ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Урок на тему: «Ориентирование. Азимут»
Цели: сформировать представление об азимуте; научить находить азимут.
Оборудование: компасы, раздаточные материалы с топографическими планами, транспортир большой, бумажный компас с движущейся стрелкой
Правила работы с компасом
1. Компас положите горизонтально на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас положите тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитывайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.конспект
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая
география 6 КЛАСС
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Урок на тему: «Ориентирование. Азимут»
Цели: сформировать представление об азимуте; научить
находить азимут.
Оборудование: компасы, раздаточные материалы с
транспортир большой,
топографическими планами,
бумажный компас с движущейся стрелкой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
— Что называется масштабом?
— Какие виды масштабов вы знаете?
— Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы
знаете?
— Как определить расстояние на местности, имея
топографическую карту?
— Как измерить расстояние по карте с помощью
линейного масштаба?
— Как перевести именованный масштаб в численный?
— Что нужно сделать, чтобы перевести численный
масштаб в именованный?2. Индивидуальные задания
1. Переведите численный масштаб в именованный:
1:250 000 (в 1 см — 2,5 км);
1:1 000 000 (в 1 см — 10 км);
1:1000 (в 1 см — 10 м);
1:50 (в 1 см — 50 см);
1:25 000 (в 1 см – 250 м).
2. Переведите именованный масштаб в численный:
в 1 см — 100 м (1:10 000);
в 1 см — 1 км (1:100 000);
в 1 см — 25 км (1:2 500 000);
в 1 см — 350 км (1:35 000 000);
в 1 см — 900 км (1:90 000 000).
3. Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в
1 см — 5 км. (Получится прямоугольник 3 см на 6 см.)
4. Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км
на нем равна отрезку в 10 см. (В 1 см 500 м.)
5. Вычислите, в каком масштабе расстояние 30 км
соответствует 3 см. (В 1 см — 10 км.)
6. Вычислите, чему на местности равно расстояние,
выраженное на карте масштаба 1:1 000 000 отрезком в 1
мм. (1 км.)
7. Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву,
Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при
этом между Москвой и другими городами он выразил
следующими величинами: 62,5 мм; 65,1 мм; 67,5 мм; 75 мм.
В каком направлении от Москвы изобразил ученик этигорода и каким масштабом он пользовался, если учесть, что
Санкт-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625
км, Минск — 651 км, Харьков — 675 км, Казань — 750 км?
(Санкт-Петербург — на северо-западе, Минск — на западе,
Харьков — на юге, Казань — на востоке; масштаб в 1 см —
100 км.)
3. Тест
1. Если изображение местности имеет масштаб 1:10 000,
то это:
а) план;
б) карта.
2. Если численный масштаб карты 1: 25 000, то это
значит, что:
а) в 1 см — 25 000 км;
б) в 1 см — 250 м;
в) в 1 см — 25 км.
3. Если именованный масштаб в 1 см — 100 км, это
значит, что численный масштаб равен:
а) 1:100;
б) 1:10 000 000;
в) 1:100 000.
4. Дробь, показывающая, сколько километров на
местности содержится в 1 см на карте, называется:
а) численный масштаб;
б) именованный масштаб;
в) линейный масштаб.
5. Определите масштаб плана, если на нем дорога длиной5 км имеет длину 10 см:
а) в 1 см — 5000 м;
б) в 1 см — 50 км;
в) в 1 см — 500 м.
6. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3
см?
а) 1:1 000 000;
б) 1:30 000 000;
в) 1:300 000;
г) 1:3 000 000;
д) 1:1 000 000.
7. Какой масштаб мельче?
а) 1:85 000;
б) 1:850 000;
в) 1:8500;
г) 1:8 500 000.
8. Карту какого масштаба вы будете использовать, чтобы
изучить планировку города Москвы?
а) 1:1 500 000;
б) 1:3 000 000;
в) 1:6 000 000.
Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — д; 7 — г; 8 —
а.
III. Изучение нового материалаСегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны
горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем
еще несколько способов нахождения сторон горизонта.
— Итак, какие стороны горизонта вы знаете?
(Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и
вызывает одного учащегося к доске.)
— Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад,
юго-запад.
— По учебнику (рис. 7 на с. 15) определите направления
со знаком «?».
— А теперь проверим, как вы уже можете определять на
местности стороны горизонта.
Комментарий. Ученики чаще всего называют: а)муравейник (муравейники чаще всего расположены с
южной стороны от дерева); б) по Полярной звезде (следует
проверить, умеют ли учащиеся находить Полярную звезду);
в) по солнцу (в полдень в Северном полушарии оно бывает
на юге); г) лишайники (лишайники растут с северной
стороны дерева).
Следующий этап работы можно провести в группах.
Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из
способов нахождения сторон горизонта:
1) по муравейнику;
2) по ветвям одиноко стоящего дерева;
3) по годичным кольцам пней;
4) по таянию снега на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной звезде и т. д.
— Решите задачу.
Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои
ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу
шел турист. Встречный ветер грозил сорвать с него шляпу,
и он придерживал ее рукой. Пройдя некоторое расстояние,
турист повернул налево и продолжил свой путь
перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо
заволокло тучами. Через некоторое время турист заметил,
что заблудился. Он остановился и стал определять
направление своего пути. Компаса у него не было. После
некоторых раздумий турист сказал: «Зачем я иду на юг?
Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». Он
сделал крутой поворот вправо на 90°, т. к. решил, что
западное направление именно это.
Правильно ли определил направление пути турист?
(Примерный ответ. Ветер дул с востока на запад. Путник
шел против ветра — на восток, потом повернул налево и
пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал
на восток вместо нужного ему западного направления.
Следовательно, турист ошибся.)Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но
посмотрите на рисунок на доске.
— Вам (обозначены крестиком на плане) предстоит дойти
до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком
направлении вы пойдете? (На северо-восток.)
— Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите
направление на станцию и направление на север.
Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный
мост. Как узнать, куда вам идти?
— Прочитайте на с. 15 учебника, что такое азимут.
(Азимут - угол между направлением на север и
направлением на предмет, отсчитываемый от направления
на север по часовой стрелке.) Азимут изменяется от 0° до
360°. Азимут на север — 0° или 360°, азимут на восток —
45°.
— Определите, чему равен азимут на юг, юго-восток,запад, северо-запад.
— Если вы вышли из населенного пункта и шли все время
на север, то по какому азимуту вы будете возвращаться
домой? (По азимуту 180°.)
— Покажите на схеме, где азимут.
— Определите значение азимута с помощью
транспортира.
— Выполните задания на определение азимута (рис. 8 на
с. 16).
На планах определять азимут поможет транспортир, а на
местности — компас. Если вам предстоит идти в поход, то
сначала вам необходимо определить азимут по плану, а
затем на местности идти в этом направлении с помощью
компаса.
Алгоритм определения азимута по плану
1. Определить направление на север.
2. От точки стояния условно провести линию,
совпадающую с направлением на север.
3. Определить с помощью транспортира значение уже по
часовой стрелке.
— Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какомуазимуту вы будете возвращаться? (210°.)
— Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3
(форзац учебника).
— Определите азимут до колодца.
Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит
на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.
(Заранее подготовленный учащийся делает сообщение о
компасе.)
Компас — это прибор, указывающий направление
магнитного меридиана. Служит для определения сторон
горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских
источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом
глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще
всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке
лежит коричневый камень, любящий железо. Он,
поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга,
а это, когда закрыто солнце и не видно звезд, спасает их от
многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному
пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали
создавать искусственные магниты, намагничивая железную
иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для
компаса стали применять европейцы. Традиционную для
нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские
мореплаватели.
В начале XIV в. у компаса появилась шкала.
Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя
скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом
(картушкой) и по краю этого круга нанес градусные
деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32
направлениям — румбам, для более удобного наблюдения
за показаниями прибора при определении направления
ветра. На картушку мастер также нанес рисунок,
получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой
всего, что связано с далекими путешествиями.Правила работы с компасом
1.
неметаллическую поверхность.
Компас положите горизонтально на ровную
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки
совместился с нулем. В этом положении компас
сориентирован и готов к работе.
4. На компас положите тонкую палочку по направлению
от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитывайте от северного конца стрелки до
палочки по часовой стрелке.
IV. Закрепление нового материала
(Работа в группах по четыре человека. Нахождение
азимута на предметы в кабинете.)
— Определите азимут на предметы по рисунку.
— Чему равен азимут 1000°? (1000° делим на 360°,
полученный остаток — 280° — и есть азимут 1000°.)
— Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса
стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другоенаправление. Почему это могло произойти? Что бы вы
посчитали необходимым сделать в этом случае?
(Примерный ответ. Стрелка компаса всегда ведет себя
беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины
аномалий могут быть обусловлены наличием запасов
железных руд. Надо отметить этот район на карте и по
возвращении домой сообщить об этом в ближайшее
геологическое управление. Возвращаться домой придется
по местным признакам: звездам, солнцу и т. д.)
Домашнее задание
§ 6, вопросы и задания 1, 2, 3 (по желанию — 4, 5) к
параграфу.