конспект урока по биологии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал расчитан на учащихся 10 класса.Составлен по программе Кембриджского университета, очень удобен для учителей, которые прошли подготовку по данной программе. В данной разработке у учащихся развивается критическое мышление, все методики, применяемые на уроках по критическому мышлению здесь есть.Можно применять и учителям, не проходившим такие курсы.Данный материал расчитан на учащихся 10 класса.Составлен по программе Кембриджского университета, очень удобен для учителей, которые прошли подготовку по данной программе. В данной разработке у учащихся развивается критическое мышление, все методики, применяемые на уроках по критическому мышлению здесь есть.Можно применять и учителям, не проходившим такие курсы.
Иконка файла материала урок 5.docx
Дата:                                                                             Класс: 10        урок 5 Тема:  Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. Цель урока: Ожидаемый  результат формирование целостного представления о клетке как сложнейшей  системе, которая является началом всего живого. формировать у учащихся  знания о строении клетки Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания о строении клетки, полученных на прошлых уроках. сформировать знания о строениях и выполняемых функциях  органоидах клетки. 2. Развивать умение составлять схемы, выделять и делать выводы,  сравнивать. развивать умение и навыки работы, правильно выражать свои  мысли. развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся,  развитие способности анализа представленного самовыражения, образного  критического мышления. ­ должны знать: Что клетка структурная и функциональная единица живого  ­ понимать:  важность клетки для всего живого ­ уметь: использовать полученные знания в жизни и в быту Деятельность обучающихся Проявление  интереса к  материалу  изучения. Оценивают  правильность  выполнения  заданий. Заполняя таблицу, осуществляют  взаимопроверку  пройденного  материала.  Нагл яднос ти Учеб ник Табли ца «ИНС ЕРТ» Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации  успеха. Мотивация учащихся к учебной деятельности. 10  мин. II. Проверка пройденного материала.  По методу «ИНСЕРТ» организует проверку изученного  материала. Опережающие задание: 1 группа: История изучения клетки.  2 группа: Газета «Путешествие по клетке». 3 группа: Сказка об органоидах клетки. Индивидуальные задания. Назови, какое количество аминокислот закодировано: АГУ  ЦЦУ ААЦ АУУ УЦЦ УУА? Выбери правильный ответ. Генетический код несёт  информацию в первую очередь:1) Об общем плане строения ядра. 2) О количестве хромосом в клетках организма. 3) О  первичной структуре белка.Выбери правильное суждение: А) Жиры не растворимы в воде и имеют гидрофобный  характер. Б) Азот как микроэлемент входит в состав белков,  нуклеиновых кислот и АТФ. В) Нуклеотиды, входящие в состав ДНК и РНК, отличаются друг от друга входящими в их состав сахаром и азотистыми основаниями. Г) Мономерами нуклеиновых кислот являются  аминокислоты. 2. “Лови ошибку!”. Парная работа Задание для парной работы. Ученик бойко отвечал у доски,  раскрывая процесс фотосинтеза, но допустил ошибки.  Найдите их. Скорость синтеза органических веществ в  клетке постоянно меняется в зависимости от ситуации.  Утром и днём процесс фотосинтеза, как правило,  осуществляется медленнее, чем вечером. В солнечный день  синтез идёт быстрее, чем в пасмурную погоду. В клетке  также работает система саморегуляции биосинтеза белков.  При этом учитывается потребность клетки в этом  органическом соединении на данный момент. 20  мин. III. Актуализация знаний С помощью наводящих вопросов подводит к теме урока. Подготовка мышления  учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового  способа действий.  Задание группе № 1 а). Вспомните процессы пластического и энергетического обмена в клетке. Расскажите о  них. б). Решите предложенные вам биологические задачи: 1. В какой ситуации может возникнуть особая потребность в белке у клетки? Что  означает фраза “биосинтез белка в клетке активизировался” Что конкретно при этом  должно произойти в клетке? Ответ учащихся: (примерный) Особая потребность у клетки в белке может возникнуть, например, при подготовки к  делению, так как белковые молекулы нужны для образования нитей веретена деления,  построения перегородки между клетками, образования новых ядерных оболочек и т.д. Активизация процесса биосинтеза белка означает следующее: а) в ядре клетки синтезируется большее, чем обычно, количество молекул  информационной РНК; 6) с большего числа генов “переписываться” информация на строящиеся молекулы  информационной РНК; в) большее число молекул информационной РНК транспортируется из ядра клетки в  цитоплазму; г) большее количество молекул информационной РНК одновременно “обслуживается”  рибосомами; д) в биосинтезе белков задействовано большее, чем обычно, число рибосом; е) большее количество молекул транспортной РНК переносит аминокислоты к месту  синтеза белка;ж) к рибосомам подносится большее, чем обычно, число аминокислот; з) в процессе биосинтеза участвует большее, чем обычно, количество молекул АТФ; к) поглощается большее, чем обычно, количество энергии. 2. Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое  количество включений в виде углеводов и жиров. Примерный ответ учащихся. Известно, что жиры и углеводы являются потенциальными источниками энергии,  которая необходима ра стению для осуществления различных жизненно важных  процессов (например, размножение, роста и развития). Вероятно, поэтому в органах и  частях растения, связанных с выполнением функции полового или бесполого  размножения, накапливается большое количество этих веществ. Это позволяет запасти в  удобной для клетки форме энергиею, которая понадобится в дальнейшем для роста и  развития молодого организма. Органические вещества, отложенные в семенах и плодах, обеспечат нормальное развитие проростка на самых первых этапах данного процесса. Углеводы и жиры, накопленные  корневищем, клубнем, луковицей, будут использованы растением в дальнейшем при  вегетативном размножении.. в) Расскажите о выполненном вами домашнем задании (сообщение о роли витаминов и  гормонов). Рисунок 1.3) Известно, что на ДНК записана и хранится наследственная информация. Ответьте на  вопрос и выскажите свои рассуждения. Почему молекула ДНК не транспортируется из  ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка? Ведь в этом случае не нужна была бы  молекула – посредник – информационная РНК! Приведите еще доказательство того, что  ядро – главная составная часть клетки. В данном случае возможны следующие рассуждения учащихся. ( ДНК является “золотым фондом клетки” ­ носителем её наследственной информации, которая должна надёжно  защищаться от внешних воздействий). Иначе весьма вероятны мутации, подавляющее  большинство которых при определённых условиях понижает жизнеспособность  организма. Когда ДНК находится в ядре, например, животной клетки, она относительно  защищена от внешней среды: а) плазматической мембраной; б) толстым слоем  цитоплазмы; в) ядерной оболочкой; г) слоем ядерного сока. Если бы ДНК находилась  непосредственно в цитоплазме, то она была бы защищена: а) плазматической мембраной;  б) толстым слоем цитоплазмы. Таким образом, в первом случае наблюдается четыре  уровня защиты, а во втором – только два. Значит, молекула ДНК не должна выводиться  из ядра в цитоплазму, чтобы не подвергаться повышенной опасности быть изменёнными  под действием внешних факторов (например, ультрафиолетового излучения). Кроме  того, выведение полимерной двухцепочечной молекулы ДНК через мелкие поры ядра в  цитоплазму могло бы быть весьма затруднительным. 4) Продемонстрируйте свой проект домашнего задания “Клетка – город” представление  клетки как административно – хозяйственной единицы.) Рисунок 4. Сформулируйте  вывод: клетка является … Задание группе № 3 1. Рассмотрите предложенные вам рисунки клеток разных царств живой природы.  Рисунок 5. Используя их, ответьте на вопросы А), Б), В).А). О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и  строение клеток растительного и животного организма? Примерный ответ учащихся.  (Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных  организмов.) Б). О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании  клеток растений и животных? Примерный ответ учащихся. ( Животные и растения  далеко отошли друг от друга в процессе эволюции, которая, как известно,  сопровождается дивергенцией. У них разные типы питания (автотрофный и  гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней  среды и т.д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.) В). Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной  ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют? Примерные рассуждения учащихся. (В  соответствии с одной из весьма популярных в научном мире гипотез, давние  предшественники современных пластид и митохондрий в историческом прошлом были  самостоятельно живущими одноклеточными прокариотическими организмами,  имеющими собственную генетическую информацию и, естественно, способными  размножаться. Однако в дальнейшем они проникли в более крупную эукариотическую  клетку (или были поглощены ею, но не переварены) и стали выполнять в ней функции  органоидов. При этом митохондрии и пластиды сохранили имевшиеся у них до этого  собственные нуклеиновые кислоты, обеспечивающие их относительную независимость от ядра клетки, появляющуюся, в частности, в способности к самостоятельному делению. 2. Приведите примеры из вашего домашнего задания (анализ геохронологической  таблицы “Развитие органического мира на Земле”). 3. Выстройте схему доказательств на основе анализа. 4.Сделайте вывод: клетка является… Выступление учащихся. Задание 1. Пробирки на столе Подсказка: Вам необходимо распределить  элементы в 3 группы: микроэлементы, макроэлементы и ультрамикроэлементы. Макро C, CI, N, H, O, S, Na, микро I, F, Cu, ультрамикро Au, Aq Fe, P Подсказка:  Вам   необходимо   распределить   органические и неорганические.   данные   вещества   по   группам: Задание   2.       Плакат на двериОрагнические Вода, минеральные соли Неорганические Углеводы, кислоты, липиды   белки,   нуклеиновые Валеологическое упражнение на расслабление мышц рук и снятия усталости глаз Разотрите ладони рук и на минутку приложите их к глазам. Подсказка: Укажите соответствие Задание 3.     Тетрадь на столе Монасахариды: фруктоза, глюкоза, рибоза, дезоксирибоза Дисахариды: сахароза Полисахариды: гликоген, крахмал, хитин, целлюлоза  Подсказка: Вам необходимо распределить органоиды по наличию или отсутствию Задание 4.     Каробка рядом со шкафом мембран. Немембранные Рибосома Клеточный центр одномембранные Вакуоль АГ Лизосома ЭПС двумембранные Пластиды Митохондрии Подсказка: Найтдите животную, грибную, растительную и бактериальную клетки. (flash­анимация) Подсказка: Укажите соотвествие Задание    6  .   Компьютер Ядро с ядрышком ЭПС Комплекс Гольджи Митохондрии Лизосомы Рибосомы Клеточный центр Вакуоль Пластиды Синтез белка Передача генетического материала Синтез   липидов,   углеводов   и   белков; транспорт веществ Поддержание   тургорного   давления, накопление запасных веществ Синтез   органических   веществ, питательных веществ, накопление пигментов   запас Равномерное   распределение   хромосом   между дочерними клетками Синтез   АТФ   и   участие   в   энергетическом обмене, клеточное дыхание Расщепление органических соединений, в том числе   внутриклеточное   переваривание   отмерших частей клетки Упаковка   и   транспорт   веществ,   построение мембран 5  мин. IV. Закрепление урока. Предлагает разноуровневые  задания учащ  Задание    Мозговой штурм. Блиц вопросы, за ответ «да»  Работают с  разноуровневыми  заданиями. Разно уровн евые  карточки    учащиеся поднимают красную карточку, за ответ»нет»  синюю карточку. 1 лизосома ­участвует в переваревании  белков,  нуклеиновых кислот и жиров ­ да 2 митохондрии ­энергетические станции клеток ­ да 3 хромосома ­заключена наследственная информация ­  да 4 пластиды ­ одномембранные органоиды – нет 5 содержание воды вклетке75­80%­­да 6 неорганические вещества клетки­белки, жиры,  углеводы—нет 7 хромосом у человека 46—да 8 у животной клетки отсутствуют рибосомы—нет 9 основная функция рибосом синтез белка— да 10 к неорганическим соединениям относятся вода и  минеральные соли—да 11 белок основной строительный материал— да 12 больше всего в клетке углеводов—нет 13 хромопласты имеют различного цвета пигменты— да 14 в клубнях картофеля содержатся лейкопласты— да 15 зеленая эвглена имеет хлоропласты— да 16 в спелом арбузе разросшаяся вакуоль—да 17 органоидом движения у инфузории является жгутик —нет 18 белки мышц обновляются через каждые 180дней­­­да 19 в состав клеток входят 60химических элементов— да 20 хлоропласты могут переходить хромопласты—да 21 пластиды только в растительных клетках—да 22клеточный центр это есть центриоли—да 23с эпс начинается деление ядра—нет 24органоидом движения у инфузории явл  жгутик­ нет 25 у амебы орган. движения явл реснички—нет                                                                                                            Задание№2 Составьте синквейн : что такое  клетка,   организм, жизнь?  1клетка 2маленькая, живая 3дышит, питается, делится 4структурная и функциональная    5 система 1 организм 2сложный, многоклеточный 3живет, развивается, приспосабливается 4целостная, упорядоченная  биологическая структурная  единица живого 5особь (индивидуум)1жизнь 2 интересная ,многогранная 3удивляет,творит,радует 4есть способ существование белковых тел 5 тайна  Правила написания синквейна:  1.      В первой строчке тема называется одним словом  (существительным).  2.      Вторая строчка­это описание темы в двух словах (два  прилагательных).  3.      Третья строка­описание действия в рамках темы  тремя глаголами.  4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая  отношение к теме.  5.      Синоним из одного слова, который повторят суть  темы. 5  мин. V. Итог урока Организует систематизацию и обобщение совместных  достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию урока. ­Какую цель мы поставили сегодня на уроке? ­Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? Фиксируют и  анализируют  выводы по уроку.  Ученики  оценивают свою  работу и рабоду  одноклассников. Карто чки Фишк и  2  мин. YI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения домашнего задания. Записывают  домашнее задание  в дневники.   Итог урока:__________________________________________________________________ Положительные стороны урока:_________________________________________________ Отрицательные стороны урока:__________________________________________________  ______________________________________________________________________