Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение +1
5 кл
21.04.2017
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али" предназначен для учащихся 5 класса с легкой умственной отсталостью коррекционной школы. Конспект содержит методы и приемы коррекционной направленности. А также в разработку включены кинезиологические и здоровьесберегающие технологии. Текст сказки.
казахская сказка 5 класс.docx
Дата:
Класс:
Предмет: Чтение
Тема: Казахская сказка «Мастер Али»
Цель урока: познакомить учащихся с казахской народной сказкой
Задачи урока:
формировать навыки беглого, выразительного чтения; учить давать характеристику
героям; обогащать словарный запас детей;
развивать память, мышление, внимание, воображение;
воспитывать интерес к учебе, предмету, прививать любовь к чтению;
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Ход урока.
1. Орг. момент
Психологический настрой:
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,
общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я
на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя
крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
Дыхательная гимнастика:
Вдох носом, выдох через рот
Нюхаем цветочек
Тушим свечи
2. Проверка домашнего задания.
О чем мы читали с вами на прошлом уроке?
О чем сказка?
Краткий пересказ.
3. Сообщение темы
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной народной сказкой
«Мастер Али». Эту сказку создал казахский народ.
.Вводная беседа
Сказки каких народов вы уже знаете? Похожи ли эти сказки между собой?
У казахов богатая история. Этот народ в войнах завоёвывал себе свободу. Немало
сложено легенд и сказок о храбрости и мужестве, мудрости и находчивости казахов. А еще
казахский народ славится своей музыкальностью. Сейчас Казахстан и его столица Астана
современный город, но традиции и обычаи казахского народа соблюдают и в настоящее
время. Я принесла народный инструмент домбра и национальный головной убор
тюбетейка.
4. Постановка цели урока
Сегодня на уроке, в ходе работы нам надо понять идею сказки, т.е. зачем народ создал эту
сказку, а к ней мы пойдем по ровной как казахская степь дороге.
В конце урока вы сможете оценить свою работу.
А сейчас мы разберем с вами слова, которые будут встречаться вам в тексте:
Конюх, вепрь, хижина.
5. Восприятие сказки
Чтение сказки учителем
6. Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились. И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
7. Работа по тексту
Давайте вернемся к тексту сказки
Назовите главных героев сказки (хан, Хусаин, Али, слуги)
Сейчас предлагаю вам стать исследователями, вам нужно найти доказательства.
Попробуем дать героям характеристики, подтверждая их словами из сказки:
(ответы детей)
Хан – жестокий(слуг казнил за малейшую провинность, плетка,
Зальёт в горло свинец. !!!!!!!!)
одинокий (друзей у него не было…..)
любящий отец (старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы он уезжал)
Хусаин молодой, красивый, смелый
храбрый воин
хороший охотник
Аливсё знает и умеет
мудрый
смелый
Слугипокорные, трусливые, любящие Хусаина
Исследователи вы хорошие, смогли найти много доказательств
А я бы назвала еще одного героя этой сказки музыку, ведь именно она рассказала хану о
смерти его сына, давайте найдем и ей характеристику. А о чем еще может рассказать
музыка?
8. Пересказ сказки
Давайте восстановим события в сказке
(составляется событийная цепочка)
9. Работа по выяснению идеи сказки
Правильно ли, повашему переданы характеры героев, почему?
В начале урока мы вспоминали сказки других народов.
Не напоминают ли вам герои этой сказки героев других сказок?
(ханкощея, змея Горыныча,Алиумелых симеонов, )
Чем обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло, добрымхорошее, а злым
смерть или чтото плохое)
Чем заканчивается эта сказка? (за свою жестокость хан наказан смертью сына, умелого и
находчивого Али оставили в живых)
10.Итог урока
–Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни?
Мастер Али
Казахская сказка Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись
даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то
жители убегали из селений в степи и прятались, где могли, что бы только не попасть ему на
глаза. Близких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не
было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым
соседом.
Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын молодой человек
замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на
земле, которое любил жестокий хан.
Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на
соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в
горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и
довольный, а слуги несли за ним его добычу туши диких вепрей и кабанов.
Старый хан беспокоился за сына и не любил, что бы тот далеко уезжал в горы.
Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, повторял он, встречая
сына.
Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время все
шло хорошо.
Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился
один, не взяв с собой никого из слуг. Только своему старому конюху он сказал, что едет за
диким вепрем, который недавно появился в этих местах.
Испугался старый конюх:
Берегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь. Засмеялся юноша:
Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?
Стегнул коня и ускакал. Ускакал Хусаин и не вернулся.
Вечер наступил. Звезды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел
старый хан из своей шелковой палатки гневный, хмурый
Где Хусаин? Где мой сын?
Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал
Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.
Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в
сафьяновом сапоге и взмахнул шелковой плеткой.
Эй, слуги! Сбежались слуги со всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан
потребует.
Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто
привезет мне весть, что с Хусаином случилось чтонибудь недоброе, тому я залью глотку
кипящим свинцом. Ступайте!
Просвистела еще раз ханская плетка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней,
поскакали в степь, в горы искать Хусаина ханского сына.
Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим
развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые
клыки.
В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. "Что теперь будет? Как
сказать хану о страшном несчастье?" Плакали слуги и от горести при виде погибшего
юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.
И сказал тогда старый конюх товарищам:
Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живет в хижине у горного ручья. Нищий пастух
Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он все знает и умеет: и кувшины лепит из
глины, и арканы для ловли коней плетет, и новую пастушью свирель придумал. Пойдем к
Али и спросим, как нам быть.
Пастух Али сидел у порога своей хижины и плел корзину из ивовых прутьев. С горестью
выслушал он рассказ старых слуг:
Мы пришли к тебе, Али, за помощью, сказали они, кончив свою печальную повесть.
Научи, как нам спастись от страшной казни, которая нас ожидает.
Долго думал Али, поникнув седой головой.
Хорошо, сказал он наконец, до утра еще далеко. Ложитесь и отдохните здесь у
костра. Постараюсь помочь вашей беде.
На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня
и заснули. А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся
чтото мастерить ножом.
Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого
пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный
инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и
инструмент пел в его руках, как живой.
Теперь идемте к хану, сказал старый пастух. Окруженный испуганными слугами,
вошел он в палатку хана.
Ты принес мне весть о Хусаине? грозно спросил хан. Да, великий хан, ответил Али. И заиграл на том музыкальном инструменте, который
он смастерил ночью.
Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронесся под шелковым
шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко
вкрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи. И снова звериный рев и
жалобный шум леса…
Ужас охватил всех слушавших, так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан
вскочил с места:
Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья
залить горло горячим свинцом?
Хан, спокойно отвечал старый пастух, я ничего не рассказал тебе. Я не произнес ни
одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и
назвал домброй.
Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое
отверстие под струнами.
Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у
жителей степей появился с тех пор новый музыкальный инструмент домбра. Очень
полюбили его казахи и стали петь под звуки домбры свои прекрасные песни.
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Конспект урока по чтению на тему: Казахская народная сказка "Мастер Али"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.