В данном материале представлен конспект урока по изобразительному искусству, на тему "Гжельская роспись". Данный урок помогает познакомить детей с технологией изготовления керамической посуды, видами керамики, помогает ребятам почувствовать себя в роли мастеров по изготовлению посуды, а также знакомит детей с бытом наших предков.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики и методики начального образования
Институт детства
Планконспект урока по теме:
«ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ»
Контрольная работа по
теоретическим основам и технологии начального образования по
изобразительному искусству
Выполнила: студентка 2 курса
3910/1112013
Грубась Марина Евгеньевна
Научный руководитель:
Леденёва Е.И.Новосибирск 2015Гжельская роспись. Производство посуды.
Цели: прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества; развивать
умения самостоятельно применять художественно – выразительные средства; развивать
творческое воображение.
Оборудование:
Альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик, глиняная посуда, глина, формы для отлива
посуды.
Зрительный ряд: репродукции гжельской росписи, образцы изделий в технике Гжели,
книги, фотографии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Регистрация учащихся в классном журнале.
Сообщение темы урока и запись её на доске.
2. Сообщение учебного материала.
Ребята, мир в котором сегодня живет человек и в котором всё пребывает в движении,
заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих
представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В
поисках целостности в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере
эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории,
стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.
Внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение переходящих ценностей.
Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей
привлекательности художественное мышление предков, народную эстетику.
Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая
воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала
чудесное совершенство форм.
Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в
бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках.
Многие виды декоративно – прикладного искусства прекратили играть свою практическую
роль, так как известно, что из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция.
Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве
сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений.
Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской ,
каргопольской игрушки, Жостово.
Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковьяиздавна славился хорошей керамикой.
Большие запасы качественных белых глин,
удобное расположение деревень у
Касимовского тракта и близость к Москве
создали благоприятные условия для
развития в Гжели керамического промысла.
Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал,
Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской
посудой, бытовой керамикой, глиняными
игрушками. Впервые Гжель упоминается в
1328 году в Духовной грамоте – завещании
московского князя Ивана Калиты, оставляя
своему старшему сыну земли, в том числе и
Гжель. Однако ценность белых глин до 18
века не осознавалась. Но постепенно
изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную
посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, даёт название целому району,
объединившему около 30 сёл и деревень.
На протяжении XVIIIXIX веков гжельскими мастерами были основаны все основные
виды художественной керамики – майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, шамот.
Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой с процессом обжига. В этом слове
слышаться отзвуки глагола «жечь», Да и знаменитая поговорка: «Хоть горшком назови,
только в печь не станови» по преданию появилась тоже в Гжели.
Слово «керамика» происходит от древнегреческого слова «керамос» глина, глиняный
сосуд.
Произведения гжельских
мастеров можно четко разделить
на два вида: посуда и малая
пластика. Из посуды характерны
квасники (сосуд, в котором
подают квас, имеет дисковидное
тулово с отверстием в середине),
кумганы (плоский кувшин с
носиком и ручкой), кувшины,
вазы, чайники, блюда.
Кумганы и квасники не только
являются специфическими гжельскими изделиями, они
наиболее интересны по своеобразию форм и мастерству
исполнения.
А малая пластика представлена фигурками животных,
людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.Гжельские гончары не ограничивались поисками новых формы, в иных случаях они
дополняли её скульптурными фигурками, именно в соединении посудной формы и круглой
скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из её
характерных особенностей.
У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы,
понимания её пропорций, но технология изготовления изделий, характер орнаментации
всегда оставались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной
традицией.
Технологический процесс изготовления фарфора в Гжели.
В рецептуру фарфоровой массы входят 4 компонента: каолин, огнеупорная глина,
пигматит и кварц.
1.этап. Все компоненты мелют в шаровых мельницах и смешивают в определённых
пропорциях и сливают в мешалку, затем высушивают в фильтр – прессе.
2.этап. Глину под большим давлением подают в полости и получают круглые
коржи, которые снова размачивают для приготовления литейного шликера.
Разжижение происходит в бункере в жидкости, состоящей из небольшого
количества воды, соли и жидкого стекла. Получаемый шликер (жидкий фарфор)
представляет собой текучую, сметанообразную массу. Далее он под давлением по
шликеропроводу подается литейщикам в литейный цех. При помощи крана
пистолета работницы заполняют сероватым шликером пустотелые гипсовые
формы.
3.этап. Шликер в гипсовых формах. Гипс забирает воду из шликера, а частички
глиныоседают на стенках до образования слоя нужной толщины.Оставшуюся
жидкость сливают в лоток и снова подают в бункер на переработку. Глина,
оставшаяся внутри формы, постепенно ссыхается, уменьшается в объёме и
принимает кожетвердое состояние. Теперь её можно вынимать из формы. Все
детали изделия (носики, ручки, крышки) отливаются отдельно. В кожетвердом
состоянии они приклеиваются к основному объему тем же шликером.
4.этап. Сушка изделия.
5.этап. Оправка. Идет отделка изделия, счищаются и замываются водой литейные
швы. После этого изделие идет на первый обжиг.
6.этап. Утильный обжиг до 900 градусов для закрепления и прочности.
7.этап. Живописный цех. После обжига изделие поступает для росписи. Для Гжели
характерна подглазурная роспись, живопись кобальтом (синий цвет). Живописцы
получают порошок, растирают его водой и расписывают изделие беличьими
кистями. Особенность этого мазка в том, что он наборный. За один раз мастерица
должна специальным набором краски на кисть получит такой мазок, который дает
эффект равномерного перехода от тёмного цвета к светлому.
8.этап. Глазуровка. Глазурь – это мелкопомолотое стекло, суспензия. Изделие
окунают в глазурь, вода впитывается в процессе глазурирования в утильный
черепок, а мельчайшие частички стекла пристают к стенкам изделия. В результате
роспись исчезает под белой плёнкой.
9.этап. Второй обжиг. (1380 градусов). Изделие ставится на 20 часов в небольшие
прямоугольные печи. Во время обжига тонкий слой матовой глазури становится
прозрачным, а роспись оказывается под тонкой стекловидной плёнкой. Отсюда и
название – подглазурная роспись. (Надглазурная роспись наносится после
глазуровки, и изделие подвергается третьему обжигу.) При обжиге изделие
уменьшается в размере на 14%.
Готовое изделие поступает в упаковочный цех.
Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами?
( Майолика, фарфор, фаянс, полуфаянс.)
Практическая работа.
Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы видели, пофантазируйте,
придумайте свой узоры росписи любого предмета посуды.
Оценка проделанной работы.
Итоговая часть.
Выставка и обсуждение работ, анализ.
Домашнее задание: Слепить из глины или пластилина фигурку зверя, птицы, человека.