Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлен конспект урока по изобразительному искусству, на тему "Гжельская роспись". Данный урок помогает познакомить детей с технологией изготовления керамической посуды, видами керамики, помогает ребятам почувствовать себя в роли мастеров по изготовлению посуды, а также знакомит детей с бытом наших предков.
Иконка файла материала Конспект урока по изо Грубась.doc
Министерство образования и науки РФ Федеральное Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Кафедра  педагогики и методики начального образования Институт детства План­конспект урока по теме: «ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ» Контрольная работа по  теоретическим основам и технологии начального образования по изобразительному искусству             Выполнила: студентка 2  курса  39­10/111­2013                  Грубась Марина Евгеньевна                        Научный руководитель: Леденёва Е.И.Новосибирск 2015Гжельская роспись. Производство посуды. Цели: прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества; развивать  умения самостоятельно применять художественно – выразительные средства; развивать  творческое воображение.  Оборудование: Альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик, глиняная посуда, глина,  формы для отлива посуды. Зрительный ряд: репродукции гжельской росписи, образцы изделий в технике Гжели,  книги, фотографии.  Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Регистрация учащихся в классном журнале. Сообщение темы урока и запись её на доске. 2. Сообщение учебного материала. Ребята, мир в котором сегодня живет человек и в котором всё пребывает в движении,  заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих  представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В  поисках целостности в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере  эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.  Внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение переходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей  привлекательности художественное мышление предков, народную эстетику. Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая  воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала  чудесное совершенство форм. Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в  бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках. Многие виды декоративно – прикладного искусства прекратили играть свою практическую  роль, так как известно, что из этой сферы  вытеснила массовая фабричная продукция. Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве  сконцентрирован талант  и мастерство нескольких поколений. Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской ,  каргопольской игрушки, Жостово.  Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковьяиздавна славился хорошей керамикой.  Большие запасы качественных белых глин,  удобное расположение деревень у  Касимовского тракта и близость  к Москве  создали благоприятные условия для  развития в Гжели керамического промысла.  Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал,  Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской  посудой, бытовой керамикой, глиняными  игрушками. Впервые Гжель упоминается в  1328 году в Духовной грамоте – завещании  московского князя Ивана Калиты, оставляя  своему старшему сыну земли, в том числе и  Гжель. Однако ценность белых глин до 18  века не осознавалась. Но постепенно  изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную  посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, даёт название целому району,  объединившему около 30 сёл и деревень. На протяжении   XVIII­XIX веков гжельскими мастерами были основаны все основные  виды художественной керамики – майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, шамот.            Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой с процессом обжига. В этом слове  слышаться отзвуки глагола «жечь», Да и знаменитая поговорка: «Хоть горшком назови,  только в печь не станови» ­ по преданию появилась тоже в Гжели. Слово «керамика» происходит от древнегреческого слова «керамос» ­ глина, глиняный  сосуд. Произведения гжельских  мастеров можно четко разделить  на два вида: посуда и малая  пластика. Из посуды характерны  квасники (сосуд, в котором  подают квас, имеет дисковидное  тулово с отверстием в середине), кумганы (плоский кувшин с  носиком и ручкой), кувшины,  вазы, чайники, блюда.   Кумганы и квасники не только являются   специфическими   гжельскими   изделиями,     они наиболее   интересны   по   своеобразию   форм   и   мастерству исполнения.  А   малая   пластика   представлена   фигурками   животных, людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.Гжельские   гончары   не   ограничивались   поисками   новых   формы,   в   иных   случаях   они дополняли её скульптурными фигурками, именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из её характерных особенностей. У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания   её  пропорций,   но  технология  изготовления   изделий,  характер  орнаментации всегда оставались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.  Технологический процесс изготовления фарфора в Гжели. В рецептуру фарфоровой массы входят 4 компонента: каолин, огнеупорная глина,  пигматит  и кварц.         1.этап. Все компоненты мелют в шаровых мельницах и смешивают в определённых  пропорциях и сливают в мешалку, затем высушивают в фильтр – прессе. 2.этап. Глину под большим давлением  подают в полости и получают круглые  коржи, которые снова размачивают для приготовления литейного шликера.  Разжижение происходит в бункере в жидкости, состоящей из небольшого  количества воды, соли и жидкого стекла. Получаемый шликер (жидкий фарфор)  представляет собой текучую, сметанообразную массу. Далее он под давлением по  шликеропроводу подается литейщикам в литейный цех. При помощи крана  пистолета работницы заполняют сероватым  шликером пустотелые гипсовые  формы. 3.этап. Шликер в гипсовых формах. Гипс забирает воду из шликера, а частички  глиныоседают на стенках  до образования слоя нужной толщины.Оставшуюся  жидкость сливают в лоток и снова подают в бункер на переработку. Глина,  оставшаяся внутри формы, постепенно ссыхается, уменьшается в объёме и  принимает кожетвердое состояние. Теперь её можно вынимать из формы. Все  детали изделия  (носики, ручки, крышки) отливаются отдельно. В кожетвердом  состоянии они приклеиваются к основному объему тем же шликером.  4.этап. Сушка изделия.  5.этап. Оправка. Идет отделка изделия, счищаются и замываются водой литейные  швы. После этого изделие идет на первый обжиг. 6.этап. Утильный обжиг до 900 градусов для закрепления  и  прочности. 7.этап. Живописный цех. После обжига изделие поступает  для росписи. Для Гжели  характерна подглазурная роспись, живопись кобальтом (синий цвет). Живописцы  получают порошок,  растирают его водой и расписывают изделие беличьими  кистями. Особенность этого мазка в том, что он наборный. За один раз мастерица  должна специальным набором краски на кисть получит  такой мазок, который дает  эффект равномерного перехода от тёмного цвета к светлому.  8.этап. Глазуровка. Глазурь – это мелкопомолотое стекло, суспензия. Изделие  окунают в глазурь, вода впитывается в процессе глазурирования в утильный черепок, а мельчайшие частички стекла пристают к стенкам изделия. В результате  роспись исчезает под белой плёнкой.  9.этап. Второй обжиг. (1380 градусов). Изделие ставится на 20 часов в небольшие  прямоугольные печи. Во время обжига тонкий слой матовой глазури становится  прозрачным, а роспись оказывается под тонкой стекловидной плёнкой. Отсюда и  название – подглазурная роспись. (Надглазурная роспись наносится после  глазуровки, и изделие подвергается третьему обжигу.) При обжиге изделие  уменьшается в размере на 14%.  Готовое изделие поступает в упаковочный цех. ­ Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами? (­ Майолика, фарфор, фаянс, полуфаянс.)    Практическая работа. ­ Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы видели, пофантазируйте,  придумайте свой узоры росписи любого предмета посуды.   Оценка проделанной работы.  Итоговая часть. Выставка и обсуждение работ, анализ. Домашнее задание: Слепить из глины или пластилина фигурку зверя, птицы, человека.

Посмотрите также