Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
04.07.2017
Урок построен на основе модели обучения «Учимся вместе», автор Жданова Л. Д., которая базируется на современных технологиях и направлена на интеллектуальное развитие младших школьников. Весь урок построен на личностно-ориентированном взаимодействии учителя с детьми: в классе должна просматриваться свободная атмосфера, доверие и уважение к ученикам, внимание к интересам каждого, доброжелательность и терпимость к ответам детей, высокий уровень познавательных интересов учащихся.
В структуре урока применяла следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
• положительный эмоциональный настрой на уроке;
• оптимальный темп ведения урока;
• подача материала доступным рациональным способом;
• использование наглядности;
• смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
• физкультминутки, динамические паузы;
• дифференцированный подход в обучении;
• групповая работа, работа в парах;
• игровые моменты;
• воспитательные моменты на уроке (беседы);
• соблюдение санитарно – гигиенических условий
конспект урока - копия.docx
Тема: «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
• сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково её значение для жизни
Задачи урока:
Образовательные: сформировать одно из важнейших представлений: воздух — материальное тело, его
можно увидеть, услышать, осязать; воздух присутствует повсеместно; наглядно доказать наличие воздуха
в окружающем пространстве;
развивающие: развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, формировать
исследовательский подход при изучении окружающего мира, учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить свое здоровье
Метапредметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по
курсу «Окружающий мир», к школе.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной
задачи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
1 Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках
литературы, рекомендуемых учителем;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Оборудование: Г. Г. Ивченкова, Окружающий мир, 3 класс Ч. 1 – М. : ООО «Издательство Астрель»,
2013
проектор, презентация, рабочие листы, простые карандаши, магниты, кусочки сахара, 13 стаканов с водой,
три свечи, 2 банки, спички, секундомер, штатив, картинки, предметы для опытов: воздушный шарик,
мыльные пузыри, стакан с водой, соломинка, веер, пакет, мандарин, осенние листочки
Опережающее задание: подготовка презентации, разучивание стиха
Подготовка к уроку: проветривание – 10 минут, динамическая перемена (подвижные игры)
Организационная структура урока
I Психологический настрой. Минутка здоровья.
Цель: включение учащихся в работу
1. Упражнениеэнергизатор:
Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок здоровым, с хорошим настроением.
2. Аутогенная тренировка:
Закройте глаза, подумайте о чемто хорошем и шепотом произнесите «У меня все получится! Я сумею
сделать все!»
3. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»):
Приветствие учителя: «рисунок счастья»
Хочется счастья вам пожелать,
Самое главное – не унывать!
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
У: Для чего люди желают друг другу много добра?
У: Наше настроение влияет на здоровье и успеваемость?
У: Пусть наш урок будет успешным для каждого из нас! Желаю всем плодотворно потрудиться. При
этом не забывайте относиться друг к другу подоброму, мыслите, работайте активно, творите прекрасное.
Итак, начинаем наш урок, открываем знания вместе.
II Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам. Открытие нового знания.
Цель: активизация знаний и представлений учащихся по изучаемой теме;
определение и формулирование учащимися темы урока
Слайд 3:
2 1. Интегративная разминка:
а) – Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.
Прочитайте предложение (на доске):
В лесу нам осень подарила грибы, орехи, яблоки и рябину.
Есть ли ошибка в предложении?
б) Упражнение «И всетаки у них много общего»:
Выберите и сравните два любых слова из предложения: что между ними общего и различного?
2. Вхождение в тему:
Слайд 4:
а) – Предлагаю расшифровать криптограмму. Заменив с помощью ключа числа на
соответствующие буквы, прочитаем слово.
18
4
2
17
10
16
Ответ: воздух
Слайд 5 6:
Выполнив задания, найдем ключ к отгадке.
Ключ к разгадке:
Образуется из мелких частичек льда в морозный туманный день на ветвях деревьев, проводах и
других предметах.
2
з
3
м
1
и
5
р
6
ь
4
о
4
о
2
з
Слайд 7 8:
"Дыма" просто океан.
Над землёй стоит … (туман)
9
т
10
у
3
м
11
а
12
н
Слайд 9 10:
Лед идет, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лед в кусочки разбивает. Что это?
16
х
4
о
17
д
13
л
14
е
15
д
4
о
Слайд 11 12:
-Он гуляет на просторе
И волнует сине море,
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый... (ветер)
18
в
14
е
9
т
14
е
5
р
Слайд 13:
Назовите одним словом отгаданные слова, что это: изморозь, туман, ледоход, ветер
Явления природы.
Поработайте в парах. Назовите зашифрованное слово.
3 Слайд 14:
Расшифровали слово воздух. О чем подумали, когда услышали это слово?
Кто определил тему нашего урока? Назовите.
Что хотели бы узнать о воздухе? Знаете ли вы его состав?
Какие задачи поставим на урок? чем будем заниматься на уроке?
Должны сформировать представление о воздухе, как материальном теле.
Слайд 15:
III Ознакомление с новым материалом, сравнение с прогнозом.
Цель: совместная поисковая деятельность учителя и учащихся;
создание проблемной ситуации, её исследование и формулирование вывода по теме
Мир вокруг нас заполнен воздухом, который мы не видим, почему? (прозрачен)
Слайд 16: Более двух тысяч лет назад греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа
не терпит пустоты». То, что нам кажется пустым, на самом деле заполнено…(воздухом).
У писателя Владимира Солоухина есть такие строки: «Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не
хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, когда нормально и беспрепятственно дышим. Но все
же, неправда, замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он
майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и
буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха».
Слайд 17: Опыт 1: Понаблюдайте за моими действиями (толкаю лист бумаги со штатива книгой).
Почему упал лист? (столкнула его книгой)
Машу над листом книгой, лист опять упал.
Почему лист упал теперь?
Их толкнул воздух, который приведён в движение книгой.
Попробуйте доказать мне, что вы чувствуете вокруг себя воздух. (взмахи руками)
Слайд 18: Сделаем вывод: воздух находится везде.
Как вы считаете, воздух находится только в пустом пространстве или и в любом твёрдом предмете?
Для доказательства проведем опыт 2: на партах стоят стаканы с водой бросить кусочки сахара, тотчас
же в стаканах появляются пузырьки воздуха.
Вывод: воздух находится не только в пустом пространстве, но и в любом твёрдом предмете.
Проблемный вопрос: есть ли воздух внутри нас? Как вы можете это доказать на самих себе?
При вдохе грудная клетка расширяется, а при выдохе она сжимается и опускается, выталкивая воздух.
Опыт 3: задержим дыхание и по секундомеру проверим, сколько времени сможем продержаться без
дыхания.
Сделаем вывод: без воздуха можем продержаться несколько минут, он необходим для дыхания
Слайд 19: Рассмотрим на слайде, сколько воздуха нужно человеку в спокойном состоянии за один вздох, за 1
минуту, за 1 час, за 1 сутки
Слайд 20: Воздух нужен не только для дыхания всем живым организмам. Наша планета Земля со всех
сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют атмосферой.
Знаете ли вы, какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? Где можем получить информацию по
новой теме?
Предлагаю организовать поиск нового материала. Поднимите руку, у кого прикреплен значок «Знатока».
Вы отправляетесь за сбором информации в библиотеку, взять интервью у взрослых, найти ответ в
интернете. Остальные будут работать с текстом на рабочем листе.
Слайд 21: Самостоятельное чтение учащихся, используя прием «Инсерт» (пометки на полях).
Что нового узнали? Делаем отчет о проделанной работе.
(отчеты участников информационного центра)
4 Слайд 22: Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она, как толстое одеяло, защищает
Землю от обжигающих лучей Солнца и космического холода. Без неё всё живое моментально бы погибло.
Небо всегда было бы черным, ночь наступала и кончалась бы мгновенно, не видели бы мы ни восхода, ни
заката Солнца. И все явления природы происходят тоже в атмосфере.
На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных
глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда они пролетают вблизи
Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью до 200 тысяч километров в час.
Почему же камни не падают нам на голову?
Потрите сейчас рука об руку. Что вы чувствуете?
Если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Это результат трения. То же
происходит с камнями во время полета в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в
атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней
удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называются
метеоритами. Если бы не было воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем.
Сделаем вывод: атмосфера защищает Землю от метеоритов.
Как вы считаете, имеет ли воздух вес?
Слайд 24: Знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению
взял да и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал
одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар,
заткнул отверстие и снова измерил массу шара. Он увидел, что масса шара стала значительно меньше. Так
ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
Ученые подсчитали, что в литровой банке находится 1 грамм воздуха.
Слайд 25: Получается, что над нами, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая,
многокилометровая масса, которая давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это масса
трех грузовиков. Но эти «грузовики» никогда не раздавят человека. Причина в том, что "воздушный столб"
давит на нас не только сверху, а со всех сторон равномерно. Кроме того, внутри нас тоже есть воздух. И
этот воздух находится под таким же давлением. Давление воздуха изнутри уравновешивает давление на
организм снаружи. Вот почему мы не замечаем давления на свой организм.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Но чувствуем усталость от работы. Предлагаю сбросить напряжение и выполнить упражнение “Гора с
плеч”
Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
“Концентрация на медитативном дыхании” (дыхательная техника)
Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять
естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: “Я чувствую свой вдох... чувствую
выдох...”
Внимательно послушайте стихотворение.
Воздух! Что это такое? Из чего он состоит?
Почему он нужен чистый? Грязный чем нам повредит?
Залетают прямо в рот к нам азот и кислород.
Твердо знает весь наш класс: с ними углекислый газ.
Если с воздухом соринки, гарь, пылинки, вредный газ
Мы вдыхаем ежедневно, победят болезни нас.
Ученые установили, что воздух – это не просто газообразное вещество, а смесь газов.
5 Слайд 26: Каких, рассмотрим на диаграмме. Основными среди газов являются … какие? (азот, кислород
и углекислый газ). Какого газа больше всего в воздухе? (азота), какого меньше? (углекислого) В воздухе
всегда в том или ином количестве содержатся различные примеси: водяной пар, пыль, дым и другие
вещества. Азот, кислород и углекислый газ имеют различные свойства. Но есть у них и общее: они
прозрачны и бесцветны, поэтому и воздух прозрачен и бесцветен.
Как вы думаете, состав воздуха постоянен или меняется? Почему?
Может ли исчезнуть кислород из воздуха? (Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет
пополняться кислородом. Недаром леса называют «легкими» нашей планеты)
Слайд 27: Отправимся в лабораторию, чтобы расширить наши знания по теме урока.
Невысокую горящую свечу накроем стаканом. Что наблюдаете? (пламя свечи начинает гаснуть)
Стакан немного приподнимаем. (пламя снова разгорается)
Делаем вывод: при уменьшении потока воздуха пламя начинает гаснуть.
Три зажжённые свечи ставим на штатив. Одну из свечей накрываем банкой, другую стаканом, третью
оставляем открытой.
Свеча под стаканом быстро гаснет. Свеча, накрытая банкой, горит дольше. Третья горит до конца.
Вывод: чем больше воздуха поступает для горения, тем оно сильнее.
Опыты убеждают, что для горения нужен воздух, но не все газы поддерживают горение, а только
кислород. Без кислорода не горел бы газ в плите, не работали бы двигатели машин, не смогли бы дышать
растения, животные, люди.
IV Совершенствование изученного: самостоятельное применение и использование полученных
знаний
Цель: формирование умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых
или сильно видоизмененных условиях
Для самостоятельного применения и использования полученных знаний приглашаю поработать в
творческих мастерских. Самостоятельно выберите себе место работы. Проведем деконструкцию
предстоящей работы.
Работа в творческих мастерских:
Д е к о н с т р у к ц и я – с о ц и а л и з а ц и я .
1 группа – рассмотреть предложенные картинки, с помощью которых доказать значение воздуха в
жизни человека и его применение: плавательный круг, колесо в машине, парашютист, самолет, пылесос,
фен, воздушный шар, разговор людей
Д е к о н с т р у к ц и я – с о ц и а л и з а ц и я .
2 группа при помощи различных предметов доказать, что нас окружает воздух, который мы можем
увидеть, услышать, почувствовать (воздушный шарик, зеркало, мыльные пузыри, стакан с водой,
соломинка, веер, пакет, мандарин), продемонстрировать опытподтверждение: (задания на листочках)
— воздух прозрачный, невидимый;
— воздух можно почувствовать, если привести его в движение;
— воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит;
— с воздухом можно играть.
(каждый ребенок, если хочет может показать еще эксперимент подтверждение)
Д е к о н с т р у к ц и я – с о ц и а л и з а ц и я .
3
группа – собрать модель «Состав воздуха» и указать его состав.
Упражнение–энергизатор:
Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.
V Демонстрация выполненной работы
6 Цель: обобщение изученного
Р е к о н с т р у к ц и я – а ф и ш и р о в а н и е р а б о т ы 1 г р у п п ы .
Начинаем афиширование проделанной работы. Какое значение имеет воздух для нас?
Благодаря воздуху мы: (крепление картинок на доске)
Дышим;
Слышим;
Плаваем на яхтах и парусниках;
Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;
Убираем пыль пылесосом;
Сушим бельё;
Сушим волосы феном;
Летаем на самолетах и вертолетах
Р е к о н с т р у к ц и я – а ф и ш и р о в а н и е р а б о т ы 2 г р у п п ы .
— Воздух прозрачный, невидимый (экспериментвыдувание в воду через соломинку воздух, наблюдение за
пузырьками)
— Воздух можно почувствовать, если привести его в движение (веером машет около лица)
— Воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит (наполняет воздух разными запахами)
— С воздухом можно играть (игра с мыльными пузырями)
(каждый ребенок, если хочет может показать еще экспериментподтверждение)
Р е к о н с т р у к ц и я – а ф и ш и р о в а н и е р а б о т ы 3 г р у п п ы .
На доску крепится собранная диаграмма с указанным составом воздуха.
Домашнее задание: придумать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает воздух.
VI Итог урока.
1.Рефлексия деятельности:
Можете объяснить выражение «Нужен как воздух»?
Упражнение «Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы:
(руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично)
2.Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Упражнение «10 баллов»
Оцените по 10бальной шкале работу на уроке с позиции:
„Мы“ 0________10
Упражнение «Комплимент»
За что можете похвалить себя? одноклассников? учителя?
Поделимся впечатлениями о нашем уроке.
Для чего мы проделали сегодняшнюю работу?
Кто считает, что сегодня поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира?
Я благодарю вас за активность, творчество, инициативность. Работа закончена, но наше сотрудничество
продолжится. Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!
Всем спасибо.
7
Приложение 1. Информация по теме «Атмосфера» для учащихся
1. Атмосферный воздух это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для
процессов горения; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и
транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека,
животных и растений.
2. Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от
вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух
атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её
животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте значит сохранять жизнь на Земле.
Задания для работы творческой мастерской:
Продемонстрировать опытподтверждение:
— воздух прозрачный, невидимый
Продемонстрировать опытподтверждение:
— воздух можно почувствовать, если привести его в движение
Продемонстрировать опытподтверждение:
— воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит
Продемонстрировать опытподтверждение:
— с воздухом можно играть
8
Приложение 2. Рабочий лист
1. Заменив с помощью ключа числа на соответствующие буквы, прочитаете слово.
4
18
2
17
10 16
2. Прочитайте текст, используя пометки:
«V» – я так и думал
«+» – новая информация
«+!» – очень ценная информация
«» –я думал подругому
«?» – не очень понятно, я удивлён
Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который
называют атмосферой. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она, как
толстое одеяло, защищает Землю от обжигающих лучей Солнца и космического холода.
Без неё всё живое моментально бы погибло. Небо всегда было бы черным, ночь
наступала и кончалась бы мгновенно, и нельзя было бы наблюдать восходы и закаты
Солнца.
Дождь и снег, ветер и гроза, метель и радуга – эти и многие другие явления природы
происходят в атмосфере.
9
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.