Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
15.06.2017
Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)
Урок окружающего мира (УМК "Перспектива", 3 класс (учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой)составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В ходе урока реализован системно-деятельностный подход, дети в процессе собственной деятельности знакомятся с понятиями "минералы", "горные породы", "полезные ископаемые", раскрывают роль добычи полезных ископаемых в деятельности человека и приходят к выводу о бережном отношении к полезным ископаемым.Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Перспектива"
3 класс Конспект урока окр. мира.doc
Конспект урока  Преподаватель Шадрова Наталья Васильевна  Предмет : окружающий мир  Тема: «Кладовые Земли» Класс: 3 УМК: «Перспектива» Основное содержание темы: изучение полезных ископаемых, использование их  человеком.  Термины: жидкость, твердое тело, газ, горные породы, минералы, полезные  ископаемые, месторождение, скважина, карьер,  шахта. Цель урока: знакомство с  понятиями «минералы», «горные породы», «полезные  ископаемые», раскрытие роли  добычи полезных ископаемых в деятельности человека. Задачи урока:  Воспитывать бережное отношение к природным богатствам   Актуализировать знания о веществах.   Ознакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение». Планируемые результаты:  Личностные умения: — проявлять бережное отношение к природным богатствам. Познавательные умения:  — раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;  — различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;  —   определять   значение   полезных   ископаемых   для   хозяйственной   деятельности человека и обосновывать своё мнение;  Регулятивные умения:  — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;  — выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.  Коммуникативные умения:  — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.  Предметные умения:  —   рассказывать   о   свойствах   полезных   ископаемых;   о   месторождениях  и   способах добычи полезных ископаемых; — наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;  Оборудование:  Компьютер учителя;  Проектор;  Экран;  Коллекция горных пород и минералов  Раздаточный справочный материал  Экземпляры гранита, лупа Ход урока. I. Организационный момент. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Не бойтесь ошибиться,  Ведь вы пришли учиться. II. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Ребята, начать наш урок мне бы хотелось со слов нашего российского писателя М.  Пришвина Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими  сокровищами жизни.    М. Пришвин  Как вы понимаете эти слова? Прежде чем изучать новое, давайте повторим пройденное. Закончите фразу… Любой предмет или объект, который есть в окружающем нас мире – это… (тело). Любое тело состоит из …(вещества).  По своим состояниям вещества бывают…(жидкими, твердыми, газообразными)  У планеты Земля есть 2 богатства – это …(воздух и вода). Почему мы называем их  одними из главных богатств нашей планеты? Но у Земли есть и другие богатства.. Послушайте стихотворение… О чем идет речь? Какие хитрые секреты  Таят обычные предметы:   Блестят в солонке минералы!  Снежинки – это же кристаллы!  Фольга, скрывавшая конфету ­  Металл такой же, как в ракетах.  Таит его простая глина,  Сестра сапфира и рубина!  А коль споткнешься ты о камень,  Не думай, что виной булыжник,   И тут всесильная природа  Тебе подсунула породу! ­ Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? ­ Прочитайте тему урока. “Кладовые земли” Кладовые… Что в них хранят? (Запасы) А какие же запасы есть у нашей планеты?  Дам вам подсказку… «Полезные ископаемые» (на слайде) ­ Какие поставим для себя вопросы?(Что такое полезные ископаемые? Почему они  называются полезными? Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как  люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их  добывают?) III. Учебно­познавательная деятельность. 1. Работа в парах. Исследование.  На какой вопрос мы должны ответить в первую очередь?  (Что такое “полезные” и  “ископаемые”?)  Где можно найти ответ на этот вопрос? (Можно посмотреть в учебнике или использовать раздаточный материал)  Прочитайте статью, которая лежит у вас на парте. Найдите ответы на этот вопрос.  Можно важные слова подчеркивать карандашом.  Дайте определение, что такое полезные ископаемые.  Проверим себя по слайду  Полезные ископаемые” ­ природные богатства, которые люди добывают из  глубины земли и её поверхности и используют.   2. Практическая работа. «Состав гранита» Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с одним полезным ископаемым. Кто  догадался? Эти образцы перед вами.  Это гранит. Работать мы будем в группах, поэтому вспомним правила работы в группах. (Слайд!)  Работа в группах. Исследование свойств гранита. План работы у вас есть в таблице,  результаты тоже заносим туда же. Исследование свойств гранита                                  Исследование свойств гранита                         Цвет/прозрачность Состояние  Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) (жидкое , твердое,  газообразное) Прочность Запах Состав Прочность Запах Состав Проверка результатов по таблице. Про цвет пока ничего не спрашиваю. ­ Давайте рассмотрим образец гранита перед вами. ­ Определите, какого цвета гранит и из чего состоит? Почему цвет разный?  (Предположение детей). Цвет гранита зависит от вкраплений, зерен полевого шпата  (серые или розовые) Черные зерна – слюда, белые, блестящие – кварц. Слово «гранит» произошло от латинского слова «гранула» — зерно. Гранит — это  неоднородное вещество, а смесь веществ. Попробуйте разрушить камень. Гранит – очень прочная горная порода. Слайд!  А что такое полевой шпат, кварц и слюда? (это минералы)  Если соединить их вместе, что получится?(Горная порода гранит)  Что такое гранит?  Сейчас Лиза нам об этом расскажет(Лиза рассказывает)  Спасибо Лиза!   Теперь давайте посмотрим на следующее задание. Мы все время говорим про  минералы  и  горные  породы.  Но  мы  так  и  не  знаем  что  это  такое!  Давайте  попробуем выяснить!  Что  такое  минералы  (однородное  по  составу  природное  тело)  Возьмём  любой минерал из коробочки, посмотрим на него ещё раз. Согласны с этим?  Тогда давайте запишем.  А  что  такое  горная  порода,  из  чего  состоит?  (из  нескольких  минералов)  Посмотрим  ещё раз на гранит. Запишем.  Давайте  приведём  примеры  минералов 3.Работа по учебнику. С.70­71 ­Появилось НОВОЕ СЛОВО Найдите значение слова «минералы». (Природные вещества.)  ­Найдите значение выражения «горные породы».  (Природное соединение одного или нескольких минералов.) Гранит­ горная порода ­Назовите минералы. (Полевой шпат, кварц, слюда.)  ­Назовите горные породы. (Песок, глина, гранит, мел, мрамор) ­Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение.  5. Работа по учебнику. С. 72­73 Минералы и горные породы – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые  бывают жидкие, твердые и газообразные ­ Назовите твёрдые полезные ископаемые. (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.)  ­ Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Нефть, природный газ.)  ­ Как человек использует в своей жизни полезные ископаемые? Сообщения   детей   о   применении   гранита,   песка,   глины,   известняка (Строительные ПИ)  Какую еще пользу приносят ПИ? …в быту, на производстве Они бывают рудные и горючие(топливные) Т.е   мы   с   вами   доказали,   что   полезные   ископаемые   нужны   человеку   и   они   или   их производные необходимы в жизни человека. Возникает вопрос… Как же добывают такие полезные ископаемые? ­Полезные ископаемые добывают открытым и закрытым способом.  Карьер – это открытый котлован (открытый способ). Шахта – это глубокий колодец (закрытый способ). ­ Посмотрите на слайды, как добывают каменный уголь.  Каменный уголь в основном залегает под землей. Для того, чтобы его добыть  приходиться рыть глубокие колодцы – шахты, и добывать его под землей. Специальный  лифт (клеть) опускает людей. Шахтеры отбойными молотками добывают каменный  уголь, загружают его в вагонетки. Специальный лифт  поднимает полезные ископаемые.  Шахты бывает глубокие, до 2 км. Работа в шахте опасна: обвалы, взрыв газов,  затопление водой. Для добычи нефти бурят скважины. Это открытый или закрытый способ добычи? ­А как же люди узнают, что именно в данном месте надо добывать полезные  ископаемые? ­ Объясните значение слова «месторождение». Месторождения полезных ископаемых находят геологи. Эта работа очень сложная, ответственная и опасная. 6.Итог урока. Игра «Я ­ геолог». По описанию надо узнать полезное ископаемое. Рефлексия. Кому было интересно на уроке? Что нового вы узнали? Кто может оценить свою работу на уроке на «5», «4»? Полезные ископаемые –это… Чем отличается горная порода и минерал? Месторождение – это… Какие бывают полезные ископаемые? Какими способами их добывает человек? Игра «да­нет» Человек использует некоторые полезные ископаемые при строительстве зданий. В строительстве используют каменный уголь, гранит, глину. Из песка делают стекло. Из руды человек получает металлы.  Нефть, газ помогают человеку отапливать дома. Ищут полезные ископаемые строители. Исследование свойств гранита                                  Исследование свойств гранита                         Цвет/прозрачность Состояние  Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) (жидкое , твердое,  газообразное) Прочность Запах Состав Исследование свойств гранита                    Исследование свойств гранита                     Прочность Запах Состав Цвет/прозрачность Состояние  Прочность Запах Состав (жидкое , твердое,  газообразное) Цвет/прозрачность Состояние  Прочность Запах Состав (жидкое , твердое,  газообразное) Исследование свойств гранита                      Исследование свойств гранита                   Цвет/прозрачность Состояние  Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) (жидкое , твердое,  газообразное) Прочность Запах Состав Исследование свойств гранита                     Исследование свойств гранита                    Прочность Запах Состав Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) Прочность Запах Состав Исследование свойств гранита                   Исследование свойств гранита                      Прочность Запах Состав Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) Цвет/прозрачность Состояние  (жидкое , твердое,  газообразное) Прочность Запах Состав Исследование свойств гранита                            Исследование свойств гранита        Цвет/прозрачность Состояние  Цвет/прозрачность Состояние  Прочность Запах Состав (жидкое , твердое,  газообразное) (жидкое , твердое,  газообразное) Прочность Запах Состав Прочность Запах Состав             Игра «Я ­геолог»            Я геолог 1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями этого полезного ископаемого. Цвет его зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется в горных регионах, в глубинах земли. Я геолог 2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. _______________________________________ Я геолог 3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. Я геолог 4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки. _________________________________ Я геолог 1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Ископаемые человеком от её каменной оболочки. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Ископаемые человеком от её каменной оболочки. - потому что служат человеку, то есть по его воле Полезные превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Ископаемые человеком от её каменной оболочки. Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Кладовые Земли" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017