Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Оценка 4.8

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
21.04.2017
Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности Задачи урока:  Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;  Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;  Формировать умение общаться, сотрудничать;  Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;  Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Тип урока: комбинированный Вид урока: коммуникативно -деятельностное общение Учебно-методическое обеспечение: учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 г Время реализации урока: 45 минут
конспект.docx
Автор: Божко Анна Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя  общеобразовательная школа №2  им. А. А. Араканцева  г. Семикаракорска»  Ростовской области Предмет: окружающий мир Класс: 2 Тема: «Царица – водица» Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни  человека на основе поисковой деятельности Задачи урока:   Расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и  экологических проблемах, связанных с водой;  Формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору  жизни на Земле;  Формировать умение общаться, сотрудничать;  Способствовать развитию эмоционально­чувственной сферы учащихся;  Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное,  приводить примеры. Тип урока: комбинированный Вид урока: коммуникативно ­деятельностное общение Учебно­методическое обеспечение: учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д.  Окружающий мир: 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 г Время реализации урока: 45 минут Авторский медиапродукт: редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор  Microsoft Word, презентация, созданная в среде POWER POINT; вид медиапродукта:  наглядная презентация учебного материала Необходимое оборудование и материалы для урока­занятия: интерактивная  доска, мультимедиапроектор, компьютер, рабочие листы для учащихся, памятки по  охране воды, рисунки ­ «капельки», глобус, посуда  для демонстрации, картинки План проведения урока: Этапы урока Временная реализация Организационный момент Вхождение в тему Актуализация опорных знаний учащихся Работа над темой, открытие нового знания Закрепление изученного Рефлексия деятельности Ход урока: I Организационный момент: Приветствие «Ладошка к ладошке»: 2 мин. 3 мин. 5 мин. 20 мин. 10 мин. 5 мин. У: ­ Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали,  какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с  вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку,  призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха. Слайд 1:   «С маленькой удачи начинаются большие успехи». У: ­ Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей) У: ­ Надеюсь, что и ваши маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым  знаниям и большому успеху.  II Вхождение в тему:  У: ­ Каждый из вас пришел в школу с какой­то целью. С какой?  Д: ­ Научиться чему­то новому. У: ­ «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором  было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на  другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то,  что уже знаешь?» Что, по­вашему, это значит?   Д: ­ Нужно учить новое, не забывая старого. Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи: У: ­ О чем будем сегодня вести разговор, я надеюсь, вы мне скажите сами. Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса. У: ­ Прочитайте записанные слова.  Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет  остальные слова? Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Слайд3: «Царица – водица» III Актуализация опорных знаний учащихся:  У: ­ Тема сегодняшнего урока «Царица – водица». Вода сопровождает  каждое  мгновение нашей жизни. Трудно представить, чтобы делало человечество без неё. По­ видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое значение в  жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано воде.  Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода  необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без  пищи, но только одну неделю без воды.  У: ­ Сейчас ребята расскажут о воде.  Инсценировка стихотворения о воде: (дети читают наизусть по строчкам) У: ­ Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Слайд 4:       В луже, в море, океане            И в водопроводном кране.  Слайд5:       Как сосулька замерзает, Слайд 6:       В лес туманом выползает. Слайд 7:     Ледником в горах зовётся,  Слайд 8:    Лентой серебристой вьётся.  Слайд 9:    Средь высоких стройных елей          Рушится потоком селей. Слайд 10:  На плите у вас кипит,         Паром чайника шипит, Слайд 11:   Растворяет сахар в чае.          Мы её не замечаем. У: ­ Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! Слайд 12:                               У: ­ Французский писатель Антуан де Сент­Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни  вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая,  что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты  самое большое богатство на свете» У: ­ Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько только  экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно пытаются  достучаться  до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько, сколько она знает  о нас, пока не получается. Только сравнительно недавно были обнаружены уникальные, неизвестные и  удивительные свойства воды, вызвавшие у людей сенсацию. Вода нас понимает! Вода  обладает памятью! Она всё слышит, видит и записывает. Вода реагирует на все, что  вокруг нее происходит, на любые действия. Такого, признаться, никто не ожидал.  Будьте осторожны в присутствии воды! Хотя она – везде. И в нас, разумеется, не  забыли? Следите за своими мыслями, словами, поступками – вас записывают… Если  человек обращается с хорошими и добрыми мыслями к воде, благословляет и  боготворит ее, говорит ей «спасибо» ­ качество этой воды поднимается. Такая вода  будет положительно влиять на тело человека и на его самочувствие. Очень важно  помнить, что желая кому­ то зла, ругаясь, злясь и завидуя, мы в первую очередь  причиняем неприятности себе.  Но в то же время, именно она обладает необычными свойствами, например, в  отличие от других веществ, только вода при охлаждении расширяется. Это  единственное вещество на Земле, которое может находиться  сразу в трех  состояниях. В каких? (ответы детей) Вы слышали об этом в стихотворении. Ученые  называют воду бесценным компьютером. Так вода с её памятью в зависимости от  внешнего воздействия образует кристаллы различного вида. Это убедительно показал президент Токийского института общих проблем доктор Массару Эмото, знаменитый японский  ученый  и целитель. Посмотрите на фотографии, которые заставляют  крепко задуматься. Слайд: 13, 14, 15, 16 Составление синквейна: У: ­ Прослушав стихотворение о воде, используя свои знания, давайте скажем о ней:  какая вода? (два прилагательных)   ­  Что делает? (три глагола)   ­ Составьте предложение из 4 слов, выразив свое отношение к воде, можно  использовать пословицу.    ­ С чем ассоциируется вода? Назовите одно слово, через которое можете выразить  свое чувство. Вода Прозрачная, чистая Журчит, льется, бежит Без воды нет жизни Жизнь IV Работа над темой, открытие нового знания: Постановка целей урока: У: ­ О чем важном сегодня пойдет речь на уроке?  Д: ­ О важности воды в жизни человека, растений и животных пойдет речь сегодня  на уроке.  У: ­  Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем? У:  ­ Нашу планету называют голубой. Почему? У:  ­ На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете? Выберите. Слайд 17:            озеро  море  река  пруд  ручей  океан                                болото  ванна  водохранилище    Региональный компонент:  У: ­ Какие из этих водоемов есть в нашем крае? (озеро, река) У: ­ Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится под воду на 3 км. Много воды находится в  газообразном состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода,  пропитывающая почву и горные породы  (при копании – сырая земля). У: ­ Не слишком ли много на свете воды? (проблемный вопрос)  У: ­ Как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это что­то вроде гигантского котла  центрального отопления земли! Солнце все лето греет его воды, а зимой эта  прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле. Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.  У: ­ Несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь часть её пригодна для  нужд человека. Почему?  (ответы детей) У: ­ В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная. Если  представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная займет всего лишь полстакана  (показываю посуду с водой). У: ­ Составьте  пословицу из слов: (рабочий лист ­ 1 задание) Слайд 18:   Не всякая водица для питья годится У: ­ Как вы понимаете эту пословицу?  (ответы детей) У: ­  Почему нельзя пить воду из­под крана? У: ­ Вода, которая течет из­под крана, хлорируется.  Очень часто хлор чувствуется в воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из­за различных присутствующих  в ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают  улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно  наносят ему вред.   У:  ­ Выясним, что значит вода для человека, растений, животных. Исследовательская деятельность ­ работа с текстом : У: ­ Послушайте стихотворение, которое написал  школьник Ваня Волков. Чтение стих. в учебнике «цепочкой» – стр. 20­21 У: ­ Как  бы вы озаглавили? Дайте ему название. В каком предложении выражена  главная мысль? ( Без воды нам жизни нет) У: ­ Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды. Слайд 19: Использование воды человеком У: ­ О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике) У: ­ От простой воды и мыла у микробов тают силы! Физминутка:  Льется чистая водица. Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево, Опусти головку вниз И тихонечко садись. Самостоятельная работа:  У: ­ Продолжим  работу по теме  урока.  Чтение текста в рабочем листе (2 задание), используя метод «Пометки на полях»  (или «Инсерт») Слайд 20:   У: ­ В процессе работы над текстом делайте пометки. Проверка:  У: ­ Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили. V Закрепление изученного: Методика «Хорошо ­ плохо» У: ­  Дождь идет, это хорошо ­ почему?  Д: ­  Он поливает растения.  У: ­  Дождь ­ это плохо, почему?  Д: ­  Нельзя гулять … У: ­  Вода – это хорошо – почему? Д: ­  Вода нужна для питья; чтобы умыться и вымыть руки; можно водой  закаляться; играть с водой; готовить еду; мыть посуду, полы, игрушки; стирать  одежду;  поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.  У:  ­  Но вода ­ это плохо. Почему?   Д: ­  Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой  можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно  поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что  корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда  вода разрушает дома.  У: ­ Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной и  даже приносит вред.  Оценивание работы учащихся У: ­ Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых  существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же  надо относиться к воде? Слайд 21:    Воду надо беречь и охранять! У: ­ К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле   очень неразумно. В быту капают краны, протекают трубы, иногда и вовсе воду  оставляем открытой. Но такое расточительное расходование воды не самый опасный  источник возникновения водного голода на планете. В наше время над водой нависла  угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки,  озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле  них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и бытовые отходы.  Решение экологических задач:  (рабочий лист ­ 3 задание) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов  выбрасывает завод за 2  минуты? 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько  чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод? У: ­ Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха) У: ­ Так что же делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы?  Давайте разберемся.  Составление плана по охране водоемов: У: ­ Как мы можем охранять пресную воду?  Д: ­ Беречь водопроводную воду, не забывать закрывать краны;       не мусорить на водоемах, в местах отдыха; следить за чистотой природных источников.        У:  ­ Что значит выражение «экономно расходовать воду»?  (ответы детей) Работа в парах: У: ­ Предлагаю разложить картинки, находящиеся на ваших партах, на две части: в  одну сторону положить картинки, как можно вести себя в быту, в другую сторону –  как нельзя.  Проверка: дети выходят парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет выбор. Физминутка:  игра «Согласен – не согласен» У: ­ Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны –  потопайте. 1. Нельзя мыть машину на берегу водоёма (хлопаем) 2. Для питья годится и пресная, и соленая вода (топаем) 3. При помощи воды добывают электрический ток (хлопаем) 4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем) 5. Воду можно пить из­под крана (топаем) 6. Без воды нет жизни (хлопаем) Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде  учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке. VI Рефлексия деятельности:  Слайд 22 У: ­ Закончите  предложение:       Я не знал, что … Я хочу рассказать родителям … Теперь я буду … Теперь я не буду …  Я понял, что … Упражнение «Сели, встали, встали выше» У: ­ Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на  стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем  выше вы должны  находиться.  У: ­ Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?  У: ­ Покажите, насколько вы устали? У: ­ Вам понравилось работать в парах? У: ­ Какое у вас сейчас настроение? У: ­ Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? У: ­ А чтобы вы всегда помнили, что воду надо беречь, я вам дарю памятки с  правилами поведения у водоемов.  Помните о могуществе собственной мысли, о  влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые слова.  Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения. Всем  спасибо за урок. Список литературы: 1. Поглазова, О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: учебник для 2 класса в 2 частях.  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009; 2. Поглазова, О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для  2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 3. Горощенко В. П. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей  начальных классов. – М.: Просвещение, 2007 4. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные  уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004. Рабочий лист 1. Из слов, данных в скобках, выберите нужное, составьте пословицу: Не всякая (вода, водица) для питья (пригодна, годится). 2. Прочитайте текст. С помощью маркировочных знаков отметьте  предложения, в которых говорится об использовании воды. Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают влагу из почвы и  воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – это их водопои. Каждый  день вы тоже потребляете воду: едите суп, пьёте чай, компот. Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить  культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и  сахара, других продуктов питания. Без воды погибнут животные. 3. Решите экологические задачи: 1) Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров  отходов выбрасывает завод за 2 минуты? 2) 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько  литров чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"

Конспект урока окружающего мира "Царица-водица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017