Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Оценка 4.9

Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение +1
5 кл
21.04.2017
Конспект урока  по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али" предназначен для учащихся 5 класса с легкой умственной отсталостью коррекционной школы. Конспект содержит методы и приемы коррекционной направленности. А также в разработку включены кинезиологические и здоровьесберегающие технологии. Текст сказки.
казахская сказка 5 класс.docx
Дата: Класс: Предмет: Чтение Тема: Казахская сказка «Мастер Али»  Цель урока: познакомить учащихся с казахской народной сказкой Задачи урока: ­ формировать навыки беглого, выразительного чтения; учить давать характеристику  героям; обогащать словарный запас детей; ­ развивать память, мышление, внимание, воображение; ­ воспитывать интерес к учебе, предмету, прививать любовь к чтению; Оборудование: иллюстрации к сказке. Ход урока. 1. Орг. момент Психологический настрой: Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». Дыхательная гимнастика: ­Вдох носом, выдох через рот ­ Нюхаем цветочек ­ Тушим свечи 2. Проверка домашнего задания. ­ О чем мы читали с вами на прошлом уроке? ­ О чем сказка? Краткий пересказ. 3. Сообщение темы  ­Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной народной сказкой  «Мастер Али». Эту сказку создал казахский народ. .Вводная беседа  ­Сказки каких народов вы уже знаете? Похожи ли эти сказки между собой?      У  казахов богатая  история.  Этот  народ  в  войнах  завоёвывал  себе  свободу.  Немало сложено легенд и сказок о храбрости и мужестве, мудрости и находчивости казахов. А еще казахский народ славится своей музыкальностью. Сейчас Казахстан и его столица Астана современный город, но традиции и обычаи казахского народа соблюдают и в настоящее время.   Я   принесла   народный   инструмент   домбра   и   национальный   головной   убор­ тюбетейка. 4. Постановка цели урока  ­Сегодня на уроке, в ходе работы нам надо понять идею сказки, т.е. зачем народ создал эту сказку, а к ней мы пойдем по ровной как казахская степь дороге.  ­ В конце урока вы сможете оценить свою работу. ­ А сейчас мы разберем с вами слова, которые будут встречаться вам в тексте: Конюх, вепрь, хижина. 5. Восприятие сказки Чтение сказки учителем  6. Физминутка Вот мы руки развели,  Словно удивились. И друг другу до земли  В пояс поклонились!  Наклонились, выпрямились,  Наклонились, выпрямились. 7. Работа по тексту  ­Давайте вернемся к тексту сказки  ­Назовите главных героев сказки (хан, Хусаин, Али, слуги)  ­Сейчас предлагаю вам стать исследователями, вам нужно найти доказательства.  Попробуем дать героям характеристики, подтверждая их словами из сказки:  (ответы детей)  Хан – жестокий(слуг казнил за малейшую провинность, плетка,  Зальёт в горло свинец. !!!!!!!!)  ­одинокий (друзей у него не было…..)  ­любящий отец (старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы он уезжал)  Хусаин ­ молодой, красивый, смелый     ­храбрый воин  ­хороший охотник  Али­всё знает и умеет  ­мудрый  ­смелый  Слуги­покорные, трусливые, любящие Хусаина  ­Исследователи вы хорошие, смогли найти много доказательств ­А я бы назвала еще одного героя этой сказки ­ музыку, ведь именно она рассказала хану о смерти его сына, давайте найдем и ей характеристику. А о чем еще может рассказать музыка? 8. Пересказ сказки  ­Давайте восстановим события в сказке  (составляется событийная цепочка) 9. Работа по выяснению идеи сказки  ­Правильно ли, по­вашему переданы характеры героев, почему? ­В начале урока мы вспоминали сказки других народов.   ­Не напоминают ли вам герои этой сказки героев других сказок?  (хан­кощея, змея Горыныча,Али­умелых симеонов, ) ­Чем   обычно   заканчиваются   сказки?   (добро   побеждает   зло,   добрым­хорошее,   а   злым­ смерть или что­то плохое) ­Чем заканчивается эта сказка? (за свою жестокость хан наказан смертью сына, умелого и находчивого Али оставили в живых) 10.Итог урока   –Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни? Мастер Али Казахская сказка Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись  даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то  жители убегали из селений в степи и прятались, где могли, что бы только не попасть ему на глаза. Близ­ких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не  было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым  соседом.     Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын ­ молодой человек  замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на  земле, которое любил жестокий хан.     Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на  соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в  горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и  довольный, а слуги несли за ним его добычу ­ туши диких вепрей и кабанов.     Старый хан беспокоился за сына и не любил, что бы тот далеко уезжал в горы.     ­ Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, ­ повторял он, встречая  сына.     Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время все  шло хорошо.     Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился  один, не взяв с собой никого из слуг. Только своему старому конюху он сказал, что едет за  диким вепрем, который недавно появился в этих местах.     Испугался старый конюх:     ­ Берегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь. Засмеялся юноша:     ­ Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?     Стегнул коня  и ускакал. Ускакал Хусаин и не вернулся.     Вечер наступил. Звезды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел  старый хан из своей шелковой палатки гневный, хмурый     ­ Где Хусаин? Где мой сын?     Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал  Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.     Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в  сафьяновом сапоге и взмахнул шелковой плеткой.     ­ Эй, слуги! Сбежались слуги со всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан  потребует.     ­ Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто  привезет мне весть, что с Хусаином случилось что­нибудь недоброе, тому я залью глотку  кипящим свинцом. Ступайте! Просвистела еще раз ханская плетка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней,  поскакали в степь, в горы искать Хусаина ­ ханского сына.     Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим  развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые  клыки.     В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. "Что теперь будет? Как  сказать хану о страшном несчастье?" Плакали слуги и от горести при виде погибшего  юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.     И сказал тогда старый конюх товарищам:     ­ Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живет в хижине у горного ручья. Нищий пастух  Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он все знает и умеет: и кувшины лепит из  глины, и арканы для ловли коней плетет, и новую пастушью свирель придумал. Пойдем к  Али и спросим, как нам быть.     Пастух Али сидел у порога своей хижины и плел корзину из ивовых прутьев. С горестью  выслушал он рассказ старых слуг:     ­ Мы пришли к тебе, Али, за помощью, ­ сказали они, кончив свою печальную повесть. ­  Научи, как нам спастись от страшной казни, которая нас ожидает.     Долго думал Али, поникнув седой головой.     ­ Хорошо, ­ сказал он наконец, ­ до утра еще далеко. Ложитесь и отдохните здесь у  костра. Постараюсь помочь вашей беде.     На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня  и заснули. А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся  что­то мастерить ножом.     Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого  пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный  инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и  инструмент пел в его руках, как живой.     ­ Теперь идемте к хану, ­ сказал старый пастух. Окруженный испуганными слугами,  вошел он в палатку хана.     ­ Ты принес мне весть о Хусаине? ­ грозно спросил хан. ­ Да, великий хан, ­ ответил Али. И заиграл на том музыкальном инструменте, который  он смастерил ночью.     Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронесся под шелковым  шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко  вкрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи. И снова звериный рев и жалобный шум леса…     Ужас охватил всех слушавших, так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан  вскочил с места:     ­ Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья залить горло горячим свинцом?     ­ Хан, ­ спокойно отвечал старый пастух, ­ я ничего не рассказал тебе. Я не произнес ни  одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и  назвал домброй.     Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое  отверстие под струнами.     Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у  жителей степей появился с тех пор новый музыкальный инструмент ­ домбра. Очень  полюбили его казахи и стали петь под звуки домбры свои прекрасные песни.

Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока  по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока  по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока  по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока  по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"

Конспект урока  по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017