Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков +1
docx
русская литература
10 кл
07.06.2018
Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс
Петербург - удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.ТЕМА УРОКА: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО» ЦЕЛИ: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч-ся к восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение уч-ся использовать Интернет-ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная экскурсия).конспект
конспект.docx
ТЕМА  УРОКА: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО» ЦЕЛИ: раскрыть образ Петербурга в творчестве русских классиков; подготовить уч­ся к  восприятию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение уч­ся  использовать Интернет­ресурсы при подготовке творческого проекта по предмету (заочная  экскурсия).                                                           ХОД УРОКА I.         Вступительное слово учителя         (слайды1­5)       Петербург ­ удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный  след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество,  на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.  Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое  существо, как литературный герой по­разному представлен в произведениях классики. Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, ­ «краса и диво»  северных  стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом!  В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй  план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный,  бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.  Петербург Достоевского ­ это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его  героев. Он теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и  преступления. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной  лишений, отчаяния, страдания и безнадежного, бессмысленного преступления.  II    Сообщение уч­ся « Петербург А.С.Пушкина» (слайды 6­9) 1 ученик Пушкин любил и хорошо знал Петербург. Поэт понимал значение этого города в истории страны:  новая столица, выстроенная Петром, стала тем «окном в Европу», которое открыло для России новые  пути и новые перспективы. В поэме Пушкина «Медный всадник» Петербург является не только  местом действия, но и самостоятельным действующим лицом. Город живет, думает, распоряжается  жизнями горожан. «Вступление» к «Медному всаднику» написано в торжественном стиле. По своему  стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как  самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего,  своим торжественно­ликующим тоном.  2 ученик      Прошло сто лет, и юный град,      Полнощных стран краса и диво,       Из тьмы лесов, из топи блат       Вознесся пышно, горделиво;      Где прежде финский рыболов,      Печальный пасынок природы,      Один у низких берегов      Бросал в неведомые воды      Свой ветхий невод, ныне там      По оживлённым берегам      Громады стройные теснятся      Дворцов и башен; корабли     Толпой со всех концов земли     К богатым пристаням стремятся;     В гранит оделася Нева;     Мосты повисли над водами;     Темно­зелёными садами     Её покрылись острова.     И перед младшею столицей     Померкла старая Москва,     Как перед новою царицей   Порфироносная вдова. 1 3 ученик И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую  Спешит, дав ночи полчаса. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт  И, чуя вешний лёд, ликует.       «Вступление» к поэме «Медный всадник» не случайно называют гимном великому городу,  прославляющим его  красоту. Именно таким мы привыкли видеть и воспринимать  Петербург.     II.               Сообщение уч­ся «Петербург Гоголя» 4 ученик (слайды 10­11) Совсем другим видит читатель Петербург в повестях Н.В.Гоголя. Город показал писателю изнанку жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, деспотизма власти господствующих классов и полного бесправия, униженности и забитости обычных тружеников; научил различать за парадной внешностью столицы её оборотную сторону ­ тяжелую и безрадостную жизнь бедняков. Гоголь показывает Петербург маленьких чиновников и «значительных лиц», бюрократических  канцелярий и сумрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое  не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта. Это тот Петербург,  который в дальнейшем в его острых социальных контрастах с такой взволнованной силой покажет в  собственных романах и повестях Достоевский.  5 ученик (слайд 12) «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и  чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет  двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого  на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же  он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем.  Хотя бы имел какое­нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о  всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не  загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется,  человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой,  Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на  идущих и летящих в каретах и на дрожках. Всемогущий Невский проспект! Единственное  развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже,  сколько ног оставило на нем следы свои!»  6 ученик (слайд 12) «Но   как   только   сумерки   упадут   на   домы   и   улицы   и   будочник,   накрывшись   рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой­ то заманчивый, чудесный свет. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам 2 демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде. 4 ученик Своими произведениями Гоголь стремился пробудить у читателей чувство протеста против тех общественных условий, которые уродуют и принижают человека.              В петербургских  повестях  Гоголь  с  глубоким  сочувствием  и  любовью  говорит  о  судьбе обездоленных   простых   людей,   об   их   забитости   и   униженности.   Но   он   не   был   абстрактным гуманистом.   Произведения   Гоголя   направлены   против   реального   зла,   против   самодержавно   ­ бюрократического строя  николаевской России.  III.                 «Петербург Достоевского» Слово учителя (слайды 13­15) Для Достоевского Петербург  был  «самым фантастическим городом с самой фантастической  историей», «самым отвлеченным и умышленным городом на всем земном шаре». Это прежде всего  город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного  города» зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются  границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов». Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень  необычном духовном пространстве, несколько напоминающим гоголевский город, но еще более  жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, трущобы,  полицейские конторы, Сенная, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы,  облитые помоями ­ вот фон, на котором развязываются конфликты и трагедии «самого  петербургского» романа Достоевского ­ «Преступление и наказание». Многие блуждания главных  героев происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное  время суток в Петербурге.  7 ученик (слайды 16­17) Петербург Достоевского ­ среда, в которой уживаются многочисленные слои общества:  ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них ­ город  видится по­разному: кому­то празднично и весело, кому­то серо и безысходно. Человек в Петербурге одинок. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния  героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде  нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге,  ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию.  8 ученик «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения  перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой­нибудь  изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах,  разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего  дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он  остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо  одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою­то начинкой пирог…» 9 ученик (слайд 18) Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных  завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга —  атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в  воду канала. И слышатся крики другой женщины: "До чертиков допилась, батюшки, до чертиков...  3 удавиться тоже хотела, с веревки сняли", — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь,  полную безысходности.  Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь  горожан.  Великолепный Петербург был рядом, но герои Достоевского  видели его только мельком, как  заманчивый мираж в пустыне… (слайды 19­21) Учитель (слайды 22­23) Но Достоевский не смог бы описать «петербургские углы» с почти натуралистической точностью,  если бы сам досконально не знал этого города.   В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей  квартиры, он всегда их снимал. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда  не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении  улиц. В таких же домах жили и его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в  которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих петербургских произведениях  Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную  физиологию города.       Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей  прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления:  "Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим". Рисуя картины  взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях,  виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической  точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи,  добиваясь создания емкого образа города­персонажа, становящегося не просто фоновой  декорацией  действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.  Фантастический в восприятии писателя город, город­призрак, город­фантом, стал лучшей  иллюстрацией к его романам. 7 ученик (слайд 24) Писатель снимал квартиры в недорогих районах города, часто меняя адреса.  Знакомые  писателя, бывавшие у него дома в разные годы, отмечали аскетичность обстановки, простоту и  сдержанность интерьеров. Главной комнатой в квартире всегда был кабинет. Основное место в нем  занимал стол, часто поставленный в середине комнаты: "Кабинет Федора Михайловича  представлял собою большую комнату в два окна... В глубине комнаты стоял мягкий диван, крытый  коричневой, довольно поддержанной материей; перед ним круглый стол с красной суконной  салфеткой. На столе лампа и два­три альбома; кругом мягкие стулья и кресла... Окна украшались  двумя большими китайскими вазами прекрасной формы. Вдоль стены стоял большой диван  зеленого сафьяна и около него столик с графином воды. Напротив, поперек комнаты, был выдвинут письменный стол...", ­ так описывает Анна Достоевская, вторая жена писателя, кабинет в квартире,  где Достоевский создавал роман "Преступление и наказание".  Последний приют Федор Михайлович Достоевский также нашел в Петербурге. Он похоронен в  некрополе Александро­Невской лавры. (слайд 25) 8 ученик Роман "Преступление и наказание" занимает особое место в творчестве Федора Михайловича  Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя  "маленького человека".  События, описанные в романе, происходят в Петербурге, городе, в котором невозможно жить  человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья , только  темные каморки, похожие на гробы; лестницы, залитые помоями, тесные и душные закоулки… 4 Учитель (слайды 26­28) Но над мрачными стенами «петербургских углов» возносятся к небесам купола храмов.  Грязные переулки меркнут перед великолепием гранитных набережных. Величественные статуи и  скульптуры, украшающие площади и фасады дворцов, делают этот город уникальным музеем под  открытым небом.  Петербург никого не может оставить равнодушным. Но даже его величие – это лишь  отражение великого таланта русского народа: архитекторов и инженеров, художников и  скульпторов, плотников и каменщиков – всех тех, кто строил этот город и создавал его  неповторимую красоту.   2 ученик (слайды 26­28)         Люблю тебя, Петра творенье,     Люблю твой строгий, стройный вид,     Невы державное теченье,      Береговой её гранит,     Твоих оград узор чугунный,     Твоих задумчивых ночей     Прозрачный сумрак, блеск безлунный,     Когда я в комнате моей     Пишу, читаю без лампады,     И ясны спящие громады      Пустынных улиц,     И светла Адмиралтейская игла. 5 IV.              Заключительное слово учителя Давайте ещё раз пройдем по улицам Петербурга, полюбуемся его  достопримечательностями, ещё раз восхитимся мастерством его создателей… слайд 29 – Екатерининский дворец слайд 30 – Петр I  Щемякина слайд 31 – Летний сад и Царскосельский парк слайд 32 – Петропавловская крепость слайд 33 –  Кони Клодта слайд 34 – «Спас на крови», «Адмиралтейская игла»,  Петропавловская крепость слайд 35 – Эрмитажный театр, Русский музей

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс

Конспект урока "Петербург Достоевского" 10 класс
Скачать файл