Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
07.02.2017
Данный урок подразумевает подробное изучение структуры плодов и семян. Учащиеся очень охотно участвуют в данном уроке, так как в нем присутствует соперничество, а так же есть и вкусный стимул. Учащиеся лучше запоминают данный материал с наглядным материалом, а так же и при выполнении домашнего творческого задания.Конспект урока биологии 6 класса на тему "Распространение плодов и семян".
Разнообразие плодов и семян..doc
Тема урока: Разнообразие плодов и семян.
Цель: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и
классификации плодов и семян.
Задачи:
1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о
его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным
оборудованием
3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных
ситуаций
Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, вазочки с натуральными плодами:
виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох, дидактические карточки № 1, 2, компьютер,
интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы работаем по группам. В каждой группе есть командир, который должен направлять работу в
своей группе. Задача групповой работы всё делать быстро, дружно, всем вместе. Каждый член группы
должен показать свою индивидуальность и важность для общей работы.
За каждый правильный ответ – конфетка. Чем больше конфеток, тем результативнее ваша работа.
Познакомимся с группами – (командиры представляют команду, её название)
Мы перед изучением новой темы вспомним тему прошлого урока «Цветение и опыление растений».
II. Проверка домашнего задания. – слайд 3
1. Фронтальный опрос. – слайд 4
1. Что такое цветение растений?
2. Зачем растение цветёт?
3. Что такое опыление?
2. Определите тип опыления. Приведите примеры растений. – слайд 5.
У вас на столах есть карточка № 1 с заданием. Чья группа справиться с заданием первой –
дополнительная фишка за скорость. Чья команда наберёт больше конфет, та и победит. Командир
регулирует, кто будет отвечать и даёт фишку тому, кто правильно отвечает. Время 3 минуты
(заслушиваются ответы)
3. Определите признаки цветов насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений – сл. 6
Работаем с заданием карточки № 2. Время – 3 минуты, не забывайте о дополнительных конфетках за
скорость работы.
(заслушиваются ответы)
4. Какой способ опыления у перекрёстноопыляемых растений? – слайды 7, 8, 9
Сейчас вы посмотрите на слайды и определите способ опыления групп растений. Только не выкрикиваем
с места.
(группы отвечают по очереди) 5. Какие биологические ошибки допустил Незнайка? слайды 1012
Отвечают группы по очереди. Если нет ответа – право отдаётся другой группе. В этом задании
дополнительная конфетка за быстроту и дисциплину.
1. Одна пчела летит, за ней вторая
Вот целый рой, какая благодать!
Летят, березки щедро опыляя,
Рожь опылят – ведь им не привыкать.
(берёза и рожь опыляются ветром)
2. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне
Давайте мы туда заглянем !
( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах
тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
3.Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.
(Горох самоопыляемое растение)
III. Изучение нового материала: Ребята, отгадайте загадку – слайд 13
Весной повис
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, размножении, разнообразии и
значении.
Что же такое плод? И как он образуется?
Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Как образуется плод у растения? – слайд 14
После опыления происходит оплодотворение.
Оплодотворение – это слияние двух половых клеток (гамет).
1. Как происходит оплодотворение у цветковых растений? – слайд 15
Пыльца, попадая на рыльце пестика, образует пыльцевую трубочку, в которой содержатся две мужские
половые клетки (спермии). Пыльцевая трубка, удлиняется и проникает по столбику пестика в завязь, где
расположены семязачатки. Семязачатки окружены покровами, имеющими маленькое отверстие –
семявход. В центре семязачатка расположен зародышевый мешок, в котором находятся несколько
клеток. Одна – яйцеклетка (женская половая клетка), другая – крупная центральная клетка.
Пыльцевая трубка проникает через семявход в семязачаток: один спермий сливается с яйцеклеткой –
развивается зародыш семени растения. Другой спермий сливается с крупной центральной клеткой –
образуется ткань – эндосперма, в которой накапливаются питательные вещества для зародыша. Покровы
семязачатка превращаются в кожуру.
Так происходит двойное оплодотворение у цветковых растений.
После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и
семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод
Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и
распространение семян. слайд 16
Плод состоит из семян и околоплодника. слайд 17, 18.
Основная функция околоплодника – слайд – 19 защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных
неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют
покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация муляжей плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым.
Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или
сборным. слайд 20
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из
целого соцветия образуется соплодие слайд 21
Классификация плодов: слайд 22
1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды
Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)
(односем. –пшен, подсолн. многосемтомат, тыква и др. )
2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)
Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена
расположены на сочном разросшемся цветоложе.
Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко,
груша, семечки, пшеница, горох). (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)
3) Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие
плоды.
2. Разнообразие плодов: слайды – 2341
Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов
много мелких семян слайд 23
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса.
Ягода сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода слайд 24
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков,
чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. слайд 25
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. – сл. 26
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут. слайд 27
Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником –сл. 28
Орех околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.
слайд 29
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. слайд 30
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени. слайд 31
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разросшимся при созревании мясистым цветоложем слайд 32
Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником
слайд 33
Боб плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь,
выбрасывают семена. слайд 34
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на
перегородке плода. слайд 35
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках
коробочки. слайд – 36. Костянковидные: слайд – 37.
Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем
околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя. слайд – 38.
Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные
костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке слайд 39
Гранатина многосемянной плод с сочными семенами и кожистым околоплодником слайд 40
3. Способы распространения семян фронтальная работа с классом:
Назовите способы распространения семян, отгадав загадки:
1. Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.)
2. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
3. Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён )
(Ветром – лёгкие, имеются крылышки.)
4. На сучке арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
5. Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(Саморазбрасывание семян у акации)
(Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.)
6. Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
(Водой – лёгкие, маленькая плотность.)
7. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух) (Человеком, животными – крючки, липучки.)
8. Запись в тетради:
Способы распространения семян слайд 41
Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
4.
Значение семян: Работа в группах:
Скажите, пожалуйста, какую роль играют семена в природе и в жизни людей? – слайд 42
IV. Закрепление.
Работа со схемами: уровень – Тканевоорганный, раздел – Строение тканей. Органы растений и
животных:
1. Классификация плодов по количеству семян (односем. –слива, вишня, подсолн, зернов; многосем.
малина, баклажан, апельсин, яблоки, горох, мак, томаты, смород)
2. Классификация плодов – сухие и сочные (сухие – орех, горох, пшеница, мак; сочные остальные)
V. Подведение итогов.
Давайте подсчитаем число заработанных конфеток каждой группы. Победила команда
_________________
Оценки за урок наиболее активным ребятам.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Понравился урок?
Что было самым интересным на уроке?
V1. Домашнее задание. Сделать муляжи плодов и семян. Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким,
запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.
Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.
Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»
5. Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество
гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с
использованием ИКТ. Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?
Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.
применение на уроке ИКТ предполагает:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно
усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению
посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность
урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно
на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала
проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная,
визуальная.
эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить
новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым
оборудованием.
мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»
Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Конспект урока по ФГОС "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.