Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"
Оценка 5

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
28.03.2017
Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"
Урок географии в 9-м классе на тему: «РФ – многонациональная страна» Цели: 1. Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны. 2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов. 3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания. Оборудование: Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», учебник В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» 9 класс, Москва, «Дрофа», 2012 год, раздаточный материал для учащихся, карточки-задания, таблицы ОЛК по национальному составу, словари, атласы России. Этапы урока 1. Организационный момент. 2. Проверка д/з 3. Актуализация знаний. 4. Изучение новой темы. 5. Обобщение и закрепление знаний. 6. Тестирование. 7. Итог урока.
РФ-многонациональная страна.docx
Урок географии в 9­м классе на тему: «РФ – многонациональная страна», А.А. Сливка, Старо­Маслянская СОШ, ФМАОУ Банниковская СОШ,  Цели: 1. Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа  по территории страны. 2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей  страны и населяющих её народов. 3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания. Оборудование: Стенные карты: «Политико­административная карта России», «Народы России», учебник В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» 9 класс, Москва, «Дрофа», 2012   год,   раздаточный   материал   для   учащихся,   карточки­задания,   таблицы   ОЛК   по национальному составу, словари, атласы России. Этапы урока 1. Организационный момент. 2. Проверка д/з 3. Актуализация знаний. 4. Изучение новой темы. 5. Обобщение и закрепление знаний. 6. Тестирование. 7. Итог урока. Ход урока 1. Организационный момент. (1 мин.) 2. Проверка  Д.З. Тест (5 мин.)  3.  Актуализация знаний (3 мин.) – Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на плакате: ПАТРИОТИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНОС МОНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ) ЭТНОС – Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Если трудно, посмотрите в словарях на  партах):  – С чем связаны эти понятия? Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?  Верно, «РФ – многонациональная страна». – Почему, как вы думаете, эту тему изучает география? – Для чего же необходимо изучать национальный состав России? (Значение особенностей,  традиций, культуры позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами) – Давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока: Цели: 1. Познакомиться с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны. 2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей  страны и населяющих её народов. 3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания. Задачи: 1. Совершить экскурс в историю. 2. Познакомиться с количеством народов России, их численностью. Классификацией  народов. 3. Размещение народов по территории.  4. Особенности национального состава Тюменской области. Коренной, статусный народ. 3. Изучение новой темы. (25 мин.) 1. Вводное слово учителя. 1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и  всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну,  надо знать её историю, её героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту,  созданную и завещанную нам нашими славянскими предками. 2. Работа с таблицей ОЛК (Опорно­логический конспект). Национальный состав населения России. Века I – II IX XII XV XVI –  XVII Территория Рускоязычное население Восточнославянские Племена. Сформировалось славянское государство – Киевская Русь. Заложена Москва. Централизованное Государство – Московское княжество  (Великая Русь).       90% Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана.   XVIII Заселение Крыма, Северного Кавказа, Юга Сибири. XIX XX Освоение Закавказья, Средней Азии. Распад Советского Союза. 70% 49% 43% – Давайте вспомним историю нашей Родины с помощью ОЛК (Опираясь на знания курса  истории, учащиеся дают ответы на предложенные учителем вопросы) Какие племена жили в древности на территории России? Какие тенденции наблюдаются? (уменьшение доли русских) Каковы причины этих изменений? (расширение границ, «вливание» новых народов) Какие народы составляют оставшиеся 51%, т.е. какие народы кроме русских вам известны? 3. Работа с картой «Народы России», атласы. Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории  России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное  государство. Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски) Значит, для России характерна мозаичность, многонациональность в отличие, например, от  Японии. Мы с вами ведём разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это  слово? (Народ – это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями,  языком) Итак, делаем запись. Наука – изучающая народы, называется этнографией.   Количество народов Крупнейшие по численности  народы. Тюменская  область Россия 130 Русские – 43% Татары – 3,7% Украинцы – 3% Народы  Дагестана – 1,5% Мир 4000 Китайцы – 20% Хиндустанцы –  7,2% Англичане –  6,1% Бенгальцы –  4,1% Русские – 3,6% 4. – Сколько народов проживает на территории России? – Какие народы составляют большинство? – Какова причина многонационального состава населения России? 5. Работа в группах по алгоритму. По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их – в  языковые семьи. – Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская,  уральская. (защита у доски). Сейчас я предлагаю послушать доклад «Малочисленные и многочисленные народы Сибири», который приготовили Даша и Ульяна. 4. Обобщение и закрепление знаний (2 мин.) Выводы: 1. Россия – многонациональное государство. 2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и  политических факторов. 3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев  народов.  Тест по теме «Национальный состав России» (5 мин.)  5. Подведение итогов урока (2 мин.) ­ Что нового для себя узнали? ­ Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему? ­ Как не допустить межнациональной напряжённости? ­ Какие взаимоотношения должны складываться между народами, проживающими в одном  государстве. Почему? (Конституция, Статья 46)  ­ Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность) Дома: §20. письменно в тетради. Представьте, что вы министр по делам национальностей.  Как бы вы решали конфликтные ситуации на межнациональной почве? Века Территория Рускоязычное население I – II Восточнославянские Племена. IX XII XV XVI –  XVII Сформировалось славянское государство – Киевская Русь. Заложена Москва. Централизованное Государство – Московское княжество  (Великая Русь). Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана.         90% XVIII Заселение Крыма, Северного Кавказа, Юга Сибири. XIX XX Освоение Закавказья, Средней Азии. Распад Советского Союза. 70% 49% 43% Тюменская область   Количество народов Крупнейшие по  численности народы. Мир 4000 Россия 130 Китайцы – 20% Русские – 43% Татары – 3,7% Украинцы – 3% Народы  Дагестана – 1,5% Хиндустанцы –  7,2% Англичане –  6,1% Бенгальцы –  4,1% Русские – 3,6% Дома: §7. письменно в тетради. Представьте, что вы министр по делам национальностей. Как  бы вы решали конфликтные ситуации на межнациональной почве? Текст 1. 1. Индоевропейская   семья,   насчитывающая   около   120   млн.   человек,   в   состав которой   входят   славянская   языковая   группа   (русские,   украинцы,   белорусы), германская (немцы и евреи, говорящие на идиш), иранская (осетины), армянская (армяне) группы; 2. Алтайская   семья,   численность   которой   составляет   около   11   млн.   человек,   в состав   которой   входят   тюркская   (татары,   чуваши,   башкиры,   казахи, азербайджанцы, якуты, тувинцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, хакасы и др.) и монгольская (буряты и калмыки) группы; 3. Северокавказская семья, численность которой составляет около 5 млн. человек (аварцы, даргинцы, лакцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, адыгейцы и др.); 4. Уральская   семья численностью   4   млн.   человек   (мордва,   марийцы,   удмурты, карелы, коми, ханты, манси, ненцы и др.). Текст 2. 1) На начало 2004 г. в России проживали 144 млн человек. Основную массу населения – 80% составляют русские, 5% – татары и башкиры, 3% – украинцы и белорусы. Около 3%  составляют   народы  Поволжья  –  чуваши,  мордва,   удмурды,   марийцы,  до  2%  – народы Северного Кавказа, более 1% – Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В России проживает более 100 наций и народностей. 2) Народы,   проживающие   на   территории   России,   относятся   к   европеоидной   и монголоидной   расам   и   к   четырем   языковым   семьям:   индоевропейской,   алтайской, уральско­юкагирской и северокавказской. 3) Самая многочисленная семья – индоевропейская, это народы славянской (около 80% населения), германской, армянской, иранской, романской, индоарийской, балтийской групп. Представители этой семьи проживают в основном в Европейской части России, на юге Сибири и Дальнем Востоке. 4) Вторая   по   численности   населения   –   это   алтайская   семья   (тюркская,   монгольская, тунгусо­маньчжурская   группы),   народы   которой   в   основном   живут   по   среднему течению реки Волги, в бассейне реки Кама, на Южном Урале, в Восточной Сибири и на юге Дальнего Востока. В составе этой семьи преобладает тюркская группа. Эта группа составляет всего 15% населения – калмыки, татары. 5) К северокавказской семье относится 2,5% населения (нахско­дагестанская, абхазо­ адыгская группы). Основная зона расселения народов этой семьи – Кавказский регион страны. 6) Доля уральско­юкагирской семьи составляет 1,6% (мордва, коми, карелы). Ее народы проживают на севере Европейской части России, в Западной Сибири и в Среднем Поволжье. 7) Самые   малочисленные   народы   (эвенки,   эвены,   долганы,   нганасаны   и   др.)   России проживают на Крайнем Севере и в глубинных районах Сибири и Дальнего Востока.

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"

Конспект урока по географии в 9 классе на тему: "РФ - многонациональная страна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017