Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВЫДЕЛЕНИЕ"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: учащиеся должны знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией; должны уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать органы выделительной системы по таблицам. Оборудование: таблицы: «Эволюция органов выделения», «Органы выделения человека».
Иконка файла материала Урок 51. Выделение.rtf
У р о к   51 ВЫДЕЛЕНИЕ З а д а ч и:  учащиеся   должны   знать:   значение   и   строение мочевыделительной   системы;   особенности   внешнего   строения   и локализацию   почек   в   организме;   взаимосвязь   строения   почек   с выполняемой   функцией;   должны   уметь:   самостоятельно   работать   с текстом   и   рисунками   учебника;   распознавать   органы   выделительной системы по таблицам. О б о р у д о в а н и е :   таблицы:   «Эволюция   органов   выделения», «Органы выделения человека».  Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . В   процессе   обмена   веществ   образуются   продукты   распада.   Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него. Через легкие выводится из организма углекислый газ, вода и летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли, потовые железы – воду, соли, органические вещества.  Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту.  Через  почки  удаляются  из  организма  многие  чужеродные  и ядовитые   вещества,   образующиеся   в   организме   или   принятые   в  виде лекарств. Почки способствуют поддержанию постоянства состава внутренней среды организма. Излишек воды или солей в крови способен вызвать изменения осмотического давления, что опасно для жизнедеятельности клеток   нашего   тела.   Почки   выводят   из   организма   излишек   воды   и минеральных солей, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови.  Почки поддерживают определенную постоянную реакцию крови. Принакоплении   в   крови   кислых   или   щелочных   продуктов   обмена   через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей.  При питании мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов   обмена,   соответственно   и   моча   становится   более   кислой. При   употреблении   щелочной   растительной   пищи   реакция   мочи сдвигается в щелочную сторону. В   поддержании   постоянства   реакции   крови   очень   важную   роль играет   способность   почек   синтезировать   аммиак,   который   связывает кислые продукты, замещая в них натрий и калий. При этом образуются аммонийные соли, которые выводятся в составе мочи, а натрий и калий сохраняются для нужд организма. 2.   С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я   «Как   осуществляется   выделение продуктов жизнедеятельности у одно­ и многоклеточных организмов».  В процессе обмена веществ в клетках живых организмов образуются конечные   продукты.   Конечные   продукты   по   мере   их   образования должны выводится из организма.  У   протист   легкорастворимые   экскреты   (аммиак,   мочевина) выводятся   путем   диффузии.   У   низших   водных   многоклеточных (например, у кишечнополостных) и малоактивных морских животных (иглокожих) продукты обмена диффундируют через поверхность тела. По   мере   усложнения   организации   животных   у   них   развиваются выделительные   органы,   осуществляющие   выведение   отходов   из организма в окружающую среду через протоки и поры. Благодаря своей высокой растворимости аммиак быстро выделяется в виде ионов  , не успевая достигнуть токсичной концентрации. (Некоторые костистые рыбы и взрослые амфибии выделяют не аммиак, а мочевину.)  Обитание   на   суше   требует   экономного   расходования   влаги,   что вызывает изменение конечных продуктов обмена. Наземные животные, затрачивая энергию, связывают легкорастворимый аммиак в неядовитую мочевину (кольчатые черви, взрослые амфибии и млекопитающие) или в труднорастворимые   вещества   –   гуанин   (паукообразные)   и   мочевую кислоту (насекомые, наземные легочные моллюски, рептилии и птицы).  Органами выделения служат протонефридии (у плоских и некоторых групп   круглых   червей,   у   личинок   моллюсков   и   кольчатых   червей),метанефридии   (у   кольчатых   червей,   членистоногих,   моллюсков), антенальные и максиллярные железы (у членистоногих), мальпигиевы сосуды   (у   насекомых   и   паукообразных).   Открывающиеся   наружу выделительные   органы,   через   которые   выводятся   легкорастворимые продукты обмена, типичны для водных беспозвоночных. У   позвоночных   животных   органами   выделения   являются   почки   с большим   количеством   плотных   сплетений   кровеносных   сосудов   с канальцами  выделительной системы. В результате фильтрации сначала образуется   первичная   моча,   из   которой   при   ее   прохождении   через канальцы   путем   обратного   всасывания   (реабсорбции)   извлекаются нужные вещества, а другие вещества вводятся в нее путем секреции.  Кроме   почек,   у   высших   животных   органами   выделения   являются также кожа, легкие и печень. Вода, мочевина и соли активно выводятся из   кожных   кровеносных   капилляров   в   протоки   потовых   желез.   При выходе   пота   на   поверхность   кожи   вода   испаряется,   что   приводит   к потере   тепла   и   способствует   терморегуляции.   Через   печень осуществляется   выведение   желчных   пигментов,   образующихся   при расщеплении   гемоглобина   старых   эритроцитов.   В   составе   желчи   эти пигменты поступают в двенадцатиперстную кишку и далее выходят из организма   по   кишечному   тракту   с   каловыми   массами,   придавая   им характерный цвет. Кроме того, в печени происходит дезаминирование аминокислот – ферментативное отщепление аминогруппы  (–NH2–) от аминокислот, которые не используются в данный момент клетками для синтеза   белка.   Результатом   этого   процесса   является   образование аммиака,   который   идет   либо   на   синтез   других   аминокислот   или   же азотистых оснований, либо превращается в мочевину, которая затем с кровью доставляется к почкам и выводится из организма.  Диоксид углерода – один из основных конечных продуктов дыхания –   выделяется   диффузно   в   окружающую   среду   (у   одноклеточных   и мелких многоклеточных – кишечнополостных, некоторых червей) или в кровь и далее через органы дыхания – в окружающую среду.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) У каких животных органами выделения служат протонефридии?  2) Назовите основные органы выделения у позвоночных животных.3)   Что,   кроме   почек,   является   органами   выделения   у   высших животных?  3.  С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я   с   текстом   и рисунками, данными в учебнике на с. 199–201. У ч а щ и е с я  внимательно з н а к о м я т с я  с текстом учебника.  З а р и с о в ы в а ю т  в тетрадь схему строения нефрона.  О т в е ч а ю т   п и с ь м е н н о   н а   в о п р о с ы   в   р у б р и к е «Проверьте свои знания» на с. 204. 1) Почему продукты обмена веществ должны постоянно выводиться из организма?  2) Какие органы относятся к органам выделения?  3) Через какие органы выделения выводятся газообразные продукты обмена веществ?  4) Каково строение мочевыделительной системы?  5)   Какие   структуры   почки   выполняют   функции   биологического фильтра?  (Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов.) 6) Что такое нефрон? Как он устроен? Как работает?  (Нефрон  –   структура   и   функциональная   единица   почки. Начинается   нефрон   тонкостенной   капсулой,   которая   вместе   с клубочком   кровеносных   капилляров   образует   почечное   тельце. Стенки   капсулы   нефрона   состоят   из   эпителиальных   клеток, образующих наружную и внутреннюю пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона.  Образование   мочи   начинается   с   фильтрации   плазмы   крови   и кровеносных   капилляров   в   капсулы   нефронов.   Роль   биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов. Через эти  фильтры  из  крови,  протекающей  по  капиллярам  клубочков,  в капсулы   проникает   вода   и   все   растворенные   в   ней   вещества,   за исключением белков – они остаются в крови.  Жидкость,   профильтрованная   в   полость   капсул   нефронов, называется первичной мочой. По составу она отличается от крови тем, что в ней нет клеток крови и белков.Первичная моча поступает в канальцы нефронов.  Следующий   этап   образования   мочи   –   обратное   всасывание   в кровеносные капилляры из канальцев нефронов воды, многих солей, аминокислот, глюкозы и других веществ. Мочевина, мочевая кислота и   некоторые   другие   вещества   не   всасываются   в   кровь   или всасываются   частично.   Поэтому   концентрация   мочевины   в образовавшейся вторичной моче возрастает в десятки раз.) 7)   Что   происходит   с   первичной   мочой   в   процессе   обратного всасывания? Чем она отличается от вторичной?  (Первичная моча состоит из воды и растворенных в ней веществ, которые   поступили   в   нее   из   плазмы   крови,   кроме   белков.   При обратном   всасывании   первичная   моча   теряет   воду,   многие   соли, аминокислоты, глюкозу и т. д. и превращается во вторичную мочу, содержащую мочевину, мочевую кислоту и т. д.)  8) Какую функцию выполняют почки?  (Почки   –   это   главные   органы   выделения   у   позвоночных животных.) 4.  О б с у ж д е н и е   о т в е т о в   н а   в о п р о с ы   р у б р и к и «Проверьте   свои   знания»  на  с. 204  учебника.  Внесение  коррективов, дополнений, исправлений.  III. Закрепление изученного материала.  Р а б о т а   в   г р у п п а х . I   г р у п п а   выполняет   задания   1–4   в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 204 учебника.  II  г р у п п а   выполняет   задания   5–8   в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 204 учебника.  III  г р у п п а   выполняет задания в рубрике «Подумайте» на с. 204 учебника.  В о п р о с .   Почему   почки   часто   называют   «биологическим фильтром»? Верно ли это утверждение? IV  г р у п п а  работает над заданием 178 на с. 116 в рабочей тетради.  –   Рассмотрите   рисунок.   Напишите   название   частей мочевыделительной системы, обозначенных цифрами.Задание на дом: изучить текст и рисунки на с. 199–203; выполнить рисунок   «Работа   нефрона»   на   с.   201   учебника;   в   рабочей   тетради выполнить задания 179–181.