Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
9 кл
09.04.2017
Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)
На уроке «Многонациональная Россия. Религия ее народов» использовалась методика активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. Урок построен с учетом требований ФГОС и сориентирован на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, в том числе из материалов газет и Интернета с текстом, с приложениями и картами. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. На уроке целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Роль преподавателя состоит в том, чтобы стимулировать учащихся, к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. приемам. В процессе урока идет формирование информационной, учебно-познавательной, социокультурной, коммуникативной компетенций.Конспект урока по географии России, который можно провести в 8 или в 9 классе, в зависимости от УМК по которому работает учитель.Урок построен на интеграции географии с литературой, ОПК, историей, материалами СМИ. Используется системно-деятельностный подход в обучении.
Многонациональная Россия России.doc
(Урок с применением технологии критического мышления) Тема урока: «Многонациональная Россия. Религии ее народов» Цель   урока:  расширение   знаний   о   религиозной   культуре   России,   воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся, уважение к истории и культуре своей страны,   края   и   населяющих   ее   народов,   выработка   умений   и   навыков   адаптации   и социально­ответственного поведения в российском пространстве. Задачи:  познакомить обучающихся  с религиозным  составом России  и Курского края; развивать умение давать комплексную характеристику религиям России.  Технология   урока:   технология   критического   мышления   с   элементами     проблемного обучения   с   исследовательской   деятельностью.   Реализуется   системно   –деятельностный подход к обучению.   Урок разработан с учетом жизненного опыта учащихся, знаний, полученных   в школьном курсе географии, а так же с учетом межпредметных связей по истории, русскому языку, экономике, ОПК. Оборудование: карта религий народов России, слайды, проектор,  карта народов России, атласы, дополнительная литература.                                               Ход урока Организационный момент.      1.Проверка домашнего задания.    Прочитайте   информацию   о   населении   России   и   Курской   области,   подберите определение   из   темы   «Население»   к   каждому   абзацу   и   дайте   объяснение, происходящим процессам. 1. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее предварительные данные Федеральной службы государственной статистики показали, что за 2012 год: родилось  1 896 263  человек (на 102 435 человек или на 5,7 % больше, чем за 2011 год); умерло 1 898 836 человек (на 26 200 человек или на 1,4 % ниже, чем за 2011 год);  ………  составила: 2 573 человека (в 2011   году   …….   131   208   человек);  142   257   309  текущее   население   в   2012   году   , численность постоянного населения России на 1 января  2013 года составила  143 млн человек. Рост населения произошел за счет…………. (естественный прирост, естественная убыль, миграционный прирост) 2.   Согласно   предоставленным   данным,   Курская   область   на   фоне   других   регионов Центрального федерального округа занимает хорошие позиции по ряду показателей. Так, в   нашем   регионе   снизилось   число   обращений   граждан   в   органы   службы   занятости   в среднем   на   20   процентов,   при   этом   отмечается   увеличение   количества   курян, задействованных в общественных работах.  (безработица) 3. В ярмарках вакансий и учебных мест приняли участие 5265 граждан в возрасте 16­29 лет, 30 % из которых впоследствии были трудоустроены на  постоянные и временные рабочие места.  Организовано временное трудоустройство 222 безработных   граждан   в   возрасте   от   18   до   20   лет   из   числа   выпускников   учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые. (трудовые ресурсы) 5.Одним из существенных негативных факторов риска, влияющих на состояние здоровья населения, является пьянство и алкоголизм. По данным медицинской статистики в 2008 году заболеваемость алкоголизмом в Курской области составила 2483,1 случаев на 100 тысяч населения. Показатель учтенной распространенности алкоголизации в области на 27,3%   превышает   уровень   Российской   Федерации.   Особое   опасение   вызывает употребление алкогольных напитков молодежью. По данным областной наркологической больницы   за  2007  ­  2008  годы  систематически  употребляют  пиво   63,8%  выпускников школ области. Обращает   на   себя   внимание   распространенность   табакокурения   в   области,   которое приобрело характер эпидемии. По данным опроса учащихся 5 ­ 11 классов курит каждый третий подросток. (образ жизни – все виды деятельности человека) 6. Светлана Ивановна так любит свой класс, что не может уйти на заслуженный отдых, пока не выпустит 8Б из школы. (Экономически активное население) 7.Сорокин Денис решил подработать летом, чтобы купить себе то, о чем долго мечтал. (экономически активное население) 8. Если я (учитель) очень устану, то уйду из школы, буду путешествовать по странам. (Трудовой ресурс) 9.   25   мая   в   последний   звонок   выпускники   вручили   символический   ключ   от   школы первоклассникам. (воспроизводство)  10. Во время ВОВ за 4 года страна потеряла более 30000000 человек. (демографический кризис) Этнический состав населения повторяем по карте и учебнику. Верно ­ неверно? 1.Большая часть населения России принадлежит к индоевропейской семье (ДА)       2.Второе место по численности населения занимает уральская семья.(НЕТ)   алтайская       3.Второй народ по численности населения татары.(ДА)       4.В национальном составе народов России русские составляют 60% (НЕТ)  82%       5.Осетины относятся к индоевропейской семье (ДА) и армяне тоже       6.Нганасаны и селькупы проживают на юге Урала (НЕТ) север Вост. Сибири      7.Нанайцы проживают на Северном Кавказе.  (НЕТ) Хабаровский край Послушайте стихотворение и определите ареал распространения  этих народов. Живут в России разные  Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву,  Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой – надел халат. Один ­  рыбак с рожденья. Другой – оленевод. Один – кумыс готовит, Другой – готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина – Россия – У нас у всех одна.                       В.Степанов II. Знакомство с новым материалом.   Мы   продолжаем   рассматривать     раздел   «Население».   Сейчас   я   зачитаю   небольшую притчу, которая напрямую связана с темой урока. 1. Попробуйте определить тему урока. чудесного Среди вечной пустоты однажды выросло дерево, зацвело и дало два плода. Один, упав   на   землю   и   расколовшись,   освободил   семя,   которое   проросло   на   Земле разумным началом и породило человечество.  Вторым плодом дерево одарило людей.  Люди   назвали   плод   яблоком   и,   повздорив   за   право   обладания   им, разделили его на четыре части, которые разошлись в четыре уголка планеты. С тех пор, каждый из народов утверждал, что лишь он является единственным обладателем плода. Со   временем,   жадность   и   гордыня   поссорили   представителей   народностей между собой, и каждая из четвертей была разделена на мелкие кусочки.  О чем эта притча?  Что символизирует яблоко? Почему спорят люди? А что им нужно понять? Какую тему мы будем изучать? Как вы думаете,  какова цель нашего урока? Что вы знаете о религиях России? (Ученики говорят,  что знают о религии) 2. А теперь переходим к работе с картой атласа. Скажите,  какую информацию вы можете взять из карты? (Ответы обучающихся)                                      Физкультминутка. 3.Самостоятельная работа обучающихся.           Используя текст учебника, карты атласа, дополнительные сведения, которые у вас лежат на стола и  видеоматериал ­ дайте характеристику религиям России и заполните таблицу. В работе используйте инструктивную карточку. Групповая работа обучающихся 1 группа выясняет особенности православие, 2 группа выясняет особенности  ислам, 3 группа –  особенности буддизма. Время работы 5­ 7 минут.                           Инструктивная карта  1. 2. Время возникновения религии. Распространение по  территории России.  Подтвердите статистическими  данными.  3. 4. 5. 6. Священная книга. Культовые сооружения. Особенности вероисповедания. Народы России, исповедывающие религию. Религии Христианство (православие) Ислам Буддизм Иудаизм     Народ украинцы, Русские, белорусы, осетины, карелы, коми, коми­пермяки, удмурты, марийцы, чуваши, хакасы, якуты Татары, башкиры, черкесы, ингуши, лезгины Буряты, калмыки, тувинцы Евреи Место проживания Россия, Центральная Северная   Россия,   Урало­ Поволжье   Азия,   Центральная Северный Кавказ Забайкалье, Низовья   Волги, Тува. Еврейская область   Прибайкалье,   Алтай,   Автономная Как география религий влияет на внешнюю политику России? Россия поддерживает дружеские связи с теми странами, где преобладает православная религия: Греция, Болгария, Югославия, Македония, Румыния, Украина, Белоруссия. 4.Итог урока. К какому выводу мы пришли?  Россия – самая крупная в мире православная страна.  Россия – страна многих религий.   В   России   должно   быть   сохранено   уважительное   отношение   к   людям, исповедующим   другую   религию.     Зачем   нам   нужно   знать   религии   народов? «Религий   много   –   Бог   один»   ­   поразмышляйте   над   этим   высказыванием.   В   России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами,какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные   богатства,   у   нас   трудолюбивый   и   талантливый   народ,   у   нас   разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Народностей много живет В стране под названьем Россия Но вместе мы – русские, русский народ И в этом наша главная сила. Но кто­то не верит, и пусть Мы за руки крепко возьмемся  Поверь в наши силы Великая Русь И мы к лучшей жизни вернемся!  (Стихотворение Л. Рубальской) 5.Домашнее задание: Параграф   , рабочая тетрадь стр. Рефлексия Я сегодня узнал на уроке…… Для меня урок сегодня прошел…..                                          ПРИЛОЖЕНИЕ              Население нашего государства традиционно исповедуют все три мировые религии: христианство, ислам и буддизм.             Самая древняя из них – это буддизм. Он возник  в Индии на рубеже 4­5 веков до н.э. Его основателя последователи называли Буддой, или «просветленным». Буддизм на территории России появился только в 16 веке, проникнув сюда из Тибета и Монголии.                Христианство, согласно преданию, было основано в 1 веке до н.э. учениками Иисуса Христа – апостолами, проповедовавшими новое учение в разных странах. Пришло из Византии.                 Ислам возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Его основателем является   Мухаммед,   жизнь   и   деятельность   которого   связана   с   главными   святынями мусульман   –   городами   Меккой   и   Мединой.   Распространению   ислама   в   России способствовала торговля со странами Востока, а позднее монголо­татарское нашествие.                Иудаизм ­ национальная религия. Древнейшая религия, признающая одного бога.                  Посмотрите на карту религии народов России: она окрашена в разные цвета: большая часть ­ в розовый.                      На севере Сибири и на Дальнем Востоке часть населения (чукчи, эскимосы, коряки, часть ненцев, хантов) придерживается традиционных верований, которые связаны с их повседневным бытом и занятиями, с окружающей природой.                              Доля верующих людей, регулярно посещающих храмы и исполняющих религиозные обряды, в населении страны пока невелика и практически не превышает 20%, но в последнее время наблюдается повышение интереса к религии.                Религия всегда играла важную роль в истории, культуре России, в формировании ее государственности. Поэтому даже те, кто считает себя атеистами по религии своих предков принадлежат  к определенной религии (совокупности обычаев и обрядов, идей и ценностей,   норм   поведения,   имеющих   в   том   числе   и   глубокие   религиозные   корни, составляющих основу самосознания каждого человека и народа.) Русское православное христианство Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует  Православную Веру. Основа   Православия  ­ вера  в Бога­ Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. В 1988 г. православные народы России отметили 1000­летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве   официальной   религии   древнерусского   государства   ­   Киевской   Руси, произошедшего,   согласно   летописям,   при   святом   князе   Владимире   Святославовиче. Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Каждый   православный   должен   выполнять   10   заповедей,   которые   Бог   дал   Моисею   и израильскому   народу.   Они   были   записаны   на   каменных   досках(скрижалях).   Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям. 1­я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.­ этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его. 2­я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. –   Бог   запрещает   поклоняться,   идолам   или   каким­либо   вещественным   изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой. 3­я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры 4­я   заповедь.   Помни   день   субботний,   чтобы   проводить   его   свято.   Шесть   дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а   седьмой   день   посвящать   на   добрые   дела:   молиться   в   церкви   Богу,   читать   дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч. 5­я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. ­ этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах. 6­я заповедь. Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека.  7­я   заповедь.   Не   прелюбодействуй.   Этой   заповедью   запрещается   прелюбодеяние,  неумеренность в пище, пьянство. 8­я заповедь. Не укради.   Нельзя  брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем. 9­я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать. 10­я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего.  Этой заповедью запрещается не только делать что­то плохое ближнему, но и желать ему худого. Защита Отечества, защита Родины ­ это одно из величайших служений  православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение В России есть люди, которые исповедуют другие религии: ислам, буддизм, иудаизм. Ислам Это самая  молодая  из  мировых  религий.  Термин "ислам"  означает  "подчинение" воле Бога,   а   того,   кто   подчиняется,   называют   "муслим"   (поэтому   "мусульманин").   Число мусульман   ­   граждан   Российской   Федерации   оценивается   сегодня   примерно   в   20 миллионов человек. Аллах ­ имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам ­ не только религия, но и образ жизни. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой ­ плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, они обычно злые. Бог  провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого   человека   будут   взвешены   на   весах.   Те,   чьи   добрые   дела   перевесят   плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, хороших или плохих   известно только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог в рай. Ислам учит любить людей. Помогать нуждающимся. Уважать старших. Почитать своих родителей. Молиться (салят).Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать молитв ­ ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки ­ на восходе солнца, в полдень, в 3­4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката. Подавать   милостыню   (закят).  Мусульмане   обязаны   отдавать   одну   сороковую   часть своих доходов бедным и нуждающимся; Совершить паломничество (хадж).  Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства. Мусульманские храмы называются Мечетями, крышу мечети венчает минарет. Минарет – это высокая около 30 метров башенка, с которой мудзин призывает верующих на молитву. Муэдзирн – мусульманский священник.                                                          Буддизм По тибетски слово «БУДДА» означает –«тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества». В России буддизм начал распространяться около 400   лет   тому   назад.   Первые   ламы­монахи   пришли   из   Монголии   и   Тибета.   В   1741   г. императрица   Елизавета   Петровна   своим   указом   официально   признает   буддийскую религию.   В   своей   жизни   буддисты   руководствуются   проповедями   Будды   о   "четырех благородных истинах" и "восьмеричном пути". Первая истина  говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает каждое живое существо. Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются "беспокоящие эмоции" – наши желания, ненависть, зависть и другие пороки человека. Действия образуют карму человека и он  в следующей жизни  получает  то, что заслужил в предыдущей. Например, если   человек   в   настоящей   жизни   совершал   плохие   поступки,   в   следующей   жизни   он может родиться червяком.  Закону кармы подвержены даже боги. Третья "благородная истина"  говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий,  то есть если человек внутри себя погасит ненависть, злость, зависть и другие эмоции, то страдания его могут прекратиться. Четвертая истина указывает на срединный путь, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. Этот "срединный путь" именуется "восьмеричным", поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения,   усилия   и   сосредоточения.   Следование   этим   путем   ведет   к   достижению внутреннего спокойствия, так как человек умиротворил свои мысли и чувства, развивает в себе дружелюбие, сострадание к людям. Иудаизм Иудаизм   ­   одна   из   древнейших   религий,   сохранившаяся   до   наших   дней   и   имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля. Эта   религия   небольшого,   но   очень   талантливого   народа,   внесшего   огромный   вклад   в развитие человечества. Иудаизм   проповедует   –   душа   человека   не   зависит   от   тела,   она   может   существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу. Верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы),   носить   маленькую   круглую   шапочку   (кипу),   пройти   обряд   обрезания.   В древности   центром   иудейского культа   был   Иерусалимский   Храм,   где   совершалось ежедневное   жертвоприношение.   Когда   Храм   был   разрушен,   место   жертвоприношений заняла   молитва,   для   совершения   которой   евреи   стали   собираться   вокруг   отдельных учителей ­ раввинов. Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и вовсе времена пишется вручную, Тору хранят в синагогах (место, где молятся иудеи). Иудеи считают, что именно Бог дал людям Тору.                        Инструктивная карта  1.Время возникновения.          2.Распространение по  территории России.           3.Подтвердите статистическими данными.      4.Священная книга.         5.Культовые сооружения.         6.Особенности вероисповедания.         7.Народы России, исповедывающие религию

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)

Конспект урока по географии "Многонациональная Россия. Религии мира" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017