Тема урока: Движение воздуха. Ветер.
Цель урока: Изучить виды движения воздуха и типы ветров.
Задачи: 1) Образовательные: сформировать научное представление о движениях воздуха и типах ветров.
2) Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения об атмосфере.
3) Развивающие: продолжить развивать умение работать с учебником, выделять главное, делать выводы.
Оборудование: учебник, таблицы.
Тип урока:
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Беседа: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Хорошо, а сейчас повторите 3 минуты, и проверим, как вы усвоили материал. Первый ученик отвечает: Что такое атмосферное давление? Приборы для измерения давления. Какие факторы влияют на атмосферное давление? Как меняется с высотой?
Второй ученик работает у доски: Распределить значения давления: 809, 760, 720, 740 мм рт. ст. Какое из них является пониженным, а какое повышенным?
Мы уже с вами изучали , что воздух невидим и заполняет все пространство. А можем ли мы его ощущать? Когда мы можем его ощущать? Хорошо. На самом деле воздух постоянно движется. У него два главных направления: вертикальное и горизонтальное. К вертикальным относится восходящие и нисходящие потоки. Они возникают из-за различного нагрева земной поверхности. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. В тропосфере всегда существует горизонтальное движение воздуха. Мы с вами на прошлом уроке изучали атмосферное давление, и то, что оно неодинаково над поверхностью земли. Так вот воздух перемещается из области высокого давления в область низкого и образуется ветер. Давайте запишем определение в тетрадь: Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. На доске: 1)760 720 2) 740 720 В каком направлении будет дуть ветер в первом случае? А во втором случае? Где разница в давлении больше? А как думаете, в каком случае ветер будет сильнее? Давайте запишем: Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер, тем больше его скорость. Скорость и направление ветра являются главными характеристиками. Скорость ветра определяется в м/с (записать на доске) Направление определяется по флюгеру. Он указывает ту сторону горизонта, откуда дует ветер. Режим ветров на какой то конкретной области изображают в виде диаграммы – розы ветров. Рассказ по примеру розы ветров: Она представляет собой отрезки обозначающие стороны горизонта. Длина отрезков тем больше чем чаще ветер дует в данном направлении. Концы отрезков соединяются. В разных местах ветры различны по направлениям и силе (скорости). Например, на побережьях морей и крупных озер наблюдаются бризы – ветры, два раза в сутки, меняющие свое направление. Различают дневной (морской) и ночной (береговой) бризы. Дневной обычно сильнее ночного, так как температурные различия над водой и сушей днем больше, чем ночью. Днем поверхность суши нагревается быстрее, чем водная поверхность. Приземный воздух быстро нагревается и понимается вверх, его место занимает еще прохладный морской воздух, - дневной бриз. Так же существуют муссоны – воздушные течения над значительными частями поверхности Земли, изменяющими свое направление каждые полгода. Воздух над океаном нагревается медленнее, летом давление над океаном больше, чем над сушей. В это время года устанавливается летний муссон, приносящий на сушу влажный морской воздух, а с ним – дожди. Зимой над сушей устанавливается высокое давление, и начинает действовать зимний муссон, который приносит сухой прохладный воздух.
Параграф 43, читать, пересказ, знать основные понятия.
|
Атмосферное давление
Атмосферное давление-это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. Наиболее точным прибором для измерения давления является ртутный барометр, но он громоздок и пары ртути вредны для человека, поэтому используют менее точный прибор барометр – анероид. Давление напрямую зависит от плотности воздуха, чем больше плотность, тем больше вес воздуха и тем больше сила, с которой он давит на подстилающую поверхность. Давление меняется с высотой, так как столб воздуха на разной высоте не одинаков, значит и вес воздуха давящий, на подстилающую поверхность не одинаков.
А-760 мм рт. ст.-нормальное давление В-740 мм рт. ст. – пониженное давление С-809 мм рт. ст.- повышенное давление Д-720 мм рт. ст. – пониженное давление.
Да.
При дыхании, при ветре.
От 760 к 720
От 740 к 720 В первом случае.
Дети записывают в тетрадь. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.