Конспект урока по изо "Гжельская роспись"
Оценка 4.7

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
15.12.2017
Конспект урока по изо "Гжельская роспись"
В данном материале представлен конспект урока по изобразительному искусству, на тему "Гжельская роспись". Данный урок помогает познакомить детей с технологией изготовления керамической посуды, видами керамики, помогает ребятам почувствовать себя в роли мастеров по изготовлению посуды, а также знакомит детей с бытом наших предков.
Конспект урока по изо Грубась.doc
Министерство образования и науки РФ Федеральное Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Кафедра  педагогики и методики начального образования Институт детства План­конспект урока по теме: «ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ» Контрольная работа по  теоретическим основам и технологии начального образования по изобразительному искусству             Выполнила: студентка 2  курса  39­10/111­2013                  Грубась Марина Евгеньевна                        Научный руководитель: Леденёва Е.И. Новосибирск 2015 Гжельская роспись. Производство посуды. Цели: прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества; развивать  умения самостоятельно применять художественно – выразительные средства; развивать  творческое воображение.  Оборудование: Альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик, глиняная посуда, глина,  формы для отлива посуды. Зрительный ряд: репродукции гжельской росписи, образцы изделий в технике Гжели,  книги, фотографии.  Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Регистрация учащихся в классном журнале. Сообщение темы урока и запись её на доске. 2. Сообщение учебного материала. Ребята, мир в котором сегодня живет человек и в котором всё пребывает в движении,  заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих  представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В  поисках целостности в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере  эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.  Внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение переходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей  привлекательности художественное мышление предков, народную эстетику. Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая  воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала  чудесное совершенство форм. Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в  бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках. Многие виды декоративно – прикладного искусства прекратили играть свою практическую  роль, так как известно, что из этой сферы  вытеснила массовая фабричная продукция. Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве  сконцентрирован талант  и мастерство нескольких поколений. Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской ,  каргопольской игрушки, Жостово.  Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой.  Большие запасы качественных белых глин,  удобное расположение деревень у  Касимовского тракта и близость  к Москве  создали благоприятные условия для  развития в Гжели керамического промысла.  Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал,  Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской  посудой, бытовой керамикой, глиняными  игрушками. Впервые Гжель упоминается в  1328 году в Духовной грамоте – завещании  московского князя Ивана Калиты, оставляя  своему старшему сыну земли, в том числе и  Гжель. Однако ценность белых глин до 18  века не осознавалась. Но постепенно  изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную  посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, даёт название целому району,  объединившему около 30 сёл и деревень. На протяжении   XVIII­XIX веков гжельскими мастерами были основаны все основные  виды художественной керамики – майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, шамот.            Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой с процессом обжига. В этом слове  слышаться отзвуки глагола «жечь», Да и знаменитая поговорка: «Хоть горшком назови,  только в печь не станови» ­ по преданию появилась тоже в Гжели. Слово «керамика» происходит от древнегреческого слова «керамос» ­ глина, глиняный  сосуд. Произведения гжельских  мастеров можно четко разделить  на два вида: посуда и малая  пластика. Из посуды характерны  квасники (сосуд, в котором  подают квас, имеет дисковидное  тулово с отверстием в середине), кумганы (плоский кувшин с  носиком и ручкой), кувшины,  вазы, чайники, блюда.   Кумганы и квасники не только являются   специфическими   гжельскими   изделиями,     они наиболее   интересны   по   своеобразию   форм   и   мастерству исполнения.  А   малая   пластика   представлена   фигурками   животных, людей, сказочных персонажей, птиц, зверей. Гжельские   гончары   не   ограничивались   поисками   новых   формы,   в   иных   случаях   они дополняли её скульптурными фигурками, именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из её характерных особенностей. У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания   её  пропорций,   но  технология  изготовления   изделий,  характер  орнаментации всегда оставались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.  Технологический процесс изготовления фарфора в Гжели. В рецептуру фарфоровой массы входят 4 компонента: каолин, огнеупорная глина,  пигматит  и кварц.         1.этап. Все компоненты мелют в шаровых мельницах и смешивают в определённых  пропорциях и сливают в мешалку, затем высушивают в фильтр – прессе. 2.этап. Глину под большим давлением  подают в полости и получают круглые  коржи, которые снова размачивают для приготовления литейного шликера.  Разжижение происходит в бункере в жидкости, состоящей из небольшого  количества воды, соли и жидкого стекла. Получаемый шликер (жидкий фарфор)  представляет собой текучую, сметанообразную массу. Далее он под давлением по  шликеропроводу подается литейщикам в литейный цех. При помощи крана  пистолета работницы заполняют сероватым  шликером пустотелые гипсовые  формы. 3.этап. Шликер в гипсовых формах. Гипс забирает воду из шликера, а частички  глиныоседают на стенках  до образования слоя нужной толщины.Оставшуюся  жидкость сливают в лоток и снова подают в бункер на переработку. Глина,  оставшаяся внутри формы, постепенно ссыхается, уменьшается в объёме и  принимает кожетвердое состояние. Теперь её можно вынимать из формы. Все  детали изделия  (носики, ручки, крышки) отливаются отдельно. В кожетвердом  состоянии они приклеиваются к основному объему тем же шликером.  4.этап. Сушка изделия.  5.этап. Оправка. Идет отделка изделия, счищаются и замываются водой литейные  швы. После этого изделие идет на первый обжиг. 6.этап. Утильный обжиг до 900 градусов для закрепления  и  прочности. 7.этап. Живописный цех. После обжига изделие поступает  для росписи. Для Гжели  характерна подглазурная роспись, живопись кобальтом (синий цвет). Живописцы  получают порошок,  растирают его водой и расписывают изделие беличьими  кистями. Особенность этого мазка в том, что он наборный. За один раз мастерица  должна специальным набором краски на кисть получит  такой мазок, который дает  эффект равномерного перехода от тёмного цвета к светлому.  8.этап. Глазуровка. Глазурь – это мелкопомолотое стекло, суспензия. Изделие  окунают в глазурь, вода впитывается в процессе глазурирования в утильный  черепок, а мельчайшие частички стекла пристают к стенкам изделия. В результате  роспись исчезает под белой плёнкой.  9.этап. Второй обжиг. (1380 градусов). Изделие ставится на 20 часов в небольшие  прямоугольные печи. Во время обжига тонкий слой матовой глазури становится  прозрачным, а роспись оказывается под тонкой стекловидной плёнкой. Отсюда и  название – подглазурная роспись. (Надглазурная роспись наносится после  глазуровки, и изделие подвергается третьему обжигу.) При обжиге изделие  уменьшается в размере на 14%.  Готовое изделие поступает в упаковочный цех. ­ Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами? (­ Майолика, фарфор, фаянс, полуфаянс.)    Практическая работа. ­ Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы видели, пофантазируйте,  придумайте свой узоры росписи любого предмета посуды.   Оценка проделанной работы.  Итоговая часть. Выставка и обсуждение работ, анализ. Домашнее задание: Слепить из глины или пластилина фигурку зверя, птицы, человека.

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"

Конспект урока по изо "Гжельская роспись"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2017