Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Оценка 4.8

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
04.07.2017
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Урок построен на основе модели обучения «Учимся вместе», автор Жданова Л. Д., которая базируется на современных технологиях и направлена на интеллектуальное развитие младших школьников. Весь урок построен на личностно-ориентированном взаимодействии учителя с детьми: в классе должна просматриваться свободная атмосфера, доверие и уважение к ученикам, внимание к интересам каждого, доброжелательность и терпимость к ответам детей, высокий уровень познавательных интересов учащихся. В структуре урока применяла следующие элементы здоровьесберегающих технологий: • положительный эмоциональный настрой на уроке; • оптимальный темп ведения урока; • подача материала доступным рациональным способом; • использование наглядности; • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.); • физкультминутки, динамические паузы; • дифференцированный подход в обучении; • групповая работа, работа в парах; • игровые моменты; • воспитательные моменты на уроке (беседы); • соблюдение санитарно – гигиенических условий
конспект урока - копия.docx
Тема: «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: • сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково её значение для жизни Задачи урока: Образовательные: сформировать одно из важнейших представлений: воздух — материальное тело, его  можно увидеть, услышать, осязать; воздух присутствует повсеместно; наглядно доказать наличие воздуха  в окружающем пространстве; развивающие: развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, формировать  исследовательский подход при изучении окружающего мира, учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить свое здоровье Метапредметные результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – интерес к учебному материалу; – знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по  курсу «Окружающий мир», к школе. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить  соответствующие коррективы; – выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной  задачи; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; – пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать аналогии; – устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; – производить сравнение, классификацию по заданным критериям. 1 Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках  литературы, рекомендуемых учителем; – воспринимать смысл познавательного текста; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать участие в работе парами, группами; – допускать существование различных точек зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Оборудование: Г. Г. Ивченкова, Окружающий мир, 3 класс Ч. 1  – М. : ООО «Издательство Астрель», 2013 проектор, презентация, рабочие листы, простые карандаши, магниты, кусочки сахара, 13 стаканов с водой, три свечи, 2 банки, спички, секундомер, штатив, картинки, предметы для опытов:   воздушный шарик, мыльные пузыри, стакан с водой, соломинка, веер, пакет, мандарин, осенние листочки Опережающее задание: подготовка  презентации, разучивание стиха Подготовка к уроку: проветривание – 10 минут, динамическая перемена (подвижные игры) Организационная структура урока I Психологический настрой.  Минутка здоровья. Цель: включение учащихся в работу 1. Упражнение­энергизатор: ­ Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок здоровым, с хорошим настроением.  2. Аутогенная тренировка: ­ Закройте глаза, подумайте о чем­то хорошем и шепотом произнесите «У меня все получится! Я сумею сделать все!» 3. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»): Приветствие учителя: «рисунок счастья» Хочется счастья вам пожелать, Самое главное – не унывать! Всего вам доброго, мирного, ясного! Всего вам светлого и прекрасного! У: ­ Для чего люди желают друг другу много добра? У: ­ Наше настроение влияет на здоровье и успеваемость? У: ­ Пусть наш урок будет успешным для каждого из нас! Желаю всем плодотворно потрудиться. При  этом не забывайте относиться друг к другу по­доброму, мыслите, работайте активно, творите прекрасное.  Итак, начинаем наш урок, открываем знания вместе. II Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам. Открытие нового знания. Цель: активизация знаний и представлений учащихся по изучаемой теме;            определение и формулирование учащимися темы урока Слайд 3: 2 1. Интегративная разминка:        а) – Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.             ­ Прочитайте предложение (на доске): В лесу нам осень подарила грибы, орехи, яблоки и рябину.      ­ Есть ли ошибка в предложении? б) Упражнение «И все­таки у них много общего»: ­ Выберите и сравните два любых слова из предложения: что между ними общего и различного? 2. Вхождение в тему: Слайд 4:   а) – Предлагаю расшифровать криптограмму. Заменив с помощью ключа числа на  соответствующие буквы, прочитаем слово.  18 4 2 17 10 16 Ответ: воздух Слайд 5 ­ 6: ­Выполнив задания, найдем ключ к отгадке.              Ключ к разгадке:            ­ Образуется из мелких частичек льда в морозный туманный день на ветвях деревьев, проводах и  других предметах. 2 з 3 м 1 и 5 р 6 ь 4 о 4 о 2 з    Слайд 7 ­ 8:              "Дыма" просто океан.               Над землёй стоит … (туман) 9 т 10 у 3 м 11 а 12 н    Слайд 9 ­ 10:              Лед идет, лед идет,               Вышел на берег народ,               Смотрит, как река играет,              Лед в кусочки разбивает. Что это? 16 х 4 о 17 д 13 л 14 е 15 д 4 о Слайд 11 ­ 12: -Он гуляет на просторе            И волнует сине море,            Он быстрее всех на свете!            Озорник веселый... (ветер) 18 в 14 е 9 т 14 е 5 р Слайд 13: ­ Назовите одним словом отгаданные слова, что это: изморозь, туман, ледоход, ветер ­  Явления природы. ­ Поработайте в парах. Назовите зашифрованное слово. 3 Слайд 14: ­ Расшифровали слово воздух. О чем подумали, когда услышали это слово? ­ Кто определил тему нашего урока?  Назовите. ­ Что хотели бы узнать о воздухе? Знаете ли вы его состав? ­ Какие задачи поставим на урок? чем будем заниматься на уроке? ­ Должны сформировать представление о воздухе, как материальном теле.  Слайд 15:   III Ознакомление с новым материалом, сравнение с прогнозом.  Цель: совместная поисковая деятельность учителя и учащихся;            создание проблемной ситуации, её исследование и формулирование вывода   по теме ­ Мир вокруг нас заполнен воздухом, который мы не видим, почему? (прозрачен) Слайд 16: ­ Более двух тысяч лет назад греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа  не терпит пустоты». То, что нам кажется пустым, на самом деле заполнено…(воздухом).  У писателя Владимира Солоухина есть такие строки: «Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не  хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, когда нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда, замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он  майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и  буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха».  Слайд 17:  Опыт 1: ­ Понаблюдайте за моими действиями (толкаю лист бумаги со штатива книгой). ­ Почему упал лист? (столкнула его книгой) Машу над листом книгой, лист опять упал. ­ Почему лист упал теперь? ­ Их толкнул воздух, который приведён в движение книгой. ­ Попробуйте доказать мне, что вы чувствуете вокруг себя воздух.  (взмахи руками)  Слайд 18: ­ Сделаем вывод: воздух находится везде.  ­ Как вы считаете, воздух находится только в пустом пространстве или и в любом твёрдом предмете? ­ Для доказательства проведем опыт 2: на партах стоят стаканы с водой ­ бросить кусочки сахара, тотчас  же в стаканах появляются пузырьки воздуха. ­ Вывод: воздух находится не только в пустом пространстве, но и в любом твёрдом предмете. ­ Проблемный вопрос: есть ли воздух внутри нас? Как вы можете это доказать на самих себе?  ­ При вдохе грудная клетка расширяется, а при выдохе она сжимается и опускается, выталкивая воздух. Опыт 3:  задержим дыхание и по секундомеру проверим, сколько времени сможем продержаться без дыхания. ­ Сделаем вывод: без воздуха можем продержаться несколько минут, он необходим для дыхания Слайд 19: ­ Рассмотрим на слайде, сколько воздуха нужно человеку в спокойном состоянии за один вздох, за 1  минуту, за 1 час, за 1 сутки  Слайд 20:  ­ Воздух нужен не только для дыхания всем живым организмам. Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют атмосферой.  ­ Знаете ли вы, какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? Где можем получить информацию по новой теме? ­ Предлагаю организовать поиск нового материала. Поднимите руку, у кого прикреплен значок «Знатока». Вы   отправляетесь   за   сбором   информации   в   библиотеку,   взять   интервью   у   взрослых,   найти   ответ   в интернете. Остальные будут работать с текстом на рабочем листе. Слайд 21: Самостоятельное чтение учащихся, используя прием «Инсерт» (пометки на полях). ­ Что нового узнали? Делаем отчет о проделанной работе.  (отчеты участников информационного центра) 4 Слайд 22: ­ Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она, как толстое одеяло, защищает Землю от обжигающих лучей Солнца и космического холода. Без неё всё живое моментально бы погибло. Небо всегда было бы черным, ночь наступала и кончалась бы мгновенно, не видели бы мы ни восхода, ни заката Солнца. И все явления природы происходят тоже в атмосфере. ­  На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Избежать столкновения невозможно. Когда они пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью до 200 тысяч километров в час. Почему же камни не падают нам на голову? ­  Потрите сейчас рука об руку. Что вы чувствуете? ­   Если   потереть   сильно   ладони   рук   друг   о   друга,   то   они   разогреются.   Это   результат   трения.   То   же происходит   с   камнями   во   время   полета   в   атмосфере.   Они   так   сильно   разогреваются,   что   сгорают   в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удается   пробить   “броню”   Земли   и   достичь   ее   поверхности.   Камни,   упавшие   на   Землю,   называются метеоритами. Если бы не было воздушной оболочки, небесные камни сыпались бы сплошным дождем. ­ Сделаем вывод: атмосфера защищает Землю от метеоритов. ­ Как вы считаете, имеет ли воздух вес? Слайд 24: ­ Знаменитый итальянский ученый  Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял да и измерил массу воздуха. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова измерил массу шара.  Он увидел, что масса шара стала значительно меньше. Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.  Ученые подсчитали, что в литровой банке находится 1 грамм воздуха.  Слайд 25: ­ Получается, что над нами, над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая,  многокилометровая масса, которая давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это масса  трех грузовиков. Но эти «грузовики» никогда не раздавят человека. Причина в том, что "воздушный столб" давит на нас не только сверху, а со всех сторон равномерно. Кроме того, внутри нас тоже есть воздух. И  этот воздух находится под таким же давлением. Давление воздуха изнутри уравновешивает давление на  организм снаружи. Вот почему мы не замечаем давления на свой организм.  Ф и з к у л ь т м и н у т к а ­ Но чувствуем усталость от работы. Предлагаю сбросить напряжение и выполнить упражнение “Гора с  плеч” Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.  “Концентрация на медитативном дыхании” (дыхательная техника) ­   Примите   удобную   позу.   Расслабьте   тело.   Внимание   направьте   на   дыхание.   Постарайтесь   не   менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: “Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...” ­ Внимательно послушайте стихотворение. Воздух! Что это такое? Из чего он состоит? Почему он нужен чистый? Грязный чем нам повредит? Залетают прямо в рот к нам азот и кислород. Твердо знает весь наш класс: с ними углекислый газ. Если с воздухом соринки, гарь, пылинки, вредный газ Мы вдыхаем ежедневно, победят болезни нас. ­ Ученые установили, что воздух – это не просто газообразное вещество, а смесь газов.  5 Слайд 26: ­ Каких, рассмотрим на диаграмме. Основными среди газов являются … какие? (азот, кислород и углекислый газ). Какого газа больше всего в воздухе? (азота), какого меньше? (углекислого) В воздухе всегда в том или ином количестве содержатся различные примеси: водяной пар, пыль, дым и другие вещества.   Азот,   кислород   и   углекислый   газ   имеют   различные   свойства.   Но   есть   у   них   и   общее:   они прозрачны и бесцветны, поэтому и воздух прозрачен и бесцветен. ­ Как вы думаете, состав воздуха постоянен или меняется? Почему? ­ Может ли исчезнуть кислород из воздуха? (Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет  пополняться кислородом. Недаром леса называют «легкими» нашей планеты) Слайд 27: ­  Отправимся в лабораторию, чтобы расширить наши знания по теме урока. ­ Невысокую горящую свечу накроем стаканом. Что наблюдаете? (пламя свечи начинает гаснуть) ­ Стакан немного приподнимаем. (пламя снова разгорается) ­ Делаем вывод: при уменьшении потока воздуха пламя начинает гаснуть.  ­ Три зажжённые свечи ставим на штатив. Одну из свечей накрываем банкой, другую ­ стаканом, третью  оставляем открытой.  Свеча под стаканом быстро гаснет. Свеча, накрытая банкой, горит дольше. Третья горит до конца.  ­ Вывод: чем больше воздуха поступает для горения, тем оно сильнее. ­ Опыты убеждают, что для горения нужен воздух, но не все газы поддерживают горение, а только  кислород. Без кислорода не горел бы газ в плите, не работали бы двигатели машин, не смогли бы дышать  растения, животные, люди.  IV  Совершенствование изученного: самостоятельное применение и использование полученных знаний Цель: формирование умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых  или сильно видоизмененных условиях ­ Для самостоятельного применения и использования полученных знаний приглашаю поработать в  творческих мастерских. Самостоятельно выберите себе место работы. Проведем деконструкцию  предстоящей работы. Работа в творческих мастерских: Д е к о н с т р у к ц и я   –   с о ц и а л и з а ц и я .   1 группа –  рассмотреть предложенные картинки, с помощью которых доказать значение воздуха в жизни человека и его применение: плавательный круг, колесо в машине, парашютист, самолет, пылесос, фен, воздушный шар, разговор людей Д е к о н с т р у к ц и я   –   с о ц и а л и з а ц и я .   2 группа ­ при помощи различных предметов доказать, что нас окружает воздух, который мы можем увидеть,   услышать,   почувствовать   (воздушный   шарик,   зеркало,   мыльные   пузыри,   стакан   с   водой, соломинка, веер, пакет, мандарин), продемонстрировать опыт­подтверждение: (задания на листочках) — воздух прозрачный, невидимый; — воздух можно почувствовать, если привести его в движение; — воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит; — с воздухом можно играть. (каждый ребенок, если хочет может показать еще эксперимент подтверждение)  Д е к о н с т р у к ц и я   –   с о ц и а л и з а ц и я .   3 группа – собрать модель «Состав воздуха» и указать его состав. Упражнение–энергизатор: ­ Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом. V Демонстрация выполненной работы 6 Цель: обобщение изученного  Р е к о н с т р у к ц и я   –   а ф и ш и р о в а н и е   р а б о т ы   1   г р у п п ы . ­  Начинаем афиширование проделанной работы. Какое значение имеет воздух для нас?                    Благодаря воздуху мы: (крепление картинок на доске)  Дышим;  Слышим;   Плаваем на яхтах и парусниках;  Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;  Убираем пыль пылесосом;  Сушим бельё;  Сушим волосы феном;  Летаем на самолетах и вертолетах Р е к о н с т р у к ц и я   –   а ф и ш и р о в а н и е   р а б о т ы   2   г р у п п ы . — Воздух прозрачный, невидимый (эксперимент­выдувание в воду через соломинку воздух, наблюдение за пузырьками)  — Воздух можно почувствовать, если привести его в движение (веером машет около лица)  — Воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит (наполняет воздух разными запахами)  — С воздухом можно играть (игра с мыльными пузырями)  (каждый ребенок, если хочет может показать еще эксперимент­подтверждение)  Р е к о н с т р у к ц и я   –   а ф и ш и р о в а н и е   р а б о т ы   3   г р у п п ы . На доску крепится собранная диаграмма с указанным составом воздуха. Домашнее задание: придумать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает воздух. VI Итог урока.  1.Рефлексия деятельности:  ­ Можете объяснить выражение «Нужен как воздух»?  Упражнение «Пантомима»  Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы:  (руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично) 2.Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Упражнение «10 баллов»  ­ Оцените по 10­бальной шкале работу на уроке с позиции:  „Мы“  0________10  Упражнение «Комплимент»  ­ За что можете похвалить себя? одноклассников? учителя? ­ Поделимся впечатлениями о нашем уроке. ­ Для чего мы проделали сегодняшнюю работу? ­ Кто считает, что сегодня поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира?  ­ Я благодарю вас за активность, творчество, инициативность. Работа закончена, но наше сотрудничество продолжится. Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы! Всем спасибо. 7 Приложение 1. Информация по теме «Атмосфера» для учащихся 1. Атмосферный воздух ­ это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для  процессов горения; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и  транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека,  животных и растений. 2. Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от  вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух  атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её  животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте ­ значит сохранять жизнь на Земле. Задания для работы творческой мастерской: Продемонстрировать опыт­подтверждение: — воздух прозрачный, невидимый Продемонстрировать опыт­подтверждение: — воздух можно почувствовать, если привести его в движение Продемонстрировать опыт­подтверждение: — воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит Продемонстрировать опыт­подтверждение: — с воздухом можно играть 8 Приложение 2. Рабочий лист 1. Заменив с помощью ключа числа на соответствующие буквы, прочитаете слово.       4 18 2 17 10 16 2. Прочитайте текст, используя пометки:   «V» – я так и думал             «+» – новая информация             «+!» – очень ценная информация             «­» –я думал по­другому             «?» – не очень понятно, я удивлён Наша   планета   Земля   со   всех   сторон   окружена   мощным   воздушным   слоем,   который называют атмосферой. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она, как толстое одеяло, защищает Землю от обжигающих лучей Солнца и космического холода.   Без   неё   всё   живое   моментально   бы   погибло.   Небо   всегда   было   бы   черным,   ночь наступала   и   кончалась   бы   мгновенно,   и   нельзя   было   бы   наблюдать   восходы   и   закаты Солнца.  Дождь и снег, ветер и гроза, метель и радуга – эти и многие другие явления природы происходят в атмосфере. 9

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017