Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Оценка 5

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
29.06.2017
Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Конспект составлен к учебнику «География» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева. Составлен в соответствии с ФКГОС. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Методы контроля: устный контроль.
Сибирь население и хозяйство.docx
выявить современные проблемы малочисленных народов; рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы   Развивающие:  География 9 класс              Дата ___________ Урок 54. Тема. Сибирь:  население и хозяйство Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре,  традициях, хозяйстве региона Сибирь. Задачи: Образовательные:  дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов  Сибири: обычаи, культуру, традиции; формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять  характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации,  формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную  речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту), умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС  Воспитательные:  формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность,  самостоятельность в работе. Оборудование:  атлас, учебник Алексеев А.И., Учебник «География» 9 класс под редакцией  А.И. Алексеева­М.:Просвещение, 2014  Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая  работа учащихся По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:  объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый, проблемный. Методы контроля:  устный контроль. Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и  последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью. Тип урока:  изучение нового материала ХОД УРОКА 1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку,  объяснение правил работы) 2. Актуализация знаний  – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной  темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным. А) Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь? Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она  сформировалась именно так? В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ. 3. Формулировка темы и определение основных целей занятия, а также сообщение плана  изложения нового материала. 4. Изучение нового материала 1. Население  Сибири. Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей  Восточной зоны России.  Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные  таблицы 1 на стр. 223­224  (задание по группам). Запись в листах (приложение1). 1 группа  Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км2 2 группа  Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км2 3 группа  Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км2=2,39 чел/км2 А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири  (индивидуально каждой группе  регионы). (Ответы детей). А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения.  Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население   крайне неравномерно) А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.  Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170­171), охарактеризуйте  этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам  1 группа  Индоевропейская языковая семья 2 группа Уральско­юкагирская языковая семья 3 группа Алтайская семья Языковая семья Языковая группа Этнос Религия ­ проверка таблицы.             Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири. (Более 90% населения ­ русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных  районов ­ ненцы, ханты и манси. Коренное население гор ­ алтайцы, шорцы, в районах, пограничных  с Казахстаном, живут казахи).            В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения  (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами  судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города ­"миллионеры"), Красноярск,  Иркутск, Улан­Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых,  переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.             В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере  района (коэффициент урбанизации в Ханты­Мансийском автономном округе ­ 91%). Здесь выросли современные города: Надым ­ на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой ­ возле  Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием  промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в  трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы). Население а) численность, плотность б) урбанизация в) миграции г) города д)трудовые ресурсы 1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше. Высокий процент городского населения 74 – 76%. Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также  нефтяных и газовых комплексов. Редкая сеть городов (230), из них 2 города­миллионника – Новосибирск и  Омск. Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами. 2. Хозяйство А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы  учащихся) А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174­175) 5. Закрепление и обобщение Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои  выводы 6. Задание на дом 1. Парараф 41­42, прочитать, закончить задание  в листах 2. Задание 7 на стр. 175 (на 4) 3. Задание 8 на стр. 175 (на 5) 7. Рефлексия Учитель: Мы с вами выполнили все задачи урока. А теперь  продолжить фразу: 1.Сегодня я узнал................         2.Было интересно................           3.Было трудно...................... 4.Мне захотелось.................        5.Я понял, что …..................           6.Урок дал мне...................... Объявляет отметки за урок. Приложение 1.  Группа_________                                                             Ф.И.___________________________ 1. Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные  таблицы 1 на стр. 223­224: Плотность           2. 1 группа  2 группа 3 группа Регион  Западно­Сибирский район Республика Алтай Алтайский Край Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Тюменская область Восточно­Сибирский район Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Красноярский край Иркутская область Забайкальский край Сибирь (общая) Используя карты атласа и текст учебника (стр.170­171), охарактеризуйте этнический состав населения,  данные занесите в таблицу. (5 мин.) Языковая семья Индоевропейская 1 группа Уральско-юкагирская 2 группа Алтайская 3 группа Языковая группа Этнос Религия Особенности     3. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Период  Когда Сибирь начала  выполнять  промышленные и  транзитные функции 1 группа Какова роль  транссибирской  магистрали 2 группа Как развивалась Сибирь  в совеский период 3 группа 4. Экономические районы Сибири (стр.174­175) Состав  Отрасли специализации  Название  Обь­Иртышский  Кузнецко­Алтайский Ангаро­Енисейский Забайкальский зона Крайнего Севера Вывод: выделите особенности Сибири: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)

Конспект урока по географии "Сибирь: население и хозяйство" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2017