Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
6 кл
14.02.2018
Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)
Урок в коррекционной школе рассчитан на учащихся с лёгкой умственной отсталостью. В содержание урока включены задания по степени нарастающей трудности, много материала коррекционной направленности, потому что дети разного физического здоровья и с неодинаковым темпом работы. Наглядный материал необходим для привлечения внимания таких детей.
конспект урока М.Зощенко Ёлка.docx
Технологическая карта урока Тема Тип урока Класс Обсуждение рассказа М.Зощенко «Ёлка».  Урок усвоения новых знаний. 6          Цель учителя Создание  условий для формирования у учащихся импрессивной (понимание) и экспрессивной (воспризведение)         Цель  учащегося Планируемые результаты стороны речи. Совершенствование умения работать с текстом прочитанного рассказа,  формирование коммуникативной  стороны речи (средство общения) Личностные: Планировать   и   выполнять   поставленные   задачи;   стремиться   к   взаимопониманию   на   основе общего интереса и уважения. Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные:  уметь отличать новое от уже известного,  делать выводы. Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной  форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе. Предметные: Знать содержание рассказа М.Зощенко «Ёлка» и уметь воспроизводить его  в связи с поставленными задачами. Оборудование Иллюстрации с изображением М.Зощенко, пазлы «Ёлка», изображение ёлки и  ёлочных  игрушек с отрывками из прочитанных текстов, слова  о Лёле и Миньке для синквейна,  физ.минутка «Ёлочка»,  рисунки детей «Ёлка», презентация. Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся Планируемые результаты (БУД) Ход урока 1.Орг.момент 2.Постановка  цели и задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельности  учащихся.  Формулировка  темы. 3.Введение  нового знания. Приветствует  учащихся,  создает  психологически й настрой. Предлагает  прослушать  загадку. Приветствуют  учителя,  проверяют  готовность к  уроку. Слушают.  Отвечают на  вопросы учителя,  проговаривают  тему и цель  урока.   Друзья мои, я очень рада     Войти в приветливый наш класс.     И для меня уже награда     Вниманье ваших умных глаз.  Отгадайте загадку. Слушаем внимательно. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На новый год я главная.  (Ёлка) (Слайд 1 ­ 2) ­Ребята, а вы любите Новый год? ­А что для вас Новый год? ­Ребята, о Новом годе мы заговорила не зря. Давайте подумаем, о чем мы будем говорить на уроке? ­Правильно.   ребята,   мы   прочитали   произведение М.Зощенко   «Ёлка»,   сегодня   мы   обсудим   его содержание. Находят среди  буквенного текста слова,  проговаривают  скороговорки Организует  совместное  открытие  нового знания. Речевая разминка (Слайд 3 , 4, 5) 1. Развитие внимания  кёлкайтснегывц (ёлка, снег)  щэморозйфяпургаж (мороз, пурга) а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть  их. Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое  лишнее? Почему? 2. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 4)   Скороговорки Вот сейчас и поработаем со скороговоркой, в котором  есть слово     ЁЛКА. Принимать учебную  ситуацию  (регулятивное БУД). Уметь оформлять  свои  мысли в устной  форме, слушать  ответы  одноклассников  (коммуникативные  БУД); объяснять  жизненные  явления  (познавательное  БУД).     Уметь оформлять  свои мысли в устной,  затем в письменной  форме  (коммуникативное  БУД); извлекать  необходимую  информацию задания  (регулятивное БУД). 4.Первичное  закрепление. Собирают ёлочку  в паре, отвечают  на вопросы. Организует  правильное  выполнение  задания.  У водоема растет елка У елки колкие иголки Под елкой в норке живет еж,  Его руками не возьмешь.       У ежа и ёлки колкие иголки.   ЁЛКА, ЁЛКА, ЁЛОЧКА, КОЛКАЯ  ИГОЛОЧКА. (все вместе  шепотом, громко, радуясь,  спрашивая, удивляясь, спокойным голосом). – После такой разминки мы должны читать и говорить  как? – Четко, громко, внятно, чтобы было всем  понятно. Игра « Собери ёлочку»  (Слайд 6) Собрать пазл ёлки.  Развитие мелкой моторики.      После того, как ёлочки собраны, учитель  вывешивает на доске большую ёлку без игрушек.    Сегодня мы поговорим о главных героях рассказа  М.Зощенко «Ёлка»  и их поступках. Работа над н/материалом  (Слайд 7)         Все люди совершают ПОСТУПКИ или  ПРОСТУПКИ. Кто знает, чем отличаются эти слова?  Умение отличать  новое от уже  известного  (познавательное  БУД). Организовывать  учебное  взаимодействие в  группе (распределять роли, договариваться друг с другом);  (коммуникативное и  личностное БУД). 5.Динамическая  пауза. Проводят  физ.минутку. 6.Закрепление  изученного  материала, его  применение. Выбирают  ёлочную игрушку  с правильным  текстом и  прикрепляют на  ёлку. Организует  проведение  динамической  паузы. Организует  правильное  выполнение  задания. Что значит поступок и проступок?               Так вот, ПОСТУПОК – это совершенное кем­ нибудь действие, а   ПРОСТУПОК – это поступок, нарушающий правила  поведения, провинность. Что   же   совершали   Лёля   и   Минька?   (поступок   и проступок). ­ Давайте немного отдохнем.                                       Музыкальная физ.пауза «Ёлочка».  1.Определи правильность эпизода. Учащиеся  выбирают отрывки, относящиеся к прочитанному  рассказу М.Зощенко «Ёлка» и прикрепляют на ёлку на  доске. (Слайды с иллюстрациями из рассказа 9­13) Установка на  здоровый образ  жизни (личностное  БУД). Уметь планировать  свои действия в  соответствии с  заданием;  осуществлять  действия по  реализации плана  (регулятивные БУД). Содержание отрывков на игрушках: 1.Вот на ветвях повисли набитые сластями маленькие  сетки, вырезанные из цветной бумаги, выросли  Оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи; слушать других, пытаться принимать  чужую точку зрения  (коммуникативные  БУД). Объяснять  свою  точку зрения; уважать чужое  мнение (личностные  БУД). золочёные яблоки и орехи. (Х.Андерсен «Ель») 2.Малыши остановились, как вкопанные, но лишь на  минуту, а потом поднялся такой шум и гам, что просто в ушах звенело. (Х.Андерсен «Ель») 3. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных  маленьких свечек – красных, голубых, белых, а к  самой верхушке ели – большую звезду из сусального  золота. (Х.Андерсен «Ель») 4. Свечки догорели, их потушили, а детям позволили  обобрать дерево. Как они набросились на него!  (Х.Андерсен «Ель») 5.Потом дети опять принялись плясать, не выпуская из рук своих чудесных игрушек. (Х.Андерсен «Ель») 6.Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них и Ванька крякал. (А.Чехов «Ванька»). 7. Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её.  (А.Чехов «Ванька») 8.А когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми  мне золочёный  орех и в зелёный сундучок спрячь.  (А.Чехов «Ванька») 9.Молодые ёлки, окутанные инеем, стоят неподвижно  и ждут, которой из них помирать.  (А.Чехов «Ванька») 10.Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея, то  Ваньку кормили леденцами и выучили его читать и писать.  (А.Чехов «Ванька») 11.И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат  подарки. (М.Зощенко «Ёлка») 12.А  на ёлке разноцветные бусы, флаги. Фонарики,  золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.  (М.Зощенко «Ёлка») 13.И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с  ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила  ребёнку. (М.Зощенко «Ёлка») 14.И тогда  наша мама зажгла все свечи на ёлке,  открыла дверь и сказала: входите. (М.Зощенко «Ёлка») 15.И она взяла паровозик и подарила его одному  четырёхлетнему мальчику. (М.Зощенко «Ёлка») 16.Но я с нетерпением ожидал этого весёлого  праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как  моя мама украшает ёлку. (М.Зощенко «Ёлка») 2.Составление синквейна о главных героях рассказа Ребята выбирают листочки с характеристикой и  прикрепляют на доске  (Слайд 14) А) высокая, длинновязая, бойкая (Лёля)      Маленький, тихий, любопытный (Минька) Б) доставала, съедала, не церемонилась (Лёля)      Не мог достать, откусывал, чуть не заревел  (Минька) Самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна  для решения  предметной задачи; выстраивать  логическую цепь  рассуждений  (познавательные  БУД). Составляют  синквейн Выполняют  самостоятельную  работу. В) Можете уходить со своим золотушным ребёнком. И  тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.  (Лёля) Можете уходить, и тогда паровозик мне останется  (Минька) Г) Вывод:  с тех пор я ни разу больше не съел чужого  яблока и ни разу  не ударил того, кто слабее.     3.Самостоятельная работа,  ответить на вопросы: 1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее,  что он будет…. (Разбойником) 2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в  угол носом) 3. Какую пословицу использует одна из  приглашённых мам? (C вами водиться, что в  крапиву садиться!) 4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее  отломили ручку) 5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик) 6. Чему удивилась мама? (Что мы остались  одни) Учащиеся предполагают, к какому эпизоду относится  картинка. 4.Зрительная физ. минутка «Ёлочка» (Слайд 15) 5.Выразительное чтение эпизода из рассказа. 6.Решение теста. 7.Итог урока. Слушают  пословицы,  Читает  пословицы,  1. Выяснение главного смысла рассказа Объяснять  свою  точку зрения; уважать чужое  мнение (личностные  БУД). Установка на  здоровый образ  жизни (личностное  БУД). Самостоятельно  предполагать, какая  информация нужна  для решения  предметной задачи; выстраивать  логическую цепь  рассуждений  (познавательные  БУД). Уметь  ориентироваться в отвечают на  вопросы. задает  итоговые  вопросы. 8.Рефлексия.  Производят  саморефлексию. Стимулирует  саморефлексию учащихся. – В каких словах отражен самый главный смысл этого  произведения? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу  больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил  того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят,  что я поэтому такой сравнительно веселый и  добродушный.) – Чему учит этот рассказ? Обратите внимание на слова «Тепло родного очага».  Эти слова не просто появились на уроке.  – Тепло, забота, уют дома исходят только от  поведения взрослых? – Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют,  радовало окружающих? Работа с пословицами: 1 На что и клад, если в семье лад. (Слайд 16) 2 Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока  зелены.  3 Кто неправильно воспитывает своих детей, тот  расплачивается слезами.  ­ Почему не нужен клад, если в семье дружно? ­ как вы понимаете 2 пословицу? ­ почему надо учить детей пока они маленькие? Семья – это самое главное, что должно быть у нас.  Берегите своих родных, никогда не поступайте так,  чтобы вашим близким было стыдно за ваши поступки.  Итог урока – Наш урок мне хочется закончить словами М.М.  Зощенко: (Слайд 17) Нет, мне, быть может, не удалось стать очень  хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко) системе полученных  знаний  (познавательное  БУД). Объяснять  свою  точку зрения; уважать чужое  мнение (личностные  БУД). Умение сверять свои  действия с целью;  давать оценку своей  деятельности  (регулятивные БУД). ­ Обратимся к цели урока, которую мы поставили.  (обсудить содержание прочитанного рассказа). ­ Выполнили ли мы её?  ­ Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем  уроке по данным критериям: (Слайд 19) 5 б. Чувствовал себя комфортно, тема  интересная, работал без ошибок. 4 б. Мне было уютно, рассказ понял, но 1­2  ошибки все же допустил. 3 б. Я не до конца осмыслил прочитанный  рассказ, допускал много ошибок. 2 б. Тема меня не затронула, поэтому я и не  пытался ее понять. 9.Домашнее  задание. Записывают  домашнее  задание, задают  вопросы при  необходимости. Объясняет  домашнее  задание.  Написать в тетради мини – сочинения  о своих  поступках, которые вас чему – то научили.  (Слайд 18) Анализ урока    Урок по  теме «Ёлка» М.Зощенко  разработан на основе программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных)   учреждений   VIII   вида   под   редакцией   В.В.Воронковой   с   использованием   учебника чтения для 6 класса под редакцией И.М.Бгажноковой, Е.С.Погостиной. Цель соответствует теме урока: изучение   содержания   прочитанного   рассказа,   определение   основной   мысли   произведения,   развитие экспрессивной   (воспроизведение)   и   импрессивной   (понимание)   стороны   речи   обучающихся.   В   ходе урока решались задачи: личностные:  планировать и выполнять  поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.  Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать   его.  Познавательные:     уметь   отличать   новое   от   уже   известного,     делать   выводы. Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной  форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций,  работать  в  группе.  Предметные:  знать содержание  рассказа  М.Зощенко «Ёлка» и  уметь воспроизводить его   в связи с поставленными задачами. В целом обучающиеся класса по возрасту и диагнозу (органическое поражение ЦНС) однородны с незначительными различиями в индивидуальных особенностях.     Принцип   коррекционной   направленности   обучения     является   ведущим.   На   уроке решается задача исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   процессе   овладения   учебным материалом,   учитывались   особенности   всех   обучающихся:   разный   уровень   успеваемости,   быстрая утомляемость,   недостаточно   развитая   речь.   В   структуру   урока   введены   задания   по   степени нарастающей трудности (сначала дети настраиваются на рабочий лад в ходе речевой разминки;  затем работают   с   пазлом   «Ёлка»,   самостоятельно   определяют   принадлежность   отрывка   прочитанному рассказу,   составлении   синквейна,   завершает   работу   коррекционная   работа   по   систематизации изученного   материала);   используются   упражнения   по   коррекции   высших   психических   функций   и задания,   предполагающие   самостоятельную   обработку   информации.   Воспитательная   задача   урока реализуется   через   методы   организации   деятельности   обучающихся.   Используется   индивидуальная, групповая работа. Каждый этап логически завершён в соответствии с воспитательной задачей урока: обучающиеся   анализируют   свою   деятельность     и   оценивают.   Цель   каждого   этапа   урока   подчинена коррекции     памяти:   актуализация   знаний   обучающихся     помогает   вспомнить   изученный   материал; изучение нового материала предполагает знакомство с рассказом М.Зощенко «Ёлка», прослушиванием дополнительного   материала;   применение   и   закрепление   отрабатывают   навык   выбора   подходящего материала, развивает речь и мышление обучающихся при обсуждении поступков героев и составлении синквейна.   На   всех   этапах   соблюдается   преемственность.   В   основе   урока   лежат   следующие дидактические   принципы:   воспитывающая   и   развивающая   направленность,   систематичность   и последовательность, индивидуальный и дифференцированный подход, коррекционная направленность обучения. На уроке используются основные методы обучения: словесный – рассказ, беседа, объяснение; практический – выполнение задания по определению отрывка, самостоятельная работа  по карточкам по решению теста, работа с презентацией; наглядный метод реализовывался   через изобразительные коррекционные карточки, иллюстрации  для  обобщающей беседы по теме, слайды. Следующие приёмы помогли достичь цели урока:   прослушивание музыки, составление синквейна, обобщающая беседа с использованием   информационных   вопросов,   систематизация   материала,   чтение     печатного   текста, рисование. Наглядность использовалась с целью стимулирования активной деятельности обучающихся, служила источником знаний, повышала мотивацию  обучающихся к обучению. Методы обучения были скомбинированы   таким   образом,   чтобы   осуществлялась   смена   видов   деятельности,   и   тем   самым соблюдался охранительный режим обучения.

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)

Конспект урока по чтению "М.Зощенко "Ёлка" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018