Конспект урока "Ориентирование. Азимут" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Урок на тему: «Ориентирование. Азимут» Цели: сформировать представление об азимуте; научить находить азимут. Оборудование: компасы, раздаточные материалы с топографическими планами, транспортир большой, бумажный компас с движущейся стрелкой Правила работы с компасом 1. Компас положите горизонтально на ровную неметаллическую поверхность. 2. Подождите, пока компасная стрелка установится. 3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. 4. На компас положите тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. 5. Азимут отсчитывайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Урок на тему: «Ориентирование. Азимут» Цели: сформировать представление об азимуте; научить находить азимут. Оборудование: компасы, раздаточные материалы с транспортир большой, топографическими планами, бумажный компас с движущейся стрелкой. Ход урока I. Организационный момент II. Повторение. Проверка домашнего задания 1. Фронтальный опрос — Что называется масштабом? — Какие виды масштабов вы знаете? — Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете? — Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту? — Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба? — Как перевести именованный масштаб в численный? — Что нужно сделать, чтобы перевести численный масштаб в именованный?2. Индивидуальные задания 1. Переведите численный масштаб в именованный: 1:250 000 (в 1 см — 2,5 км); 1:1 000 000 (в 1 см — 10 км); 1:1000 (в 1 см — 10 м); 1:50 (в 1 см — 50 см); 1:25 000 (в 1 см – 250 м). 2. Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см — 100 м (1:10 000); в 1 см — 1 км (1:100 000); в 1 см — 25 км (1:2 500 000); в 1 см — 350 км (1:35 000 000); в 1 см — 900 км (1:90 000 000). 3. Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 см — 5 км. (Получится прямоугольник 3 см на 6 см.) 4. Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем равна отрезку в 10 см. (В 1 см 500 м.) 5. Вычислите, в каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см. (В 1 см — 10 км.) 6. Вычислите, чему на местности равно расстояние, выраженное на карте масштаба 1:1 000 000 отрезком в 1 мм. (1 км.) 7. Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5 мм; 65,1 мм; 67,5 мм; 75 мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик этигорода и каким масштабом он пользовался, если учесть, что Санкт-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625 км, Минск — 651 км, Харьков — 675 км, Казань — 750 км? (Санкт-Петербург — на северо-западе, Минск — на западе, Харьков — на юге, Казань — на востоке; масштаб в 1 см — 100 км.)   3. Тест 1. Если изображение местности имеет масштаб 1:10 000, то это: а) план; б) карта. 2. Если численный масштаб карты 1: 25 000, то это значит, что: а) в 1 см — 25 000 км; б) в 1 см — 250 м; в) в 1 см — 25 км. 3. Если именованный масштаб в 1 см — 100 км, это значит, что численный масштаб равен: а) 1:100; б) 1:10 000 000; в) 1:100 000. 4. Дробь, показывающая, сколько километров на местности содержится в 1 см на карте, называется: а) численный масштаб; б) именованный масштаб; в) линейный масштаб. 5. Определите масштаб плана, если на нем дорога длиной5 км имеет длину 10 см: а) в 1 см — 5000 м; б) в 1 см — 50 км; в) в 1 см — 500 м. 6. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см? а) 1:1 000 000; б) 1:30 000 000; в) 1:300 000; г) 1:3 000 000; д) 1:1 000 000. 7. Какой масштаб мельче? а) 1:85 000; б) 1:850 000; в) 1:8500; г) 1:8 500 000. 8. Карту какого масштаба вы будете использовать, чтобы изучить планировку города Москвы? а) 1:1 500 000; б) 1:3 000 000; в) 1:6 000 000. Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — д; 7 — г; 8 — а.   III. Изучение нового материалаСегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта. — Итак, какие стороны горизонта вы знаете? (Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске.) — Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. — По учебнику (рис. 7 на с. 15) определите направления со знаком «?». — А теперь проверим, как вы уже можете определять на местности стороны горизонта. Комментарий. Ученики чаще всего называют: а)муравейник (муравейники чаще всего расположены с южной стороны от дерева); б) по Полярной звезде (следует проверить, умеют ли учащиеся находить Полярную звезду); в) по солнцу (в полдень в Северном полушарии оно бывает на юге); г) лишайники (лишайники растут с северной стороны дерева). Следующий этап работы можно провести в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта: 1) по муравейнику; 2) по ветвям одиноко стоящего дерева; 3) по годичным кольцам пней; 4) по таянию снега на крышах, склонах холмов; 5) по Полярной звезде и т. д. — Решите задачу. Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил сорвать с него шляпу, и он придерживал ее рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжил свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса у него не было. После некоторых раздумий турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». Он сделал крутой поворот вправо на 90°, т. к. решил, что западное направление именно это. Правильно ли определил направление пути турист? (Примерный ответ. Ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра — на восток, потом повернул налево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске. — Вам (обозначены крестиком на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток.) — Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север. Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? — Прочитайте на с. 15 учебника, что такое азимут. (Азимут - угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.) Азимут изменяется от 0° до 360°. Азимут на север — 0° или 360°, азимут на восток — 45°. — Определите, чему равен азимут на юг, юго-восток,запад, северо-запад. — Если вы вышли из населенного пункта и шли все время на север, то по какому азимуту вы будете возвращаться домой? (По азимуту 180°.) — Покажите на схеме, где азимут. — Определите значение азимута с помощью транспортира. — Выполните задания на определение азимута (рис. 8 на с. 16). На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности — компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса. Алгоритм определения азимута по плану 1. Определить направление на север. 2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. 3. Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. — Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какомуазимуту вы будете возвращаться? (210°.) — Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (форзац учебника). — Определите азимут до колодца. Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса. (Заранее подготовленный учащийся делает сообщение о компасе.) Компас — это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели. В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям — румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушку мастер также нанес рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.Правила работы с компасом 1. неметаллическую поверхность. Компас положите горизонтально на ровную 2. Подождите, пока компасная стрелка установится. 3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. 4. На компас положите тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. 5. Азимут отсчитывайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.   IV. Закрепление нового материала (Работа в группах по четыре человека. Нахождение азимута на предметы в кабинете.) — Определите азимут на предметы по рисунку. — Чему равен азимут 1000°? (1000° делим на 360°, полученный остаток — 280° — и есть азимут 1000°.) — Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другоенаправление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Примерный ответ. Стрелка компаса всегда ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т. д.) Домашнее задание § 6, вопросы и задания 1, 2, 3 (по желанию — 4, 5) к параграфу.

Посмотрите также