Данная работа представляет собой конспект урока изобразительного искусства в 7 классе по теме «260 лет Горному Алтаю в составе России». Конспект составлен в соответствии с требованиями к современному уроку. Приурочен к юбилейной дате Республики Алтай. Использован региональный компонент. Адресован учителям изобразительного искусства.
МКОУ «Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Лапшина»
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе.
«260 лет Горному
в составе России»
Алтаю
Составила: Турлунова Айтана
Владимировна, учитель технологии
и изобразительного искусства
МКОУ «Ортолыкская СОШ имени
М.И.Лапшина»
Республика Алтай, КошАгачский
рн, с.Ортолык,с.Ортолык, 2016
Конспект урока изобразительного искусства по теме
«260 лет Горному Алтаю в составе России»
Турлуновой А.В.
МКОУ «Ортолыкская СОШ имени М.И.Лапшина»
Аннотация: данная работа представляет собой конспект урока
изобразительного искусства в 7 классе по теме «260 лет Горному Алтаю в
составе России». Конспект составлен в соответствии с требованиями к
современному уроку. Приурочен к юбилейной дате Республики Алтай.
Использован региональный компонент.
Цель: развитие навыков изображения исторического жанра.
Задачи:
1. Познакомить с историей вхождения Горного Алтая в состав России.
2. Развивать мышление, воображение, память умение сопереживать,
сочувствовать.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к истории
своего народа, Родины; чувства долга перед родиной.
Зам.директора по УВР, учитель IКК________________Е.Ж.ДжумановаКонспект урока
Дисциплина: изобразительное искусство.
Тема: 260 лет Горному Алтаю в составе России.
Класс: 7.
Цель: развитие навыков изображения исторического жанра.
Задачи:
1. Познакомить с историей вхождения Горного Алтая в состав России.
2. Развивать мышление, воображение, память умение сопереживать,
сочувствовать.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к истории
своего народа, Родины; чувства долга перед родиной.
Продолжительность: 45 мин.
Тип: ОНЗ
Форма: интегрированный урок истории Горного Алтая и изобразительного
искусства.
Материалы и оборудование: записи гимнов России и Республики Алтай,
плакат с изображением флагов территории, название темы, мультимедийный
проектор, акв.краски, альбом, кисть.
Словарь: исторический жанр.
Ход урока
I. Организационный момент.
I.
II.
Приветствие.
Включение обучся в деятельность:
Прежде чем начать урок, давайте, друг другу пожелаем удачи. Для
этого сделайте хлопки в ладони другу друга.II. Актуализация знаний.
Цель: создание проблемной ситуации.
Звучит запись гимна России и Республики Алтай.
Послушайте стихотворение. Подумайте о чем оно?
Ода на вхождение Алтая в состав России.
А.Зыкова
Алтай с Россией породнились,
Когда джунгаров племена
В святую вечность уходили,
Познав войны весь гнев до дна.
Застыли горные озера
От слез и скорби матерей
И плач взывал, как черный ворон,
Лелеять мир грядущих дней.
Алтай средь гор, не знавший рабства,
Языческих богов моля,
Свое последнее богатство
Готов был жертвовать – коня
Но враг – до крови варвар жадный
Остановиться уж не мог.
Народ, измученный и слабый
Совсем от горя изнемог.
Тогда зайсаны жизнь спасая,
Надеждой трепетной горя,
Прощенье слезное подали
К престолу белого царя.
Россия мать для иноверцев
Край вьючных троп на склонах гор
Доверчиво прижала к сердцу,Скрепив священный договор.
Постановка учебной задачи.
III.
О чем это стихотворение? (Ответы обучающихся)
С каким историческим событием связана тема сегодняшнего урока?
Как вы думаете, в каком жанре будет выполнен рисунок? (исторический)
IV.
В каком году был принят Горный Алтай в состав России? (1756)
Когда? Как? Почему и при каких обстоятельствах?
«Открытие нового знания».
Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Групповая работа.
Для изображения рисунка в историческом жанре необходимо знать
историю события.
А историю вхождения Горного Алтая в состав России вы узнаете из
представленной вам литературы: словарей, энциклопедий.
Присоединение Алтая к России
Джунгарское ханство постоянно нападало на Россию.
В 1745г. после смерти Галдана – Церена за ханский престол шла
династийная борьба. Это заметно ослабило силы Джунгарии. Цинская
империя втайне готовилась к войне с ними.
Цинская армия была готова к походу. Джунгария узнав о предстоящем
походе Цинов, начала готовиться к войне. Она пополняла состав своей армии
алтайцами и данниками. Если они отказывались, то уводили насильно.
Алтайское население с тревогой следило за развитием событий в
Джунгарии, за развитием отношений с русскими. Особенно беспокоилась тачасть населения, которая желала принять российское подданство. Затем
Цинская империя напала на Джунгарию. Захватчики уничтожили все «живое».
Те кому удалось сбежать «бросились в Сибирь». В след за беженцами на
Алтай пришли Цины. Алтайское население, которое проживало в верховьях
рек Чуи и Катунь, Цины увели с собой: молодых увели, а старых изрубили.
(450 человек)
Сложная обстановка вынудила Алтайских зайсанов искать выход из
этого положения.
В 1754г. они решили провести съезд алтайцев для обсуждения ситуации,
намечения путей и действий. Но сведений о проведении нет.
Тем временем цинские отряды вышли к Телецкому озеру, всюду
совершая грабеж и насилие, заставляя алтайцев принять китайское
подданство.
В марте 1755г. 10 зайсанов на совете решили создать алтайский отряд,
вооруженный ружьями, сайдаками и копьями. Нанесли несколько поражений
захватчикам. Но к лету сами стали терпеть первое поражение и одно за
другим. Когда обстановка в Горном Алтае ухудшалась, алтайцы начали
подумывать о вхождении в состав России. в Россию начали поступать
прошения, в которых просили «взять их в империю и защитить». Однако
русские власти не знали, как поступит.
В октябре 1755г. прислали алтайским зайсанам приказ срочно явиться к
ним. В течение 4 месяцев у Цинов побывало 20 человек.
В январе 1756г. зайсан Намыкай просит русских ускорить решение
вопроса о приеме алтайцев в русское подданство. Но русские власти по –
прежнему хранили молчание.
Тем временем китайцы настойчивее требовали своего. Алтайские
зайсаны собрались на совет, на котором было решено еще раз обратиться к
русским властям о приеме алтайцев.В январе 1756г. такое решение поступило от имени 12 зайсанов в
Бийскую крепось, в Чагырскую крепость – от зайсана Омбы и других. (под
властью 12 зайсанов имелось более 1500 юрт) (П.1)
Тем временем цины проявляют болшую активность, принуждают
алтайцев принять китайское подданство, грабят, мирное население уводят в
плен, совершают насилие и убийства мирных жителей. Это стало обычным
явлением тех дней в Горном Алтае.
Не дождавшись помощи со стороны русских властей, зайсаны Омбо,
Тулгучай, Бобой вновь собирают народ для защиты своей свободы,
независимости и своих владений.
Цины все глубже проникают в глубь Горного Алтая. Преследуемые
врагами алтайцы уходят к границам русского государства, часть скрывается в
труднодоступных местах. А те, кому не удалось уйти от преследователей,
старались вести двойную игру, чтобы выиграть время и надеясь на то, что
русские власти примут положительное решение вопроса.
Зайсаны не получив ответа, вновь и вновь направляют свои решения
русским властям о приеме алтайцев.
Пока Россия думала, алтайские кочевники, ища защиты от китайцев,
самовольно прикочевывают к русским пунктам и селятся около них.
2 мая 1756г. выходит указ Елизаветы Петровны о принятии алтайцев в
«русскую протекцию».
С июня 1756г. в Колывано – Кузнецких крепостях начался прием
алтайских кочевников в русское подданство. А концу года русское
подданство приняло основную массу кочевого населения.
V. Первичное закрепление.
Итак, мы с вами познакомились с историей вхождения алтайского
народа в состав России.Ответьте на вопросы:
XVII – начало XVIIIго века. Какая обстановка царила в это время?
(Рассказы обучающихся)
Какие действия принимали алтайские зайсаны с целью помочь своему
народу? (не раз писали письма, собирали народ на совет, организовывали
отряды, вели борьбу с захватчиками)
Почему алтайские зайсаны решили обратиться к России? (цины
постоянно нападали на них, требовали принять китайское подданство,
убивали; в целях защиты своего народа, свободы, независимости, земель)
Когда императрица Елизавета Петровна подписала указ? 92 мая
1756г.)
VI.
Самостоятельная работа.
Сейчас постараемся изобразить, передать историю в рисунках.
Работаем в парах.
Каждая пара выбирает фрагмент исторического события и рисует его.
В конце урока у вас должна получиться история в рисунках.
Приступаем к работе.
Итак, заканчиваем работу. По порядку выстроим события.
VII.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Организация выставки работ.
Проверим, правильно ли расставили.
Расскажите вкратце по рисункам.
Какое великое событие в этом году отмечает наша республика?
VIII.
Рефлексия.
Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Где можно применить полученные знания?
Оценивание.
Д/з выполнить рисунок в цвете.Литература
1. Иллюстрированный атлас «Республика Алтай». – Новосибирск: Издво
«Арта», 2006. – 368 с.
2. История Республики Алтай.
– Институт Алтаистики им.
С.С.Суразакова, 2002. – 360 с.
3. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. – Новосибирск: Издво
«Арта», 2010. – 366 с.
4. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX в.: Проблемы
политической истории и присоединения к России. Монография. –
ГорноАлтайск: ГорноАлтайское отделение Алтайского книжного
издательства, 1991. – 256 с.Приложение 1
Рис.1. ЮртаПриложение 2