Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
29.06.2017
Конспект составлен к учебнику «География» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева. Составлен в соответствии с ФКГОС. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля: устный контроль.
Сибирь население и хозяйство.docx
выявить современные проблемы малочисленных народов;
рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
Развивающие:
География 9 класс Дата ___________
Урок 54. Тема. Сибирь: население и хозяйство
Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре,
традициях, хозяйстве региона Сибирь.
Задачи:
Образовательные:
дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов
Сибири: обычаи, культуру, традиции;
формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять
характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации,
формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную
речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту),
умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС
Воспитательные:
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте,
духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность,
самостоятельность в работе.
Оборудование: атлас, учебник Алексеев А.И., Учебник «География» 9 класс под редакцией
А.И. АлексееваМ.:Просвещение, 2014
Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:
объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, проблемный.
Методы контроля: устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и
последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку,
объяснение правил работы)
2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной
темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.
А) Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь?
Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она
сформировалась именно так?
В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ.
3. Формулировка темы и определение основных целей занятия, а также сообщение плана
изложения нового материала.
4. Изучение нового материала
1. Население Сибири.
Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей
Восточной зоны России.
Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223224
(задание по группам). Запись в листах (приложение1).
1 группа Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км2 2 группа Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км2
3 группа Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км2=2,39 чел/км2
А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири
(индивидуально каждой группе регионы). (Ответы детей).
А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения.
Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население
крайне неравномерно)
А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170171), охарактеризуйте
этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам
1 группа Индоевропейская языковая семья
2 группа Уральскоюкагирская языковая семья
3 группа Алтайская семья
Языковая семья
Языковая группа
Этнос
Религия
проверка таблицы.
Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.
(Более 90% населения русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных
районов ненцы, ханты и манси. Коренное население гор алтайцы, шорцы, в районах, пограничных
с Казахстаном, живут казахи).
В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения
(71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами
судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города "миллионеры"), Красноярск,
Иркутск, УланУде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых,
переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.
В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере
района (коэффициент урбанизации в ХантыМансийском автономном округе 91%). Здесь выросли
современные города: Надым на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой возле
Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием
промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в
трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).
Население
а) численность,
плотность
б) урбанизация
в) миграции
г) города
д)трудовые ресурсы
1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на
юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.
Высокий процент городского населения 74 – 76%.
Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также
нефтяных и газовых комплексов.
Редкая сеть городов (230), из них 2 городамиллионника – Новосибирск и
Омск.
Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.
2. Хозяйство
А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте
учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую
роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы
учащихся)
А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174175)
5. Закрепление и обобщение
Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои
выводы
6. Задание на дом 1. Парараф 4142, прочитать, закончить задание в листах
2. Задание 7 на стр. 175 (на 4)
3. Задание 8 на стр. 175 (на 5)
7. Рефлексия
Учитель: Мы с вами выполнили все задачи урока.
А теперь продолжить фразу:
1.Сегодня я узнал................
2.Было интересно................
3.Было трудно......................
4.Мне захотелось.................
5.Я понял, что …..................
6.Урок дал мне......................
Объявляет отметки за урок. Приложение 1.
Группа_________ Ф.И.___________________________
1. Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223224:
Плотность
2.
1 группа
2 группа
3 группа
Регион
ЗападноСибирский район
Республика Алтай
Алтайский Край
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Тюменская область
ВосточноСибирский район
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
Иркутская область
Забайкальский край
Сибирь (общая)
Используя карты атласа и текст учебника (стр.170171), охарактеризуйте этнический состав населения,
данные занесите в таблицу. (5 мин.)
Языковая семья
Индоевропейская
1 группа
Уральско-юкагирская
2 группа
Алтайская
3 группа
Языковая
группа
Этнос
Религия Особенности
3. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды.
Период
Когда Сибирь начала
выполнять
промышленные и
транзитные функции
1 группа
Какова роль
транссибирской
магистрали
2 группа
Как развивалась Сибирь
в совеский период
3 группа
4. Экономические районы Сибири (стр.174175)
Состав
Отрасли специализации
Название
ОбьИртышский
КузнецкоАлтайский
АнгароЕнисейский
Забайкальский
зона Крайнего Севера
Вывод: выделите особенности Сибири:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.