Конспект для 2 класса. Цель данного урока- создание условий для расширения знаний о значении диких животных в жизни человека и природы. На уроке обучающиеся отгадывают ребусы, заполняют кластер, находят слово среди букв, читают текст и отвечают на вопросы, работают в тетрадях.
Урок окружающего мира. Тема урока: Значение диких животных
Цель: создание условий для расширения знаний о значении диких животных в жизни
человека и природы.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: называть признаки, отличающие домашних животных от диких,
сравнивать характерные для животных способы питания, определять характер
взаимоотношений человека и природы, получит возможность научиться: описывать
наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в
учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии строит ответ в
устной форме, проводить сравнение объектов; получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Регулятивные: Обучающийся научится: понимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале; проговаривать вслух результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы; получит возможность научиться: сотрудничать с учителем,
классом, находить несколько вариантов решения.
Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование нескольких точек
зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в обращении правила
вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для окружающих
высказывания, задавать вопросы.
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к учебной
деятельности, интерес к учебному материалу, представления о ценности и уникальности
природного мира, природоохране, здоровьезберегающем поведении.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: дикие животные, животныевредители
Записи на доске: бионика.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Организация пространства: фронт, индивид., групповая.
Ход урока
I. Орг. момент. Самоопределение деятельности.
II. Актуализация опорных знаний УУД.
– Разгадайте ребусы:
а)
(Лиса.) (Заяц.)
б)
(Волк.)
в)
– Назовите одним словом. (Это дикие животные.)
Заполните схему.Животные
Дикие ?
Чем дикие животные отличаются от домашних?
Приведите примеры диких и домашних животных, которых вы видели и о которых
читали.
III. Объяснение нового материала.
1.Постановка цели урока
а) Открытие детьми новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического учебного материала (правил, понятий). Первичное восприятие и усвоение
нового теоретического учебного материала (правил).
О каких животных сегодня пойдет речь?
Что можем узнать о них того, что еще не знаем?
Верно, узнаем, зачем дикие животные нужны человеку и природе.
Будем заполнять «Кластер»
Пища одежда
Значение диких животных
Как вы думаете с каких времен жизнь человека связана с дикими животными?
– Жизнь человека связана с животными с давних времен. Большую роль дикие животные
играли в жизни древних людей.
Прочитайте текст на стр.35 учебника 1 абзац.
Обратите внимание на рисунок с изображением древнего человека, рассмотрите его
одежду, жилище, украшения, орудия труда. (Ответы детей)
Чтобы обеспечивать себя пищей, люди ловили рыбу, охотились на птиц, зверей. Из шкур
диких зверей мастерили одежду и обувь. Из костей рыб и зверей, зубов и рогов делали
иглы, наконечники для копий, украшения.
– Влияют ли дикие животные на жизнь современного человека? (В наши дни люди
занимаются охотой и рыболовством, чтобы обеспечить себя пищей. На прилавках
продовольственных магазинов можно увидеть свежую, замороженную, соленую,
копченую морскую и речную рыбу, рыбные консервы, икру, а также кальмаров, мидий,
креветок, крабов, мясо кабанов и оленину…).
В древности люди из шкур диких животных делали себе жилье. Но в наше время дома
строят из кирпича, древесины, железобетонных блоков, а крыши покрывают черепицей,
различными пластмассами, стеклом.
Люди научились изготавливать одежду из искусственного меха, кожи, тканей. Хотя жители
полярных областей и сейчас предпочитают теплую одежду из натурального меха.
Нет необходимости современному человеку охотиться на диких животных, чтобы
изготавливать иглы, ножи, другие орудия труда, которые делают из металла.
И украшения сейчас другие: из золота, серебра, драгоценных камней, пластмассы,
искусственного жемчуга.
Однако и в настоящее время натуральный жемчуг добывают из раковин моллюсков. А на
прилавках магазинов можно увидеть перламутровые пуговицы, изготовленные из раковин
беззубок, перловиц и других моллюсков.
Заботятся ли люди о диких животных?
Прочитайте текст на стр. 36 1 абзац.
– Как люди заботятся о животных? (На рыбных заводах в искусственных бассейнах
выращивают рыб, а подросших мальков выпускают в реки, пруды, озера. Создаютзаповедные места, где никто не мешает размножению пушных зверьков; редких зверей
(соболь, бобер) не только оберегают, но и расселяют в новые места. Строго
определяют сроки охотничьего сезона: охота разрешается по особым удостоверениям
– лицензиям, в которых указано, где, когда, кому и сколько животных можно добыть.)
Как человек еще может помочь диким животным?
– Животным необходимо помогать и их охранять. Зимой в водоемах делать лунки во льду,
чтобы рыба не задохнулась от недостатка кислорода, следует расчищать стоки в озерах, в
которых от застоя начинает портиться вода.
Весной, когда водоемы выходят из берегов, на затопленных лугах остается много мальков.
Когда уровень воды спадает и реки входят в свои берега, дети и взрослые на лугах
набирают воду с мальками в ведра и выпускают мальков в реки.
Интересно ли наблюдать за животными?
– Рассмотрите рисунок в учебнике.
– Что дает человеку наблюдение за животными? (Для современного человека животные
имеют большое эстетическое значение. Люди получают огромное удовольствие от
наблюдения за дикими животными. Писатели пишут о них книги, художники создают
картины.)
– Наблюдения за животными помогли ученым сконструировать и усовершенствовать
многие технические аппараты.
– Какие «подсказки» природы использовал человек, создавая данные средства
передвижения?
Отгадайте слово, которое здесь спряталось : вредители
вдеирелти
Кого называют вредителями?
Изучение диких животных позволило человеку выявить животныхвредителей.
Рассмотрите в паре рисунок на стр. 38.
Расскажите, какой ущерб наносят человеку комар, платяная моль, бабочка и гусеница
капустной белянки, колорадский жук и его личинки, мышь.
Какое значение диких животных в природе?
Чтение текста на стр. 38. Обсуждение.
IV. Итог урока.
– Какое значение имеют дикие животные в жизни человека и в природе. (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).
Все животные важны!
Рефлексия.
V. Работа в тетради.
З а д а н и е 43. Учащиеся отмечают одинаковыми значками рисунок с изображением
изделия и того животного, секрет которого человек разгадал и использовал в создании
этого изделия:
а) Пингвин и снегоходная машина «Пингвин».
б) Вертолет и стрекоза.
в) Дельтаплан и летучая мышь.
– Пингвины заинтересовали ученых своеобразным способом передвижения по рыхлому
снегу. Они ложатся на живот и, отталкиваясь крыльями и лапами, скользят по снегу со
скоростью 25 км/ч. Используя механизм этого передвижения, ученые создали снегоходную
машину «Пингвин». Машина дном скользит по рыхлому снегу, а колесами отталкивается от
него.Стрекозы не только легко передвигаются в воздухе (вперед и назад, вправо и влево, вверх и
вниз), но и «зависают» в пространстве. Ученые изучили механизм передвижения и
«зависания» стрекозы, и это помогло им в создании вертолета.
З а д а н и е 44.
– Напишите названия животныхвредителей сельского хозяйства.
– Соедините каждого нарисованного животного с изображением культурного растения,
которому оно наносит вред.
(cid:159) Яблонная плодожорка – яблоня.
(cid:159) Капустная белянка – капуста.
(cid:159) Колорадский жук – картофель.
VI. Домашнее задание. Читать учебник стр. 3538. Составить кроссворд из 5 вопросов по
теме «Значение диких животных».
Доклад на тему
БИОНИКАПрирода гениальный конструктор, инженер, великий строитель. Её творения
отличаются красотой, прочностью и надёжностью при малых затратах строительного
материала.
Существует целая наука, которая знания о строение животных и других объектов
природы воплощает в жизнь. Называется она бионика. Ей занимаются люди самых разных
профессий: биологи, врачи, физики, инженеры, математики. Давайте узнаем, о бионике
побольше.
Самолёты, вертолёты, подводные лодки – принципы их строения выявила
«бионика».
Способность тараканов и некоторых жуков передвигаться по пересеченной местности
натолкнула на мысль создания вездеходов и луноходов.
Строение глаза мухи нашло техническое воплощение в специальной фотокамере.
По аналогии с особенностями зрения некоторых хищных животных создан прибор ночного
видения «кошачий глаз».
Изучение механизма работы передних конечностей крота помогло создать землеройные
машины.
Клюв веретенника подал идею создания операционных ножниц и пинцета.
Лапы ловчих птиц подсказали идею изобретения экскаватора.
Осьминог помог придумать технические присоски.
Идею создания очков для слепых подали летучие мыши.
Принцип скольжения пингвинов по рыхлому снегу воспроизведён в конструкции снегохода
«Пингвин».
Дикие животные хранит ещё множество загадок. они будут удивлять мир человека.
Человек – это творец, искатель будет стремиться постигнуть эти тайны.