Конспект урока по алгебре 7 класс по теме: «Вынесение общего множителя за скобки»
Цели урока:
Образовательная: ввести понятие разложения многочлена на множители; изучить способ вынесения общего множителя за скобки и формировать умение его применять.
Развивающая: развитие мышления, речи, памяти.
Воспитательная: воспитание общей культуры, активности; самостоятельности, умения общаться и работать в группе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
План урока:
1. Актуализация знаний
2. Постановка цели урока;
3. Вводная беседа учителя;
4. Закрепление новой темы;
5. Работа с учебником;
6. Самостоятельная работа;
7. Физкультминутка;
8. Фронтальная работа;
9. Подведение итогов урока.
Ход урока
I.Актуализация знаний
1) Мобилизующее начало урока
Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.
Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.
Проводится инструктаж по работе с листом самооценки:
На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя, по критериям, которые указаны в листе самооценки (приложение 1).
Великий ученый, математик Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймет…». Поэтому и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые правила.
2) Устная работа, с целью проверки усвоения опорного материала
1. Какие из выражений не являются многочленами?
1) -6а+6b; 2) (х-у)(х+у); 3) 4сm +3; 4) у3; 5) 6-а; 6) (а+с)2;
7) 6ар2+b-3х ; 8) 6y
2. Выполните умножение:
а) 3x (2x2 – 5) в)
б) г) – ab ( a2 – b)
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь скажите чему будет равно произведение данного выражения.
a ( a + b) a2 + ab
1. a ∙ a + a ∙ b a ∙ a + a ∙ b
2. a2 + ab a ( a + b)
Учитель: Молодцы, отлично справились, а какое свойство вы использовали?
Учащиеся: Распределительное свойство.
Учитель: Запишем на доске формулу.
Записываю формулу
А теперь скажите, что получилось в результате умножения одночлена на многочлен?
Учащиеся: Многочлен.
Учитель: То есть, выполнив умножение, мы получили многочлен. Значит, представили произведение в виде многочлена. (Попытаться сказать вместе с детьми).
3. Постановка учебной задачи
Учитель: Хорошо. А теперь давайте с вами выполним обратную операцию. Как можно получить многочлен a2 + ab ?
Учащиеся: a ∙ a + a ∙ b
Учитель: Верно. Скажите, что собой представляет данное выражение?
Учащиеся: Многочлен.
Учитель: А что такое многочлен?
Учащиеся: Это сумма одночленов.
Учитель: Что общего у наших одночленов?
Учащиеся: Переменная «a»
Учитель: Чем является эта переменная для одночленов?
Учащиеся: Общим множителем.
Учитель: А теперь мы можем с вами представить этот многочлен в виде произведения одночлена на многочлен.
Учащиеся: Да. a (a + b)
Учитель: Что мы сделали с общим множителем, когда получили данное произведение?
Учащиеся: Вынесли за скобки.
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Учащиеся:
ВЫНЕСЕНИЕ ОБЩЕГО МНОЖИТЕЛЯ ЗА СКОБКИ (слайд)
Учитель: А какая цель урока?
Учащиеся: Научиться выносить общий множитель за скобки при выполнении упражнений, сформулировать правило.
II. Формирование новых знаний и способов действий
1)Работа в группе с целью восприятия нового материала.
Учитель: Ребята, а теперь я вам раздам 3 прямоугольника, у которых одинаковые площади и известно по одной стороне. Ваша задача написать чему будет равна каждая сторона прямоугольника.
x
2
2x
(Учитель вешает прямоугольники на доску и под каждым записывает, как найти площадь каждого
I прямоугольник II прямоугольник III прямоугольник
= = =
2) Эвристическая беседа с целью объяснения нового материала.
Учитель: Чем у нас является левая часть равенства?
Учащиеся: Многочленом.
Учитель: В правой части у нас уже многочлен представлен в виде …
Учащиеся: произведения.
Учитель: А как в первом произведении называются одночлены?
Учащиеся: множители.
Учитель: Как по-другому можно сказать, что мы сделали с многочленом?
Учащиеся: Разложили многочлен на множители.
Учитель: Молодцы.
Учитель: Ребята, скажите, а какой из трех способов разложения многочлена на множители мы выберем?
Учащиеся: 3
Учитель: Почему?
Учащиеся: Потому что в первых двух случаях в скобках у многочлена остается общий множитель.
Учитель: Поэтому в рассмотренном примере лучше записать 3 равенство.
Учитель: А теперь давайте попробуем разложить данные многочлены на множители.
а)
б)
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Учащиеся: При вынесении общего множителя за скобки среди коэффициентов берут их наибольший общий делитель, а переменные, выносимые за скобки, берут с наименьшим показателем.
III. Формирование умений и навыков.
1. Физкультминутка (игра “истинно — ложно”)
Учащиеся встают.
Если высказыванье, верно, то учащиеся хлопают в ладоши.
1. Делить на нуль нельзя.
2. 32 = 6
3. 7 класс — самый дружный в школе!
4. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
5. Математика – царица наук.
6. Поднимите руки вверх столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см.
Ответ: 6 раз.
7. Присядьте столько раз, сколько будет равна площадь квадрата со стороной 1см.
Ответ: 1 раз
2.Решение заданий у доски с целью проверки усвоения нового материала.
№ 654, №655(а-е), №656(а-г)
3.Самостоятельная работа
1 уровень
Представьте в виде произведения
7n – 7d 10f – 10c 5d – 3dc
ab + 2a 5x + 15
2 уровень
Разложите на множители
3 ab + 3bc x2y – xy2 4f + 8af
2 by – 6b 8mn + 4 m2
3 уровень
Заполните пропуски
·
·
·
·
Учитель: Достаньте карандаши и исправьте ошибки, если они есть. Тщательно сверяйтесь с образцами, записанными на экране.
4) Рефлексия
5) Постановка домашнего задания
п. 28 №655(ж-и), №656(д-е), №657(а-г)
Приложение 1.
Лист самооценки _________________________ (Ф.И учащегося)
Что оценивается на уроке |
Оценка |
Устная работа |
|
Работа у доски |
|
Самостоятельная работа |
|
Деятельность на уроке |
|
Среднее арифметическое оценок |
|
Выполнил(а) все задания верно – «5»
Допустил(а) 1 или 2 ошибки – «4»
Допустил(а) 3 ошибки – «3»
Допустил(а) более 3 ошибок – «2»
Приложение 2.
Самостоятельная работа
1 уровень
Представьте в виде произведения
а) 7n – 7d в) 10f – 10c д) 5d – 3dc
б) ab + 2a г) 5x + 15
Верно, выполнены
3- 5 заданий – «3»
0-2 задания - «2»
Самостоятельная работа
2 уровень
Разложите на множители
а) 3 ab + 3bc в) x2y – xy2 д) 4f + 8af
б) 2 by – 6b г) 8mn + 4 m2
Верно, выполнены
5 заданий – «4»
3-4 задания - «3»
0-2 задания – «2»
Самостоятельная работа
3 уровень
Заполните пропуски
·
·
·
·
Верно, выполнены
4 задания – «5»
3 задания - «4»
2 задания – «3»
0-1 задания – «2»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.