Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Петербург - удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.ТЕМА УРОКА: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО» ЦЕЛИ: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч-ся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение уч-ся использовать Интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).конспект
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕМА  УРОКА: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО» ЦЕЛИ: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч­ся к  восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение уч­ся  использовать Интернет­ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная  экскурсия).                                                           ХОД УРОКА I.         Вступительное слово учителя         (слайды1­5)       Петербург ­ удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный  след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество,  на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.  Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое  существо, как литературный герой по­разному представлен в произведениях классики. Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, ­ «краса и диво»  северных  стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!  В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй  план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный,  бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.  Петербург Достоевского ­ это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его  героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и  преступления. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной  лишений, отчаяния, страдания и безнадежного, бессмысленного преступления.  II    Сообщение уч­ся « Петербург А.С.Пушкина» (слайды 6­9) 1 ученик Пушкин любил и хорошо знал Петербург. Поэт понимал значение этого города в истории страны:  новая столица, выстроенная Петром, стала тем «окном в Европу», которое открыло для России новые  пути и новые перспективы. В поэме Пушкина «Медный всадник» Петербург является не только  местом действия, но и самостоятельным действующим лицом. Город живет, думает, распоряжается  жизнями горожан. «Вступление» к «Медному всаднику» написано в торжественном стиле. По своему  стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как  самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего,  своим торжественно­ликующим тоном.  2 ученик      Прошло сто лет, и юный град,      Полнощных стран краса и диво,       Из тьмы лесов, из топи блат       Вознесся пышно, горделиво;      Где прежде финский рыболов,      Печальный пасынок природы,      Один у низких берегов      Бросал в неведомые воды      Свой ветхий невод, ныне там      По оживлённым берегам      Громады стройные теснятся      Дворцов и башен; корабли     Толпой со всех концов земли     К богатым пристаням стремятся;     В гранит оделася Нева;     Мосты повисли над водами;     Темно­зелёными садами     Её покрылись острова.     И перед младшею столицей     Померкла старая Москва,     Как перед новою царицей   Порфироносная вдова. 13 ученик И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую  Спешит, дав ночи полчаса. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт  И, чуя вешний лёд, ликует.       «Вступление» к поэме «Медный всадник» не случайно называют гимном великому городу,  прославляющим его  красоту. Именно таким мы привыкли видеть и воспринимать  Петербург.     II.               Сообщение уч­ся «Петербург Гоголя» 4 ученик (слайды 10­11) Совсем другим видит читатель Петербург в повестях Н.В.Гоголя. Город показал писателю изнанку жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, деспотизма власти господствующих классов и полного бесправия, униженности и забитости обычных тружеников; научил различать за парадной внешностью столицы её оборотную сторону ­ тяжелую и безрадостную жизнь бедняков. Гоголь показывает Петербург маленьких чиновников и «значительных лиц», бюрократических  канцелярий и сумрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое  не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта. Это тот Петербург,  который в дальнейшем в его острых социальных контрастах с такой взволнованной силой покажет в  собственных романах и повестях Достоевский.  5 ученик (слайд 12) «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и  чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет  двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого  на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же  он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем.  Хотя бы имел какое­нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о  всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не  загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется,  человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой,  Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на  идущих и летящих в каретах и на дрожках. Всемогущий Невский проспект! Единственное  развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже,  сколько ног оставило на нем следы свои!»  6 ученик (слайд 12) «Но   как   только   сумерки   упадут   на   домы   и   улицы   и   будочник,   накрывшись   рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой­ то заманчивый, чудесный свет. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам 2демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде. 4 ученик Своими произведениями Гоголь стремился пробудить у читателей чувство протеста против тех общественных условий, которые уродуют и принижают человека.              В петербургских  повестях  Гоголь  с  глубоким  сочувствием  и  любовью  говорит  о  судьбе обездоленных   простых   людей,   об   их   забитости   и   униженности.   Но   он   не   был   абстрактным гуманистом.   Произведения   Гоголя   направлены   против   реального   зла,   против   самодержавно   ­ бюрократического строя  николаевской России.  III.                 «Петербург Достоевского» Слово учителя (слайды 13­15) Для Достоевского Петербург  был  «самым фантастическим городом с самой фантастической  историей», «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Это прежде всего  город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного  города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются  границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов». Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень  необычном духовном пространстве, несколько напоминающим гоголевский город, но еще более  жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, трущобы,  полицейские конторы, Сенная, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы,  облитые помоями ­ вот фон, на котором развязываются конфликты и трагедии «самого  петербургского» романа Достоевского ­ «Преступление и наказание». Многие блуждания главных  героев происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное  время суток в Петербурге.  7 ученик (слайды 16­17) Петербург Достоевского ­ среда, в которой уживаются многочисленные слои общества:  ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них ­ город  видится по­разному: кому­то празднично и весело, кому­то серо и безысходно. Человек в Петербурге одинок. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния  героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде  нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге,  ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию.  8 ученик «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения  перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой­нибудь  изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах,  разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего  дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он  остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо  одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою­то начинкой пирог…» 9 ученик (слайд 18) Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных  завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга —  атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в  воду канала. И слышатся крики другой женщины: "До чертиков допилась, батюшки, до чертиков...  3удавиться тоже хотела, с веревки сняли", — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь,  полную безысходности.  Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь  горожан.  Великолепный Петербург был рядом, но герои Достоевского  видели его только мельком, как  заманчивый мираж в пустыне… (слайды 19­21) Учитель (слайды 22­23) Но Достоевский не смог бы описать «петербургские углы» с почти натуралистической точностью,  если бы сам досконально не знал этого города.   В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей  квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда  не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении  улиц. В таких же домах жили и его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в  которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих петербургских произведениях  Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную  физиологию города.       Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей  прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления:  "Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим". Рисуя картины  взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях,  виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической  точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи,  добиваясь создания емкого образа города­персонажа, становящегося не просто фоновой  декорацией  действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.  Фантастический в восприятии писателя город, город­призрак, город­фантом, стал лучшей  иллюстрацией к его романам. 7 ученик (слайд 24) Писатель снимал квартиры в недорогих районах города, часто меняя адреса.  Знакомые  писателя, бывавшие у него дома в разные годы, отмечали аскетичность обстановки, простоту и  сдержанность интерьеров. Главной комнатой в квартире всегда был кабинет. Основное место в нем  занимал стол, часто поставленный в середине комнаты: "Кабинет Федора Михайловича  представлял собою большую комнату в два окна... В глубине комнаты стоял мягкий диван, крытый  коричневой, довольно поддержанной материей; перед ним круглый стол с красной суконной  салфеткой. На столе лампа и два­три альбома; кругом мягкие стулья и кресла... Окна украшались  двумя большими китайскими вазами прекрасной формы. Вдоль стены стоял большой диван  зеленого сафьяна и около него столик с графином воды. Напротив, поперек комнаты, был выдвинут письменный стол...", ­ так описывает Анна Достоевская, вторая жена писателя, кабинет в квартире,  где Достоевский создавал роман "Преступление и наказание".  Последний приют Федор Михайлович Достоевский также нашел в Петербурге. Он похоронен в  некрополе Александро­Невской лавры. (слайд 25) 8 ученик Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве Федора Михайловича  Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя  "маленького человека".  События, описанные в романе, происходят в Петербурге, городе, в котором невозможно жить  человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья , только  темные каморки, похожие на гробы; лестницы, залитые помоями, тесные и душные закоулки… 4Учитель (слайды 26­28) Но над мрачными стенами «петербургских углов» возносятся к небесам купола храмов.  Грязные переулки меркнут перед великолепием гранитных набережных. Величественные статуи и  скульптуры, украшающие площади и фасады дворцов, делают этот город уникальным музеем под  открытым небом.  Петербург никого не может оставить равнодушным. Но даже его величие – это лишь  отражение великого таланта русского народа: архитекторов и инженеров, художников и  скульпторов, плотников и каменщиков – всех тех, кто строил этот город и создавал его  неповторимую красоту.   2 ученик (слайды 26­28)         Люблю тебя, Петра творенье,     Люблю твой строгий, стройный вид,     Невы державное теченье,      Береговой её гранит,     Твоих оград узор чугунный,     Твоих задумчивых ночей     Прозрачный сумрак, блеск безлунный,     Когда я в комнате моей     Пишу, читаю без лампады,     И ясны спящие громады      Пустынных улиц,     И светла Адмиралтейская игла. 5IV.              Заключительное слово учителя Давайте ещё раз пройдем по улицам Петербурга, полюбуемся его  достопримечательностями, ещё раз восхитимся мастерством его создателей… слайд 29 – Екатерининский дворец слайд 30 – Петр I  Щемякина слайд 31 – Летний сад и Царскосельский парк слайд 32 – Петропавловская крепость слайд 33 –  Кони Клодта слайд 34 – «Спас на крови», «Адмиралтейская игла»,  Петропавловская крепость слайд 35 – Эрмитажный театр, Русский музей

Посмотрите также