Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности
Задачи урока:
Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;
Формировать умение общаться, сотрудничать;
Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;
Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение
Учебно-методическое обеспечение: учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 г
Время реализации урока: 45 минут
конспект.docx
Автор: Божко Анна Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №2 им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Ростовской области
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: «Царица – водица»
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни
человека на основе поисковой деятельности
Задачи урока:
Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и
экологических проблемах, связанных с водой;
Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору
жизни на Земле;
Формировать умение общаться, сотрудничать;
Способствовать развитию эмоциональночувственной сферы учащихся;
Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное,
приводить примеры.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: коммуникативно деятельностное общение
Учебнометодическое обеспечение: учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д.
Окружающий мир: 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 г
Время реализации урока: 45 минут
Авторский медиапродукт: редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор
Microsoft Word, презентация, созданная в среде POWER POINT; вид медиапродукта:
наглядная презентация учебного материала
Необходимое оборудование и материалы для уроказанятия: интерактивная
доска, мультимедиапроектор, компьютер, рабочие листы для учащихся, памятки по
охране воды, рисунки «капельки», глобус, посуда для демонстрации, картинки
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация Организационный момент
Вхождение в тему
Актуализация опорных знаний учащихся
Работа над темой, открытие нового знания
Закрепление изученного
Рефлексия деятельности
Ход урока:
I Организационный момент:
Приветствие «Ладошка к ладошке»:
2 мин.
3 мин.
5 мин.
20 мин.
10 мин.
5 мин.
У: Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали,
какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с
вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку,
призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
Слайд 1: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».
У: Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
У: Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым
знаниям и большому успеху.
II Вхождение в тему:
У: Каждый из вас пришел в школу с какойто целью. С какой?
Д: Научиться чемуто новому.
У: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором
было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на
другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то,
что уже знаешь?» Что, повашему, это значит?
Д: Нужно учить новое, не забывая старого.
Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи:
У: О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами. Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
У: Прочитайте записанные слова. Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет
остальные слова? Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Слайд3: «Царица – водица»
III Актуализация опорных знаний учащихся:
У: Тема сегодняшнего урока «Царица – водица». Вода сопровождает каждое
мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По
видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое значение в
жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде.
Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода
необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без
пищи, но только одну неделю без воды.
У: Сейчас ребята расскажут о воде.
Инсценировка стихотворения о воде: (дети читают наизусть по строчкам)
У: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Слайд 4: В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Слайд5: Как сосулька замерзает,
Слайд 6: В лес туманом выползает.
Слайд 7: Ледником в горах зовётся,
Слайд 8: Лентой серебристой вьётся.
Слайд 9: Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Слайд 10: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит, Слайд 11: Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
У: Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Слайд 12:
У: Французский писатель Антуан де СентЭкзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни
вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая,
что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты
самое большое богатство на свете»
У: Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько только
экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно пытаются
достучаться до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько, сколько она знает
о нас, пока не получается.
Только сравнительно недавно были обнаружены уникальные, неизвестные и
удивительные свойства воды, вызвавшие у людей сенсацию. Вода нас понимает! Вода
обладает памятью! Она всё слышит, видит и записывает. Вода реагирует на все, что
вокруг нее происходит, на любые действия. Такого, признаться, никто не ожидал.
Будьте осторожны в присутствии воды! Хотя она – везде. И в нас, разумеется, не
забыли? Следите за своими мыслями, словами, поступками – вас записывают… Если
человек обращается с хорошими и добрыми мыслями к воде, благословляет и
боготворит ее, говорит ей «спасибо» качество этой воды поднимается. Такая вода
будет положительно влиять на тело человека и на его самочувствие. Очень важно
помнить, что желая кому то зла, ругаясь, злясь и завидуя, мы в первую очередь
причиняем неприятности себе.
Но в то же время, именно она обладает необычными свойствами, например, в
отличие от других веществ, только вода при охлаждении расширяется. Это
единственное вещество на Земле, которое может находиться сразу в трех
состояниях. В каких? (ответы детей) Вы слышали об этом в стихотворении. Ученые
называют воду бесценным компьютером. Так вода с её памятью в зависимости от
внешнего воздействия образует кристаллы различного вида. Это убедительно показал
президент Токийского института общих проблем доктор Массару Эмото, знаменитый японский ученый и целитель. Посмотрите на фотографии, которые заставляют
крепко задуматься.
Слайд: 13, 14, 15, 16
Составление синквейна:
У: Прослушав стихотворение о воде, используя свои знания, давайте скажем о ней:
какая вода? (два прилагательных)
Что делает? (три глагола)
Составьте предложение из 4 слов, выразив свое отношение к воде, можно
использовать пословицу.
С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить
свое чувство.
Вода
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Жизнь
IV Работа над темой, открытие нового знания:
Постановка целей урока:
У: О чем важном сегодня пойдет речь на уроке?
Д: О важности воды в жизни человека, растений и животных пойдет речь сегодня
на уроке.
У: Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
У: Нашу планету называют голубой. Почему?
У: На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете? Выберите.
Слайд 17: озеро море река пруд ручей океан
болото ванна водохранилище
Региональный компонент:
У: Какие из этих водоемов есть в нашем крае? (озеро, река) У: Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую
поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в
газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на
вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода,
пропитывающая почву и горные породы (при копании – сырая земля).
У: Не слишком ли много на свете воды? (проблемный вопрос)
У: Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой
океан, которым мы называем всю воду, это чтото вроде гигантского котла
центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта
прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные
морозы, что погибнет всё живое.
У: Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для
нужд человека. Почему? (ответы детей)
У: В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная. Если
представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет
всего лишь полстакана (показываю посуду с водой).
У: Составьте пословицу из слов: (рабочий лист 1 задание)
Слайд 18: Не всякая водица для питья годится
У: Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
У: Почему нельзя пить воду изпод крана?
У: Вода, которая течет изпод крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется
в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной изза различных присутствующих
в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают
улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно
наносят ему вред.
У: Выясним, что значит вода для человека, растений, животных.
Исследовательская деятельность работа с текстом :
У: Послушайте стихотворение, которое написал школьник Ваня Волков.
Чтение стих. в учебнике «цепочкой» – стр. 2021
У: Как бы вы озаглавили? Дайте ему название. В каком предложении выражена
главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)
У: Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.
Слайд 19: Использование воды человеком У: О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)
У: От простой воды и мыла у микробов тают силы!
Физминутка:
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Самостоятельная работа:
У: Продолжим работу по теме урока.
Чтение текста в рабочем листе (2 задание), используя метод «Пометки на полях»
(или «Инсерт»)
Слайд 20:
У: В процессе работы над текстом делайте пометки.
Проверка:
У: Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.
V Закрепление изученного:
Методика «Хорошо плохо»
У: Дождь идет, это хорошо почему?
Д: Он поливает растения.
У: Дождь это плохо, почему?
Д: Нельзя гулять …
У: Вода – это хорошо – почему? Д: Вода нужна для питья; чтобы умыться и вымыть руки; можно водой
закаляться; играть с водой; готовить еду; мыть посуду, полы, игрушки; стирать
одежду; поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле
воды обитают птицы.
У: Но вода это плохо. Почему?
Д: Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой
можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно
поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что
корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда
вода разрушает дома.
У: Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и
даже приносит вред.
Оценивание работы учащихся
У: Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых
существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?
Слайд 21: Воду надо беречь и охранять!
У: К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле
очень неразумно. В быту капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду
оставляем открытой. Но такое расточительное расходование воды не самый опасный
источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла
угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки,
озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле
них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.
Решение экологических задач: (рабочий лист 3 задание)
Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов
выбрасывает завод за 2 минуты?
1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько
чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
У: Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)
У: Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы?
Давайте разберемся.
Составление плана по охране водоемов:
У: Как мы можем охранять пресную воду?
Д: Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;
не мусорить на водоемах, в местах отдыха; следить за чистотой природных источников.
У: Что значит выражение «экономно расходовать воду»? (ответы детей)
Работа в парах:
У: Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, на две части: в
одну сторону положить картинки, как можно вести себя в быту, в другую сторону –
как нельзя.
Проверка: дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик,
другой – объясняет выбор.
Физминутка: игра «Согласен – не согласен»
У: Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны –
потопайте.
1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем)
2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем)
3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем)
4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)
5. Воду можно пить изпод крана (топаем)
6. Без воды нет жизни (хлопаем)
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с
которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде
учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят
«СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
VI Рефлексия деятельности:
Слайд 22
У: Закончите предложение:
Я не знал, что …
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
Я понял, что …
Упражнение «Сели, встали, встали выше»
У: Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на
стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем
выше вы должны находиться.
У: Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?
У: Покажите, насколько вы устали? У: Вам понравилось работать в парах?
У: Какое у вас сейчас настроение?
У: Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни?
У: А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, я вам дарю памятки с
правилами поведения у водоемов. Помните о могуществе собственной мысли, о
влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова.
Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем
спасибо за урок.
Список литературы:
1. Поглазова, О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: учебник для 2 класса в 2 частях.
– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009;
2. Поглазова, О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для
2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009
3. Горощенко В. П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей
начальных классов. – М.: Просвещение, 2007
4. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные
уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004. Рабочий лист
1. Из слов, данных в скобках, выберите нужное, составьте пословицу:
Не всякая (вода, водица) для питья (пригодна, годится).
2. Прочитайте текст. С помощью маркировочных знаков отметьте
предложения, в которых говорится об использовании воды.
Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают влагу из почвы и
воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – это их водопои. Каждый
день вы тоже потребляете воду: едите суп, пьёте чай, компот.
Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить
культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и
сахара, других продуктов питания. Без воды погибнут животные.
3. Решите экологические задачи: 1) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров
отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
2) 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько
литров чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.