуализация знаний. 1. ­  А ещё по пути в школу я подслушала разговор опавших листьев:  ­ Мы с клёнов...  ­ Мы с яблонь...  ­ Мы с вязов...  ­ Мы с вишен... ­ С осинки... ­ С черёмухи... ­ С дуба... ­ С берёзы... Везде листопад  ­ на пороге морозы! Группа   ребят   выполняет   задание   по   карточкам   (укажи   стрелками,     от   каких  У вас на партах лежат опавшие  листья. На прошлом  уроке мы училисьузнавать листья   разных   деревьев.   Посмотрим,   как   хорошо   вы   всё   запомнили.   Сыграем   в   игру «Такой листок лети ко мне». ( Учитель поднимает, например, лист клёна и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»). 2.  ­ Какие вы знаете хвойные деревья ? Как различить ель и сосну?  деревьев веточки и шишки) Группа выполняет задание на интерактивной доске (приложение 1). 3. Работа в паре (выполнение тестов на нетбуках — приложение 2) Физминутка На нетбуках мы играли Глазки у ребят устали.(поморгать глазами) Посмотрите все в окно, (посмотреть влево — вправо) Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх) Мы глаза сейчас закроем,(закрыть глаза ладошками) В классе радугу помтроим,Вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём, (посмотреть по дуге вверх — вправо и вверх — влево) А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) III.Мотивация учебной деятельности. – Молодцы! Справились со всеми заданиями.Сегодня на уроке мы будем вести разговор... . Вы  скажете о ком, если послушаете мой рассказ:  На планете Земля их огромное количество. Самых маленьких из них едва увидишь, а самый крупный помещается на ладони взрослого человека. Одни из них ползают,  другие ­ прыгают, третьи – плавают, четвертые – летают. Некоторые вызывают у нас отвращение, а другие заставляют нас восхищаться ими. На их теле насечки.  Верно,  это насекомые (насекомые от слова насекать ­  на теле есть полоски   как насечки).  Какую задачу поставим на сегодняшний урок?  Мы должны познакомиться с  животными Класса насекомые, научиться отличать их от других животных.  IV.Работа по теме урока. ­ Каких насекомых вы знаете?   (комары,        ­  Назовите полезных насекомых. (божья коровка, стрекоза).   Назовите насекомых ­   вредных       комары,   мухи).  Давайте рассмотрим этих животных на интерактивной доске используя инструмент «волшебное   перо»   (функции   «лупа»   и   «прожектор»   ­   приложение   3)   и   через документ   —  камеру   (рассматривание   коллекции).  Особое  внимание   обратите  на внешний вид. Что общего у всех этих животных?  Определение признаков насекомых. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.   1 признак   (6 ног) ­ У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают   мощные   прыжки,   спасаясь   от   врага,   а   водяные   жуки   используют   их   для плавания. ­Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног) 2 признак (тело разделено) ­ Но не только этим отличаются насекомые от других животных. ­ Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…) ­  На сколько частей разделено тело насекомых? (табличка — три части тела) Действительно, название насекомые произошло от слова насечка. ­ Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено) Питание насекомых ­ А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой). ­У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение  имеют эти  предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые). ­Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки  ­Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. ­ ­­  Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.­ Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут) 3 признак насекомых (наличие усиков) ­А  чем питаются ночные бабочки? (нектаром). ­А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются  в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах). ­ Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков. ­Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).  4 признак (наличие  крыльев) У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья. ­А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые». ­Тело вы можете плохо разглядеть, крыльев может не оказаться, но шесть ног сосчитать вы сможете, поэтому запомните это основное отличие. Физминутка Кузнечики. Весёлые кузнечики, Не покладая рук, Куют с утра до вечера тук — тук, тук — тук, тук — тук. Весёлые малышки, минута дорога, Куют стрекозам крылышки, Жукам куют рога. Работают и в ельнике, в малиннике куют, И только от бездельников заказов не берут. ­ Давайте рассмотрим ещё одно животное (рассматривание через документ ­  камеру  паука). Можно ли его считать насекомым? Вывод: паук — не насекомое, так как отсутствуют признаки. ­Ребята, какую роль играют насекомые в жизни человека?  ­ Хочу рассказать вам сказку «Спор животных»: собрались все животные в круг и начали спорить,   кто   важней   всего,   а   кого   нужно   убрать   из   насекомых.   Медведь   говорит:   « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только   полезных   насекомых,   а   то   эти   комары   и   мухи   только   кусаются   да   инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…  Что решили животные? Вывод: насекомые все нужны.   Многие насекомые не только приносят пользу., но и  украшают природу.  Посмотрите сюжеты, которые сняли ребята — пятиклассники. Каких насекомых вы  увидите? IV. Закрепление. 1. Выполнение задания на ИД (распределить животных на группы). 2. Работа по учебнику (с. 32 — 33)  ­ Рассмотрите рисунок на с. 32  ­ Какое из этих животных насекомое? Прикройте кружком.  ­ Рассмотрите строение тела бабочки. Сколько ног у стрекозы и божьей коровки?Учитель загадывает загадки. Дети отгадывают и прикрывают кружками рисунки в учебнике на с. 33 с соответствующим насекомым. Не зверь, не птица. Нос, как спица. Летит­ кричит, Сядет­молчит. Кто его убьёт­ Свою кровь прольёт. (Комар) Кто над нами вверх ногами Ходит­ не страшится, упасть не боится. (Муха) С ветки на тропинку, с травки на былинку Прыгает пружинка­ зелёная  спинка. (Кузнечик) Где сладко, там она кружит, как пчела. Она жалит и  жужжит, как пчела. И попадается в компот, как пчела. Вот  только мёду не даёт как пчела. (Оса) Необычный я усатик. Я отважный клоп­....(солдатик) Чтение вывода в учебнике. Беседа по охране насекомых. ­Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых?  ( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу,  вести акции по  охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе) V. Рефлексия учебной деятельности.  Продолжите предложение ...  «Я узнал», ( новое о насекомых) «Я повторил», ( группы животных) «Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются) «Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)  ­ Раскрасьте силуэты насекомых, которые лежат на ваших партах и давайте украсим ими  зелёный луг (рисунок).  ­ Посмотрите как ярко и красиво у нас получилось. Значит у всех хорошее настроение  после сегодняшнего урока. Спасибо за работу!