Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени, когда древние люди, не довольствуясь созданными природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с резким изменением климата - наступлением ледникового периода. Теплый климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и жилище. Когда же появился первый жилой дом? Как он выглядел и кто его построил?КОНСПЕКТ УРОКА
по истории изобразительного искусства
«ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРЫ»
2 класс
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
КОНСПЕКТ УРОКА
по истории изобразительного искусства
«ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРЫ»
2 класс
Разработчик: преподаватель художественного оотделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна ВикторовнаТема: «ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТУРЫ»
2016 год
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения архитектуры.
2. Сформировать представление о памятниках мегалитического периода, их видах,
функциональных особенностях.
3. Развивать ассоциативнообразное мышление, умение выделять главное, строить
аналогии.
4. Воспитывать нравственноэстетическое восприятие окружающего мира, умение
слушать, обобщать, делать выводы.
Оборудование и материалы: репродукции древних памятников архитектуры;
видеофильм «Великие чудеса света, Стоунхендж. Равнина Солсбери. Англия»;
литературный ряд: «Великие тайны. Мифы древности. Стоящие камни» (Вайленд
Волгоград, 1995); художественные материалы.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа об истоках архитектуры и строительного искусства. Знакомство с
памятниками мегалитического периода.
2. Постановка художественной задачи.
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания.
Содержание беседы.
Ход урока
Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того
времени, когда древние люди, не довольствуясь созданными природой укрытиями
(пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения. Это было
связано с резким изменением климата наступлением ледникового периода. Теплый
климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и жилище. Когда
же появился первый жилой дом? Как он выглядел и кто его построил?Конечно, первым домом пещерного человека была пещера убежище, созданное
природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. Ведь во многих местах,
где обнаружены останки первобытного человека, никаких пещер нет. Зато есть
доказательства, что наши древние предки умели строить себе жилища!
В начале XX века близ города Чернигова ученые обнаружили большие завалы костей
животных. Оказалось, что черепа, кости и бивни мамонтов служили своеобразным
каркасом жилища каменного века, были строительным материалом для отважных
охотников. Позднее по расположению черепов и костей удалось восстановить
первоначальную конструкцию сооружения.
«Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывали «цоколь» будущего
жилища чуть выступающую наземную часть строения. Внутри образовавшегося круга
устанавливали деревянные дуги. Штук 2530. Наверху, в центре, где они
перекрещивались, их крепконакрепко связывали жилами. Получался купол, свод. (О
нем потом надолго забудут и заново откроют только древние римляне. Ну как не
вспомнить поговорку: все новое это хорошо забытое старое.) Нижними концами
деревянные дугиарки упирались в мамонтовые черепа, закопанные до половины в
землю. На дуги набрасывали шкуры зубров, мамонтов, лошадей. Сверху их прижимали
бивнями и оленьими рогами. Но вот что интересно: тяжелая крыша давила в основном
не на тонкие деревянные дуги, а на мощный костяной цоколь. (И этот способ ослабить
давление тяжелого перекрытия тоже забудут и потом вспомнят много тысяч лет
спустя.) По бокам будущей двери укрепляли два больших изогнутых бивня. Наверху
их соединяли муфтой из трубчатой кости так, чтобы получилась арка. (Такую арку
начнут применять только в Древнем Риме.)
Дверь завешивали шкурой, и дом наконец был готов. Прочный, теплый, способный
благодаря своей форме выдержать любой снегопад, любой ураганный ветер. Не
случайно и по сей день дома, наподобие половинки шара, строят пастухи в горах и
пустынях, оленеводы и охотники на Крайнем Севере». (Ю. Овсянников)
В самом конце неолита и в бронзовом веке стали появляться укрепленные поселения
городища, получившие в начале железного века широкое распространение, так как
войны были довольно частым явлением в жизни того времени. Появляются и земляные
холмы курганы, где хоронили богатых умерших. Многие захоронения сохранились,
так как находились в болотистой почве.
В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней,
так называемые мегалиты (от греч. «мегос» большой и «литое» камень). Письменных
свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые
пришли к выводу, что их использовали для религиознокультовых церемоний и как
обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огняили солнца. Мегалитические сооружения встречаются повсеместно от Скандинавии до
Алжира и от Португалии до Китая. Видимо, они служили выражением идей, общих для
всех людей этой эпохи. Это, может быть, стремление материализовать значение
человеческой личности, сохранить о ней память для потомков. Не случайно эти камни
имели огромные размеры и вес.
Сообщения учащихся о древних памятниках архитектуры.
(Учащиеся рассказывают:
о дольменах в Майкопе. Северный Кавказ;
о статуях менгирах во Франции;
дольмене из Эшера. Абхазский музей этнографии и др.)
Существует три типа мегалитических построек:
1. Менгиры вертикально поставленные камни различной величины, стоящие отдельно
или образующие длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров.
Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной
скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребениями и выполняли
самостоятельную функцию (например, обозначали место проведения какихлибо
ритуалов).
2. Дольмены это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных
камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют
несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой
четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и
перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили обозначением
места захоронения или алтарем.
3. Кромлехи каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее
сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь,
иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических
окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около
Стоунхенджа (от англ. «стоун» камень, «хенд» ров). Ученые еще не вполне
выяснили, как появился Стоунхендж. Около 2800 г. до н. э. был вырыт глубокий ров и
насыпан вал, а по кругу внутри него ямки. Сто лет спустя добавились два круга
«синих камней», возможно из Уэльса. Около 1600 г. до н. э. их заменил круг из
вертикально врытых камней («бараньих лбов»), а в центре этого круга еще более
крупные камни. Таким образом, Стоунхендж представляет собой ряд почти точныхокружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены
огромные камни. Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. их расположение
симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего
солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений,
и для совершения какихто обрядов культового характера, поскольку в те далекие
времена небесным светилам приписывали божественное значение.
Центральный круг Стоунхенджа можно видеть через главный вход (каменный монумент
окружен рвом и насыпью).
Учитель. Итак, мы познакомились с истоками архитектуры. Конечно, эти сооружения
не позволяют еще говорить о стиле первобытной архитектуры, но именно тогда начали
формироваться первые эстетические представления человека, который
противопоставил природе творения своих рук.
Постановка художественной задачи.
Задание. Зарисуйте памятники мегалитического периода. Используйте в работе
репродукции на доске и материалы своих поисковых работ.
В конце урока молено организовать выставку лучших работ «Мегалитические
сооружения