Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство
8 кл
29.05.2017
Формирование целостного представления о своеобразии и уникальности образа сказочного персонажа «Снегурочка» в русском искусстве. : Семь образов Снегурочки.
1. в фольклоре и обрядах; 2.в литературе; 3.в музыке; 4.в изобразительном искусстве; 5.в кинематографии (фильмы и мультфильмы); 6.в балете.
Методы: беседа, практический, творческий поиск. Анализ образа Снегурочки в пьесе.
Написать слова –эпитеты описывающие характер героини. Проводят сравнительный анализ
На доске репродукции картин. Зачитать описание, которое соответствует портрету Снегурочки в разных картинах художников и аргументировать свой ответ.разработка технологической карты урока в 8 классе по искусству
урок- разработка Полна чудес .docx
Урок 8 класс. «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»
Цель: формирование целостного представления о своеобразии и уникальности образа
сказочного персонажа «Снегурочка» в русском искусстве.
Задачи:
раскрывать художественнообразный язык изображения окружающей
действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать
прекрасное в художественном образе Снегурочки через музыку, живопись,
художественные произведения;
развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства,
находить образные определения для характеристики персонажей из сказки
«Снегурочка» в живописи, музыке, литературе;
раскрывать художественнообразный язык изображения окружающей
действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе
межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или
различных видов искусства;
развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую
мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции,
а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Личностные результаты:
воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину,
многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего
народа;
воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к
поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России,
ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение
культурных ценностей;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути
достижения цели, приобретать основы умения учиться;
развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое
освоение программного материала умение осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения творческих и познавательных задач;
умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать
результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его
соответствие задаче;
умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Предметные результаты
приобретение опыта выполнения творческих проектов, эскизов (орнамент вышивки,
украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в
различных художественных материалах и техниках.
Форма проведения: комбинированный урок
Содержательная линия: Семь образов Снегурочки. 1. в фольклоре и обрядах; 2.в литературе; 3.в музыке; 4.в изобразительном искусстве;
5.в кинематографии (фильмы и мультфильмы); 6.в балете. Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 8 классе.
Урок 12. «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»
Тип урока
Цели деятельности учителя
Комбинированный урок
формирование целостного представления о своеобразии и уникальности образа сказочного персонажа
«Снегурочка» в русском искусстве.
Планируемые образовательные результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Познавательные:
проектов,
Приобретение опыта выполнения
эскизов
творческих
(орнамент
украшение
женского праздничного костюма и т. д.)
на основе народной традиции в
различных художественных материалах
и техниках.
вышивки,
Развивать индивидуальные
творческие способности
учащихся, формировать
устойчивый интерес к
творческой деятельности.
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели и
задачи в учёбе, планировать пути достижения
цели, приобретать основы умения учиться;
умение определять способы
действия в рамках необходимых
требований, оценивать
результат — художественный
«ответ» — на поставленную
учебную задачу, его
соответствие задаче;
развивать интерес к познавательной
деятельности, например, через более глубокое
освоение программного материала умение
осознанно выбирать наиболее эффективные
способы
решения
и
познавательных задач;
творческих
Коммуникативные:
Планировать деятельность ,
излагать своё мнение в диалоге
о достижении эмоциональной
образности, корректировать своё
Личностные УУД
Осознавать свои интересы
(добиваться поставленной цели);
Понимать значение знаний для
человека, выбирать свой образ и
отвечать за свой выбор;
Проявлять интерес к
поставленной задаче, иметь
мотивацию к учебной
деятельности;
Формировать коммуникативную
компетенцию в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
Формировать осознанное,
уважительное отношение к
другому человеку,его мнению,
мировозрению, культуре.
воспитание патриотических чувств, чувства
гордости за свою Родину, многонациональный
народ России, освоение древних корней
искусства своего народа; мнение (соответствии с мнением
своих товарищей);
Приобретать опыт создания
художественного образа в
изобразительном искусстве.
воспитание бережного отношения к
рукотворным памятникам старины,
к
поликультурному наследию нашей страны,
осознание себя
гражданами России,
ответственными за сохранение народных
художественных
спасение
культурных ценностей.
традиций,
Методы и формы обучения
Оборудование
Нагляднодемонстрационный материал
Методы: беседа, практический, творческий поиск.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: бумага, карандаш, краски (гуашь, акварель)
Мультимедийный ряд: презентация «Полна чудес могучая природа». «Снегурочка»
Видеофрагмент из кинофильма «Снегурочка», мультфильмы,, иллюстрации, репродукции картин Васнецова,
Врубеля и Рериха, балет «Снегурочка», Опера «Снегурочка»
Организационная структура (сценарий урока)
Обучающие и
развивающие
компоненты, задания
и упражнения
2
Беседа с постановкой
проблемы
Этапы
урока
1
I. Органи
зацион
ный мо
мент
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность учащихся
Формы организации
совзаимодействия на
уроке
Формируемые умения (универсальные
учебные действия)
3
Прослушайте текст. (фрагмент из
сказки) Жилбыл крестьянин
Иван, жену его звали Марья;
жили они в любви и согласии,
состарились, а детей у них все не
было; сильно они о том
сокрушались! Вот наступила
зима, молодого снегу выпало
много. Вышли они из дома и
принялись лепить куклу.
о какой кукле идёт речь?
(Снегурочке)
эта вымышленное или реальное
событие? (вымышленное)
как называется жанр в
5
Фронтальная
4
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос,
делают выводы.
Осмысливают цель
урока
6
Регулятивные: определяют цель и
проблему в учебной деятельности;
принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к
поставленной задаче; осознают свои
интересы.
Народные сказки Частичнопоисковый
II. Изуче
ние
нового
материала
сочинял народ, у их
нет автора. Эти сказки
передавались устно из
поколения в поколение
и поэтому у них много
похожих вариантов.
Читают, выполняют
сравнительный анализ
Групповая
Фронтальная
Зачитывают из текста
правильный ответ и
подводят итог
Познавательные: получают
представление о
выразительных средствах
при портретном описании
Снегурочки.
Коммуникативные:
помогают увидеть слова,
необходимые для
портретного описания..
Личностные: осознают
необходимость полученных
зданий для будущей
практической работы.
литературе в котором применяется
подобный вид изложения историй?
(фольклор)
какую портретную
характеристику вы бы дали?
назовите тему нашего урока
Где вы могли встречать образ
Снегурочки?
Какую задачу вы бы поставили на
уроке?
Что значит народная сказка?
А как народные сказки дошли до
нас, кто их записывал?
- У вас на столах лежат
отрывки из сказки
Владимира Ивановича Даля
«Девочка и Снегурочка» ,
русская народная сказка
«Снегурочка» и
Александра Афанасьева
«Снегурушка и лиса».
Задание: выпишите слова
которые автор использовал
для портретного описания
Снегурочки.
- Как авторы описывают
внешность Снегурочки?
-Есть что-нибудь общее в
этих описаниях?
Происхождение
Снегурочки
Происхождение Снегурочки
не до конца понятно. Предполагается,
что её
прообразом были ледяные
идолы,
которые
сооружались
древними
славянами – язычниками,
живших в
северных
областях Руси. Предания
тех времён
часто
рассказывали об оживших
ледяных
девочках.
Очевидно, на протяжении
долгих веков это образ
трансформировался и к
XVIII – XIX веку оформился в
Снегурку (Снежевиночку)-
внучку одиноких старика и
старухи, слепивших себе в
утешение девочку из снега,
которая потом ожила.
Позже Снегурочка начала
с
ассоциироваться
Рождественскими
и
Новогодними праздниками.
Согласно другой теории,
сказка о Снегурочки
возникла из древнего
обряда похорон Костромы,
и на самом деле Снегурочка
олицетворяет Кострому.
Показательно то, что в
русских народных сказках Работа в группе
Работа в группе
Просмотр
видеофрагмента
Анализируют образ
Снегурочки в пьесе.
Написать слова –
эпитеты описывающие
характер героини
Снегурочка представляется
как живой человек.
А
славянской богиней её
сделал А.Н. Островский.
Александра Николаевича
Островского по праву
можно считать создателем
репертуара для
национального русского
театра. Несмотря на то, что
прославился он больше
всего своими
произведениями о нравах
русского купечества среди
мрачных и немного
страшных сюжетов из
жизни замоскворецких
купцов, есть очень светлое
и сказочное произведение –
«Снегурочка», написанное в
1873 году.
(После просмотра
видеофрагмента)В основе
сюжета пьесы драматург
использовал русскую
народную сказку из
сборника Александра
Афанасьева «Поэтические
воззрения славян на
природу». Именно поэтому
в пьесе действуют
Познавательные:
приобретать основы умения
учиться; славянские высшие и
низшие божества: Ярило,
Мороз, Весна, Леший.
Особенность и в том, что
пьеса «Снегурочка», в
отличие от всех
предыдущих, написана в
стихах, но без рифмы.
Однако единый ритм
произведения позволил
положить его на музыку.
Вся пьеса – своеобразная
поэтическая стилизация
под русский фольклор,
которым Островский тогда
был увлечен. Объясняется
это тем, что в 1873 году
труппа Малого театра
вынуждена была переехать
в Большой театр на время
ремонта. Так под одной
крышей оказались оперная,
балетная и драматическая
труппы. Тогда и решила
комиссия управления
московскими
императорскими театрами
поставить спектакль-
феерию с участием всех
артистов. Островский
сочинил пьесу в короткий
Регулятивные:
умение определять
способы действия в
рамках необходимых
требований,
оценивать результат
— художественный
«ответ» — на
поставленную
учебную задачу, его
соответствие задаче;
к
развивать
познавательной деятельности,;
интерес
Коммуникативные:
Планировать
деятельность ,
излагать своё мнение
в диалоге о
достижении
эмоциональной
образности,
корректировать своё
мнение (соответствии
с мнением своих
товарищей); срок, закончив в день
своего пятидесятилетия. А
музыку к спектаклю
написал молодой и
малоизвестный тогда
композитор Петр Ильич
Чайковский. Таким образом,
лирическая пьеса
Островского стала
многоуровневым,
многослойным
произведением, так как
воплотила в себе и
народную сказку о
девушке-снегурочке, и
народное предание о
древнем племени
берендеев, и
мифологические черты
славянских легенд, и
старинные обряды и песни.
А еще «весенняя сказка»
Островского дышит такой
чистотой поэзии, что
напоминает сказки
Пушкина. Да и по смыслу в
ней много пушкинского:
жизнь предстает как
волшебство красоты и
трагедия одновременно, и
добро в человеке оказывается природной
основой.
Поэтому жизнь природы в
пьесе выглядит как царство
суровых контрастов холода
и тепла, безжизненности и
цветения. Островский
пишет о природе как о
человеке. Пейзаж
напоминает портрет, в
который вглядывается
художник. Обилие
эмоциональных эпитетов,
сравнения, которые ставят
природные явления в один
ряд с человеческими
чувствами, подчеркивают
близость природного и
человеческого начал в
сознании драматурга.
Действие пьесы происходит
в царстве Берендея. Оно
больше напоминает этакое
утопическое государство, в
котором люди живут по
законам чести и совести,
боясь вызвать гнев богов:
это некий идеал
общественного устройства,
созданный Островским.
Даже царь, который на Руси
Фронтальная работа
Звучит фрагмент Н.
РимскогоКорсакова.
Ария Снегурочки из
оперы "Снегурочка"
(сцена таяния) Исп.
И. Масленникова.
Слушают и отвечают
на поставленные
вопросы
Фрональная работа был единоличным
правителем, самодержцем,
в произведении воплощает
народную мудрость. Он
беспокоится о своем народе
по-отечески: ему кажется,
что его подданные
перестали замечать
красоту природы, а больше
испытывают тщеславие и
зависть. Вот за это и
рассердился на берендеев
Ярило, который с каждым
годом все больше и больше
морозит людей. Тогда
Берендей открывает один
из главных законов
природы: «Все живое
должно любить». И просит
своего помощника Бермяту
в Ярилин день собрать как
можно больше женихов и
невест, чтобы, освятив их
брак, принести жертву богу
Солнца.
Однако основной
драматургический
конфликт связан как раз с
противоборством любви и
«сердечной остуды» в душе
Снегурочки, которая живет
Прослушивание
фрагмента оперы
«Ария Снегурочки» и
фрагмент из
произведения П.И.
Чайковского
Проводят
сравнительный анализ
На доске репродукции
картин. Зачитать
описание, которое
соответствует
портрету Снегурочки в
разных картинах
художников и
аргументировать свой
ответ.
Работа в группе Дети определяют
самостоятельно и
объясняют свой выбор
в холодной чистоте
одиночества, а душой
стремится к пожару любви,
отчего и должна погибнуть.
Отец-Мороз предупреждает
об этом мать Весну-Красну:
он говорит, что Ярило
поклялся отомстить ему,
используя их дочь
Снегурочку. Дескать, когда
она по-настоящему
полюбит, Ярило растопит ее
своими горячими лучами.Не
сразу Снегурочка познала,
что такое настоящая
любовь. Оказавшись в
семье бездетного Бобыля.
Слушание фрагмента из
оперы Н.А.Римского-
Корсакова «Снегурочка»-
Русские народные сказки,
их герои привлекали не
только писателей своей
красотой, богатым
содержанием,
выразительностью,
богатством народного
языка, а вдохновляли и
композиторов на создание
великих музыкальных
произведений. Великий русский композитор
Николай Андреевич
Римский - Корсаков написал
оперу «Снегурочка».
Давайте послушаем
фрагмент из оперы
«Снегурочка».
Попробуйте представить себе, какая
она – главная героиня сказки и оперы.
- Снегурочка какого
композитора вам
показалась наиболее
близка к вашим
представлениям?
Образ Снегурочки в ИЗО
Впервые на сцене опера
была
представлена
большому зрителю 29
января 1882 года. Здесь
начинают свой путь образы
сказки Снегурочка в
изобразительном искусстве.
Первым
художником,
запечатлевшим
образ
сказочной
русской
красавицы, можно назвать
Виктора Васнецова. Именно
он выполнял декорации к
опере Н.А. Римского –
Корсакова «Снегурочка»,
поставленная на Большой театра.
сцене
Вдохновленный
оперой
Виктор Михайлович не
только создал декорацию к
постановке, но и стал
отдельного
автором
произведения:
картина
Снегурочка.
Эскизы
костюмов и декораций
принадлежат перу Н.К.
Рериха. Он четыре раза
оформление
занимался
пьесы
«Снегурочка».
Первые версии оформления
(1908-1912) Н.К.
Рериха
переносили зрителя в мир
древней дохристианской
Руси, когда в обществе
царило язычество и
безоглядно верили в
сказки.
А постановка
1921года отличалась более
современным
(по тем
годам) видением сюжета.
Снегурочка
привлекала
внимание и русских
художников.
Под влиянием творчества
Васнецова, Врубеля, Рериха
сложилось представление о
её внешнем виде – о красоте и нарядах.
Образ снежной девушки
запечатлели на своих
художники:
полотнах
Шабалин,
Александр
Илья
Василий Перов,
Глазунов,
Константин
Коровин.
-Сейчас вы будете работать
в группах. На столе вы
видите репродукции трёх
художников: В. Васнецова,
Н. Рериха и М. Врубеля и
тексты в которых даётся
описание
картины.
Прочитайте внимательно и
определите
к какой
картине
соответствуют
данные описания.
Кинофильмы и
мультфильмы
«Снегурочка»
«Снегурочка» (1952) —
мультипликационный
фильм по мотивам
одноимённой пьесы А. Н.
Островского на музыку Н.
А. Римского-Корсакова в
обработке Л. А. Шварца.
«Снегурочка» (1968) —
советский художественный фильм-сказка по
одноимённой пьесе А. Н.
Островского из цикла
«Весенние сказки».
Режиссёр Павел
Кадочников
«Снегурочка» (2006) —
российский мультфильм по
одноимённой пьесе А. Н.
Островского
Мультфильм 2006 года
представляет собой
максимально сжатое
изложение классической
пьесы Островского.
«Снегурочка. Пасхальная
сказка» (2010) — первый
художественный фильм
режиссера Татьяны
Петровой по сценарию
Ольги и Олега Давыдовых.
Сейчас мы будем работать красками.
Каждый из вас проанализирует все, что
мы сегодня сказали и нарисует портрет
Снегурочки такой, какой вы её
представляете.
Практический.
Творческий поиск.
III. Твор
ческая
практиче
ская дея
тельность
Готовят рабочее
место.Выполняют
индивидуальное
творческое задание.
Фронтальная,
индивидуальная.
Познавательные: создают
разнообразные творческие работы в
акварели или гуаши
Регулятивные:; планируют
деятельность в учебной ситуации;
определяют способы достижения цели;
аргументированно оценивают свою
работу, корректируют своё мнение.
Коммуникативные: адекватно
выражают и контролируют свои эмоции.
IV. Итоги
Выставка работ
учащихся. Беседа
Рассмотрите работы своих
товарищей.
Обсуждают работы
товарищей. Обобщают
Индивидуальная,
фронтальная.
Коммуникативные: излагают своё
мнение в диалоге; строят понятные для обсуждение
урока.
Рефлекси
я
полученные на уроке
сведения. Оценивают
результаты работы.
Какую задачу мы ставили сегодня на
уроке? Подведите итог: назовите все
виды искусства в которых был создан
образ Снегурочки.
Свое настроение, впечатление по
образам Снегурочки в литературных и
музыкальных произведениях, выразите
в синквейне.
1. Имя существительное
2.
Два прилагательных
3. Три глагола
4. Предложение из 4х слов
5. Синонимы
партнёра по коммуникации речевые
высказывания; аргументированно
оценивают свою работу; корректируют
своё мнение.
Личностные: проявляют интерес к
поставленной задаче, имеют мотивацию
к учебной деятельности.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Конспект урока по Искусству в 8 классе "Полна чудес могучая природа". Снегурочка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.