Конспект урока по информатике на тему "Алгоритмическая структура «ветвление»" (9 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: комбинированный. Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная. Так же используются различные методы: наглядные, словесные, проблемные. Для того чтобы учащиеся не перегружались на уроке и не уставали предусмотрена смена деятельности: устная деятельность, письменная, работа за компьютерами. Для слабых и сильных учащихся разработаны разные варианты заданий.Конспект урока по информатике на тему "Алгоритмическая структура «ветвление»" (9 класс)
Иконка файла материала +алогритм-я стр-ра ветвление.doc
Урок информатики и ИКТ в 9 классе  по теме: «Алгоритмическая структура «ветвление»». Тип урока: комбинированный. Цель:   создать   условия   для   формирования   и   первичного   закрепления   знаний   учащихся   об алгоритмической конструкции ветвление. Задачи:  Образовательные:     обобщить знания по алгоритмической структуре «следование»;  сформировать  у учащихся представление  об  алгоритмической  структуре «ветвление», рассмотреть полную и неполную формы ветвления; закрепить на практике представление алгоритмов «ветвление» в виде блок­схем и на  языке программирования; произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме. Развивающие:  воспитать дисциплинированность, взаимоуважение,  самостоятельность, умение работать в коллективе. Воспитательные:    развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;  развитие познавательного интереса;  развитие информационной культуры. План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.  3. Постановка цели и задач урока.  4. Первичное усвоение новых знаний.  5. Первичная проверка понимания.  6. Физкультминутка. 7. Первичное закрепление. 8. Информация о домашнем задании. 9. Подведение итогов.  ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. 2. Актуализация знаний. ­Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим основные понятия, изученные на  прошлых уроках: ­ Что такое алгоритм? Проблемные задания  Задание 1. Найти ошибки в блок­схемах. (Задание на интерактивной доске. Форма работы – фронтальная. Сначала учащиеся устно проговаривают ошибки, затем к доске по очереди выходят трое учащихся и исправляют ошибки).начало ввод а, b a := b*b c:=  2*a+b вывод с конец начало ввод а,b P = 2*(x+y) вывод s конец начало ввод а условие действи е нет да конец Задание 2. Составить алгоритм и блок­схему к приведенным ниже заданиям (мальчикам взять задание «Посадить дерево», девочкам – «Пришить пуговицу» и для всех – третье задание) Посадить дерево Пришить пуговицу У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идёт направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит.Проверка выполненного задания (ответы 1­го и 2­го столбца выводятся на экран вместе, все  проверяют, 3­е выводится не сразу, только после ответов учащихся и примерных вопрос  учителя) Примерные вопросы учителя: ­Возникли ли трудности, при выполнении задания? ­Какие?  ­Чем алгоритм действий на третье картинке отличается от первого и второго? ­ Что нужно добавить к третьему алгоритму? (отвечают – условие) ­ В какой геометрической фигуре на блок­схеме изображают условие? ­ и т.д. Учитель объясняет, что именно данному типу алгоритмических структур и посвящен наш  сегодняшний урок.  3. Постановка цели и задач урока. Учитель просит сформулировать тему урока и дает  подсказку в виде ребуса:  Учащиеся сами формулируют тему и ставят цели урока. 4.Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой­либо алгоритм. Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.) К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие­нибудь условия, которые изменяют алгоритм. Находясь   на   развилке   двух   (и   более)   дорог,   русский   богатырь   выберет   только   одну   в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне. Таким образом, появляется новый вид алгоритма. – Как мы  его назвали? (Алгоритм « ветвление»). – Попробуйте   дать   ему   определение.  (Алгоритмическая   конструкция   «   ветвление»   –   это алгоритм,   в   котором   в   зависимости   от   условия   выполняется   либо   одна,   либо   другая последовательность действий.) Записывают в тетрадь определение – Учитель повторяет, как в виде блок­схемы изобразить «ветвление».Пример 1: Если на улице не идет дождь, тогда пойди гулять, иначе остаться дома. Составить блок­схему (учитель вместе с учениками) Учитель просит привести примеры из жизни на данный вид блок­схемы. Проблемное задание Пример 2. Если на улице пойдет дождь, тогда открыть зонт. ­Чем этот пример отличается от предыдущего? ­Как изменится блок­схема? Учитель просит привести примеры из жизни на данный вид блок­схемы. – Мы привели примеры двух форм  ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали? (Полная и неполная форма ветвления). Записывают в тетрадь: Полное ветвление Неполное ветвлениеЕсли <условие>, тогда … иначе… Если <условие>, тогда … ­Учитель рассказывает как кодируются на языке программирования. (если учащиеся изучают  английский язык можно предложить самим попробовать) IF  <условие>  THEN  <   оператор   1>  ELSE  < оператор 2>; IF <условие> THEN <оператор>; 5. Первичная проверка понимания.  Задание 1 (фронтальная работа). Приведите примеры разветвляющихся алгоритмов: полную и  неполную форму. Задание 2 (дифференцированное задание: для слабых – первое выражение, для тех, кто  посильнее – второе выражение. На экран выводится ответ, учащиеся выполняют  самопроверку). Составить блок­схемы к следующим выражениям: 1.Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет. 2.Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах. Ответы: Задание   3  (самостоятельно   выполняет   каждый.  На   экран   выводится   ответ,   учащиеся выполняют самопроверку). По заданной блок­схеме составить программу:6. Физкультминутка (с использованием алгоритмической структуры «ветвление») Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелке, иначе против часовой стрелки. Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед ­ назад, иначе вправо­ влево. Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потяни. Если ты ученик 9 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе, иначе выйди из  класса. 7. Первичное закрепление.  1.Дифференцированная самостоятельная работа. Вариант 1 (для слабых учеников) Задание 1. Среди предложенных выражений выберите те, которые соответствуют блок­ схемам:  Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.  Тише едешь, дальше будешь.  Готовь сани летом, а телегу зимой.  Делу ­ время, потехе – час.  Болен ­ лечись, а здоров – берегись.  Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Задание 2. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок­схемы,  при заданном входном потоке исходных данных:        5 ­2 0 x yВариант 2 (для средних учеников). Задание 1.  По заданной блок­схеме составить программу: начало А, В нет А = В да С = А + В С = А2 – В2 С конец Задание 2. (Ввести самим 3 любых значения а и для каждого из них вычислить х) ах Вариант 3 (для сильных учеников). Задание 1. По заданной блок­схеме составить программу: Задание 2. (Ввести самим 3 любых значения а и для каждого из них вычислить х) Ввод х Вывод х2.Выполнение практической работе по теме из учебника (за компьютерами) 8. Информация о домашнем задании Домашнее задание: 1. Составить блок­схемы к пословицам:  ­Сделал дело – гуляй смело;  ­Что посеешь, то и пожнешь;  ­Где песня поется, там весело живется. 2. Вычислите значение гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны значения его  катетов. 9. Подведение итогов 1)Ответы на вопросы:  ­Алгоритм «ветвление»– это… ­Особенностью алгоритмической структуры ветвления является… ­ Полная форма ветвления отличается от неполной… 2)«Рефлексивная мишень» На доске плакат с изображением мишени, которая делится на сектора. В каждом из секторов  записываются параметры ­ вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит  метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к  десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. 3)Выставление оценок.4) Слово учителя. Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Надо стремиться к тому, чтобы каждое  наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!