ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ»
ЦЕЛИ: познавательные – учащиеся должны знать
1) о влиянии условий окружающей среды на человечество;
2) понятия «раса», «антропология», «расизм»;
3) что на нашей планете Земля проживают представители трех основных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной;
4) об общих наследственных признаках: цвет кожи, волос, глаз, разрезе глаз и строении век, форме головы и скелета;
5) показывать по физической карте полушарий районы распространения человеческих рас;
развивающие – учащиеся должны уметь
1) делать выводы о едином происхождении человеческих рас на основании знаний, полученных на уроке;
2) сравнивать представителей трех основных рас по внешним признакам: цвет кожи, волос, глаз, разрезе глаз и строении век, форме головы;
воспитательные
1) формирование у учащихся представления о равенстве всех человеческих рас и толерантности по отношению к их представителям.конспект
ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ»
ЦЕЛИ: познавательные – учащиеся должны знать
1) о влиянии условий окружающей среды на человечество;
2) понятия «раса», «антропология», «расизм»;
3) что на нашей планете Земля проживают представители трех основных рас: европеоидной,
негроидной, монголоидной;
4) об общих наследственных признаках: цвет кожи, волос, глаз, разрезе глаз и строении век, форме
головы и скелета;
5) показывать по физической карте полушарий районы распространения человеческих рас;
развивающие – учащиеся должны уметь
1) делать выводы о едином происхождении человеческих рас на основании знаний, полученных на
уроке;
2) сравнивать представителей трех основных рас по внешним признакам: цвет кожи, волос, глаз,
разрезе глаз и строении век, форме головы;
воспитательные
1) формирование у учащихся представления о равенстве всех человеческих рас и толерантности по
отношению к их представителям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) физическая карта полушарий, настенная;
2) мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с изображением представителей
различных рас;
3) атлас.
ТИП УРОКА: изучения и первичного закрепления знаний.
ПЛАН УРОКА
1. Актуализирующая беседа с мотивацией
2. Беседа по содержанию нового материала
3. Заполнение таблицы
4. Закрепление изученного материала
5. Пояснение по ДЗ
Деятельность учителя
2 мин
15 мин
12 мин
8 мин
3 мин
Деятельность
учащихся
Отвечают на вопросы
№
I
II
Организационный момент.
Беседа с мотивацией
Кто знает, сколько национальностей проживает в нашем городе?
По внешним признакам мы можем отличить людей разных национальностей?
Какими качествами должны обладать люди в городе Сочи, чтобы наш был
безопасным, привлекательным для туристов из разных стран?
Актуализация знаний
Каких животных считают предками человека?
Какой вид человека первым появился на Земле?
Кто такие неандертальцы и кроманьонцы?
Кто из предков современного человека начал пользоваться огнем и
использовать пещеры для жилья?
Кто из древних людей приручил древних животных?
Что вы можете рассказать о современном человеке?
Какие физические признаки имеет современный человек?
Посмотрите, ребята, какие люди населяют нашу планету. Вы, наверное, не раз
слышали фразу «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим
высказыванием? Какие внешние признаки объединяют родственников?
Отвечают на вопросы:
«Люди, состоящие вродственных
отношениях, имеют
одинаковые внешние
признаки – цвет кожи
волос, глаз и т.д.»
Ребята записывают
определения в тетрадь
Учащиеся соглашаются
с тем, что все люди на
Земле имеют общее
происхождение, и
поэтому человечество
– единый
биологический вид
(вывод записать в
тетрадь).
Определение
записывают в тетрадь
СЛАЙД № 1 (тема урока)
III Беседа по содержанию нового материала
Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать тайну происхождения людей на
Земле, попытаемся познакомиться с различными людьми, населяющими нашу
планету. Познакомимся с человеческими расами.
Древние люди пытались както объяснить историю своего появления на
Земле. Так сложились мифы о происхождении людей от животных, о
сотворении людей богами или фантастическими героями.
Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека,
занимается наука антропология (от греческого «антропос» человек и
«логос» учение).
СЛАЙД №2 (Ступени развития человека)
Австралопитек – Человек умелый – Питекантроп (человек прямоходящий) –
неандерталец – кроманьонец (Homo sapiens – человек разумный)
Какие выводы можно сделать?
СЛАЙД № 3 (люди с разными внешними признаками)
Как мы видим на экране – люди не одинаковы по внешнему виду по цвету
кожи, волос, глаз, по форме черепа, лица. Все эти различия появились очень
давно, когда на земле было мало людей. Цвет кожи и другие внешние признаки,
которыми одна группа людей отличается от другой, называют расовыми
признаками. Они передаются из поколения в поколение, от родителей к их
детям.
Одним из разделов антропологии является расоведение – наука, изучающая
человеческие расы.
СЛАЙД № 4 (определение)
Расы – это исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными
физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением
век, формой головы и скелета.
Как появился термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского
слова «рас» голова, начало, корень. А может от итальянского “razza” – племя;
от французского слова, обозначающего род, племя, порода.
Легенда о возникновении людей разных рас.
«Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли
европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов,
объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из
глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично
красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыливовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки.
Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки,
вынули их раньше времени, и они получились бледнорозового цвета. Так
появились европейцы».
Существует целый ряд классификаций рас. Первая из них была принята в
конце 17 века. Российские антропологи довольно согласованно выделяют
три крупнейшие группировки. Это большие расы, или расы первого
порядка: негроидная, европеоидная, монголоидная. Человек
разумный(Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс.
лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились
по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки
Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную
Америку и Австралию. Не был заселен лишь материк Антарктида. Люди
жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. Именно этот
период, по мнению ученых, и начали складываться расы.
Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные
различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?
По мнению ученых, многие расовые признаки возникли случайно на
ранних этапах развития человека. Некоторые из них помогли людям
приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного
отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в
поколение.
Пользуясь параграфом № 51 заполнить таблицу
Заполнение таблицы
Раса
Европеоидная
Негроидная
Монголоидная
РАСЫ ЗЕМЛИ
Внешние признаки
Светлая кожа, светлые глаза,
узкий нос, тонкие губы,
прямые или волнистые
волосы, у мужчин волосы на
лице (усы или борода)
Темная кожа, темные глаза,
жесткие курчавые волосы,
широкие губы и широкий
приплюснутый нос с
большими ноздрями
Желтоватый цвет кожи,
черные прямые волосы,
широкое лицо, выступающие
скулы, узкие глаза
Районы проживания
Европа, Северная
Африка, ЮгоЗападная
Азия, Северная и
Южная Америка
Африка, Северная и
Южная Америка,
Австралия
Азия, Америка
Учащиеся высказывают
предположения, что
отдельные группы
людей, находясь в очень
разных природных
условиях, приобретали
отличия во внешнем
облике.
Учащиеся заполняют
таблицу в тетрадях
Европеоидная раса
СЛАЙД № 5
К Европеоидной расе относятся: русские, перуанцы, венгры, датчане,
арабы, индийцы, французы, греки. Большинство народов Евразии относится
к этой расе. Признаки данной расы: светлая кожа, светлые глаза, узкий нос.
Учащиеся высказывают
предположения о
влиянии природных
условий на внешние Какие причины могли повлиять на формирование таких признаков
европеоидной расы?
Люди этой расы изначально обитали в умеренном поясе освещенности. Их
кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента,
защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных
регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание
холодного воздуха и согревает его.
Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную со смуглой
кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную со
светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым
носом и тонкими губами.
К северной ветви относится коренное население Англии, Ирландии,
Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики,
северных и центральных районов европейской части России, Франции,
частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии.
Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные
глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится
население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции,
Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта,
арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана.
Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных
лучей?
СЛАЙД № 6 – районы распространения
Негроидная раса
СЛАЙД № 7
К этой расе относятся негры, австралийцы аборигены, пигмеи, бушмены,
папуасы. Признаки данной расы: темная кожа, темные глаза, жесткие
курчавые волосы, широкий нос, толстые губы.
Что повлияло на внешние признаки негроидной расы?
Негроиды тысячелетиями существовали в приэкваториальных районах
Африки, Австралии. Их темная кожа и темные глаза содержат много
пигмента, который защищает их от обжигающих солнечных лучей. Жесткие
курчавые волосы предохраняют голову от солнца.
СЛАЙД № 8 – районы распространения
Монголоидная раса
СЛАЙД № 9
К монголоидной расе относятся: буряты, вьетнамцы, индейцы, китайцы,
корейцы, тибетцы, японцы. Признаки данной расы: желтоватый цвет кожи,
прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы.
Почему представители монголоидной расы реже болеют конъюнктивитом
признаки европеоидной
расы.
Учащиеся называют
головной убор, одежда
светлых тонов,
желательно из хлопка,
солнцезащитные очки.
Учащиеся высказывают
предположения о
влиянии природных
условий.
Учащиеся
предполагают, что
узкий разрез глаз,
защищает от попадания
пыли.
Очки, носовой платок,
при попадании пыли в
глаза промыть– воспалением глаз?
проточной водой.
Монголоиды изначально обитали на открытых пространствах с суровыми
ветрами. От слепящих пыльных и снежных бурь их разрез глаз постепенно
стал уже, появилась дополнительная складка на веках – эпикантус.
Выступающие скулы и особое строение глаз монголоидов защищают их
глаза от попадания пыли и снега во время бурь.
СЛАЙД № 10 – районы распространения
Как людям европеоидной расы защитить глаза при сильном ветре с
пылью?
Кроме трех основных рас есть еще смешанные расы. В Южной Америке
проживают метисы (потомки монголоидов и европеоидов), мулаты (потомки
негров и европеоидов), самбо (потомки монголоидов и негров).
Как вы думаете, все ли телесные наследственные особенности людей могут
считаться расовыми? (например, осанка, мускулатура, интеллектуальные черты)
Расизм – «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над
другими».
Как вы считаете, справедливо ли деление на «высшие» и «низшие расы»?
Представители какой расы доказывают, что все расы между собой равны, что
человечество – это единый биологический вид.
Одним из противников расизма был русский этнограф Николай Николаевич
МиклухоМаклай.
III Закрепление
они различаются.
1. Перечислите основные человеческие расы и назовите их признаки, по которым
2. Что повлияло на формирование человеческих рас?
3. Назовите районы распространения основных рас.
4. Что общего у всех рас мира?
5. Приведите как можно больше доказательств того, что человечество – единый
биологический вид.
Выполнить задания на закрепление нового материала.
д/з Параграф – 51, вопросы 13 на стр. 158
Учащиеся делают
вывод, что данные
признаки не являются
расовыми и зависят от
внешних условий
(качества питания,
занятия спортом,
воспитания и т.д.)
Учащиеся соглашаются
с ошибочностью теории
на деление людей на
«низшие» и «высшие»
расы, так как
представители
смешанных рас
доказывают, что все
люди между собой
равны, независимо от
внешних признаков
Учащиеся отвечают на
вопросы