Конспект урока "Основные человеческие расы" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ» ЦЕЛИ: познавательные – учащиеся должны знать 1) о влиянии условий окружающей среды на человечество; 2) понятия «раса», «антропология», «расизм»; 3) что на нашей планете Земля проживают представители трех основных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной; 4) об общих наследственных признаках: цвет кожи, волос, глаз, разрезе глаз и строении век, форме головы и скелета; 5) показывать по физической карте полушарий районы распространения человеческих рас; развивающие – учащиеся должны уметь 1) делать выводы о едином происхождении человеческих рас на основании знаний, полученных на уроке; 2) сравнивать представителей трех основных рас по внешним признакам: цвет кожи, волос, глаз, разрезе глаз и строении век, форме головы; воспитательные 1) формирование у учащихся представления о равенстве всех человеческих рас и толерантности по отношению к их представителям.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ» ЦЕЛИ: познавательные – учащиеся должны знать 1) о влиянии условий окружающей среды на человечество; 2) понятия «раса», «антропология», «расизм»; 3) что на нашей планете Земля проживают представители трех основных рас: европеоидной,  негроидной, монголоидной; 4) об общих наследственных признаках: цвет кожи, волос, глаз, разрезе глаз и строении век, форме  головы и скелета;  5) показывать по физической карте полушарий районы распространения человеческих рас; развивающие – учащиеся должны уметь 1) делать выводы о едином происхождении человеческих рас на основании знаний, полученных на  уроке; 2) сравнивать представителей трех основных рас по внешним признакам: цвет кожи, волос, глаз,  разрезе глаз и строении век, форме головы; воспитательные 1) формирование у учащихся представления о равенстве всех человеческих рас и толерантности по  отношению к их представителям. ОБОРУДОВАНИЕ: 1) физическая карта полушарий, настенная; 2) мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с изображением представителей  различных рас; 3) атлас. ТИП УРОКА: изучения и первичного закрепления знаний. ПЛАН УРОКА 1. Актуализирующая беседа с мотивацией 2. Беседа по содержанию нового материала 3. Заполнение таблицы 4. Закрепление изученного материала 5. Пояснение по ДЗ Деятельность учителя 2 мин 15 мин 12 мин 8 мин 3 мин Деятельность учащихся Отвечают на вопросы № I II Организационный момент. Беседа с мотивацией ­ Кто знает, сколько национальностей проживает в нашем городе? ­ По внешним признакам мы можем отличить людей разных национальностей? ­ Какими качествами должны обладать люди в городе Сочи, чтобы наш был  безопасным, привлекательным для туристов из разных стран? Актуализация знаний  ­ Каких животных считают предками человека? ­ Какой вид человека первым появился на Земле? ­ Кто такие неандертальцы и кроманьонцы? ­ Кто из предков современного человека начал пользоваться огнем и     использовать пещеры для жилья? ­ Кто из древних людей приручил древних животных? ­ Что вы можете рассказать о современном человеке? ­ Какие физические признаки имеет современный человек? ­ Посмотрите, ребята, какие люди населяют нашу планету. Вы,  наверное, не раз  слышали фразу «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим  высказыванием? Какие внешние признаки объединяют родственников? Отвечают на вопросы:  «Люди, состоящие вродственных  отношениях, имеют  одинаковые внешние  признаки – цвет кожи  волос, глаз и т.д.» Ребята записывают  определения в тетрадь Учащиеся соглашаются  с тем, что все люди на  Земле имеют общее  происхождение, и  поэтому человечество  – единый  биологический вид  (вывод записать в  тетрадь).  Определение  записывают в тетрадь СЛАЙД № 1 (тема урока) III Беседа по содержанию нового материала ­ Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать тайну происхождения людей на  Земле, попытаемся познакомиться с различными людьми, населяющими нашу  планету. Познакомимся с человеческими расами.  ­ Древние люди пытались как­то объяснить историю своего появления на  Земле. Так сложились мифы о происхождении людей от животных, о  сотворении людей богами или фантастическими героями. ­ Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека,  занимается наука антропология (от греческого «антропос» ­ человек и  «логос» ­ учение). СЛАЙД №2 (Ступени развития человека) Австралопитек – Человек умелый – Питекантроп (человек прямоходящий) – неандерталец – кроманьонец (Homo sapiens – человек разумный)  ­ Какие выводы можно сделать?  СЛАЙД № 3 (люди с разными внешними признаками) ­ Как мы видим на экране – люди не одинаковы по внешнему виду ­  по цвету  кожи, волос, глаз, по форме черепа, лица. Все эти различия появились очень  давно, когда на земле было мало людей. Цвет кожи и другие внешние признаки,  которыми одна группа людей отличается от другой, называют расовыми  признаками. Они передаются из поколения в поколение, от родителей к их  детям. Одним из разделов антропологии является расоведение – наука, изучающая  человеческие расы.  СЛАЙД № 4 (определение) Расы – это исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными  физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением  век, формой головы и скелета. ­ Как появился термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского  слова «рас» ­ голова, начало, корень. А может от итальянского “razza” – племя;  от французского слова, обозначающего род, племя, порода. ­ Легенда о возникновении людей разных рас.  «Североамериканские   индейцы,   увидев   бледнолицых   (так   они   называли европейцев)   и   завезенных   ими   в   Новый   Свет   из   Африки   темнокожих   рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично­ красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыливовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как   головешки. Так   возникли   негры.   А   потом   уже   боги,   боясь   пережечь   глиняные   статуэтки, вынули   их   раньше   времени,   и   они   получились   бледно­розового   цвета.   Так появились европейцы». ­ Существует целый ряд классификаций рас. Первая из них была принята в  конце 17 века. Российские антропологи довольно согласованно выделяют  три крупнейшие группировки. Это большие расы, или расы первого  порядка: негроидная, европеоидная, монголоидная. Человек  разумный(Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс.  лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились  по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки  Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в  Северную и Южную  Америку и Австралию. Не был заселен лишь материк Антарктида. Люди  жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. Именно этот  период, по мнению ученых, и начали складываться расы.  ­ Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные  различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас? ­ По мнению ученых, многие расовые признаки возникли случайно на  ранних этапах развития человека. Некоторые из них помогли людям  приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного  отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в  поколение. ­ Пользуясь параграфом № 51 заполнить таблицу Заполнение таблицы Раса Европеоидная Негроидная  Монголоидная РАСЫ ЗЕМЛИ   Внешние признаки Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос, тонкие губы,  прямые или волнистые  волосы, у мужчин волосы на  лице (усы или борода)  Темная кожа, темные глаза,  жесткие курчавые волосы,  широкие губы и широкий  приплюснутый нос с  большими ноздрями   Желтоватый цвет кожи,  черные прямые волосы,  широкое лицо, выступающие  скулы, узкие глаза Районы проживания Европа, Северная Африка, Юго­Западная Азия, Северная и Южная Америка  Африка, Северная и Южная Америка, Австралия  Азия, Америка Учащиеся высказывают  предположения, что  отдельные группы  людей, находясь в очень разных природных  условиях, приобретали  отличия во внешнем  облике. Учащиеся заполняют  таблицу в тетрадях Европеоидная раса СЛАЙД № 5  К Европеоидной расе относятся: русские, перуанцы, венгры, датчане,  арабы, индийцы, французы, греки. Большинство народов Евразии относится к этой расе. Признаки данной расы: светлая кожа, светлые глаза, узкий нос. Учащиеся высказывают  предположения о  влиянии природных  условий на внешние­ Какие причины могли повлиять на формирование таких признаков  европеоидной расы? Люди этой расы изначально обитали в умеренном поясе освещенности. Их  кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента,  защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных  регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание  холодного воздуха и согревает его. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную ­ со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную ­ со  светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым  носом и тонкими губами.  К северной ветви относится коренное население Англии, Ирландии,  Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики,  северных и центральных районов европейской части России, Франции,  частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии.  Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные  глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится  население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции,  Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта,  арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана. ­ Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных  лучей? СЛАЙД № 6 – районы распространения  Негроидная раса СЛАЙД № 7 К этой расе относятся негры, австралийцы ­ аборигены, пигмеи, бушмены,  папуасы. Признаки данной расы: темная кожа, темные глаза, жесткие  курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. ­ Что повлияло на внешние признаки негроидной расы? Негроиды тысячелетиями существовали в приэкваториальных районах  Африки, Австралии. Их темная кожа и темные глаза содержат много  пигмента, который защищает их от обжигающих солнечных лучей. Жесткие  курчавые волосы предохраняют голову от солнца. СЛАЙД № 8 – районы распространения  Монголоидная раса СЛАЙД № 9 К монголоидной расе относятся: буряты, вьетнамцы, индейцы, китайцы,  корейцы, тибетцы, японцы. Признаки данной расы: желтоватый цвет кожи,  прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы. ­ Почему представители монголоидной расы реже болеют конъюнктивитом  признаки европеоидной  расы. Учащиеся называют  головной убор, одежда  светлых тонов,  желательно из хлопка,  солнцезащитные очки. Учащиеся высказывают  предположения о  влиянии природных  условий. Учащиеся  предполагают, что  узкий разрез глаз,  защищает от попадания  пыли. Очки, носовой платок,  при попадании пыли в  глаза промыть– воспалением глаз? проточной водой. Монголоиды изначально обитали на открытых пространствах с суровыми  ветрами. От слепящих пыльных и снежных бурь их разрез глаз постепенно  стал уже, появилась дополнительная складка на веках – эпикантус.  Выступающие скулы и особое строение глаз монголоидов защищают их  глаза от попадания пыли и снега во время бурь. СЛАЙД № 10 – районы распространения  ­ Как людям европеоидной расы защитить глаза при сильном ветре с  пылью? ­ Кроме трех основных рас есть еще смешанные расы. В Южной Америке  проживают метисы (потомки монголоидов и европеоидов), мулаты (потомки  негров и европеоидов), самбо (потомки монголоидов и негров). ­ Как вы думаете, все ли телесные наследственные особенности людей могут  считаться расовыми? (например, осанка, мускулатура, интеллектуальные черты) Расизм – «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над  другими». ­ Как вы считаете, справедливо ли деление на «высшие» и «низшие расы»?  Представители какой расы доказывают, что все расы между собой равны, что  человечество – это единый биологический вид. ­ Одним из противников расизма был русский этнограф Николай Николаевич  Миклухо­Маклай. III Закрепление они различаются. 1. Перечислите основные человеческие расы и назовите их признаки, по которым 2. Что повлияло на формирование человеческих рас? 3. Назовите районы распространения основных рас. 4. Что общего у всех рас мира? 5. Приведите как можно больше доказательств того, что человечество – единый биологический вид. Выполнить задания на закрепление нового материала. д/з Параграф – 51, вопросы 1­3 на стр. 158 Учащиеся делают  вывод, что данные  признаки не являются  расовыми и зависят от  внешних условий  (качества питания,  занятия спортом,  воспитания и т.д.) Учащиеся соглашаются  с ошибочностью теории  на деление людей на  «низшие» и «высшие»  расы, так как  представители  смешанных рас  доказывают, что все  люди между собой  равны, независимо от  внешних признаков Учащиеся отвечают на  вопросы

Посмотрите также