Урок закрепления умений и навыков. Учащиеся на уроке переносятся в творческой мастерскую гжельской керамики и украшают тарелочку.
Дети на уроке расширяют теоретических знаний о Гжели и развивают творческое воображение. На уроке выполняют работы, умений и навыков работы с акварельными красками. Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Конспект ИЗО.docx
урока
искусства
, по программе
открытого
изобразительного
Конспект
Б . М . Неменского
.
Класс: 5
Учитель: Плотникова Н.В.
Тема: "Сказочная Гжель"
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Цели урока:
1.Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской
гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
2.Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе
выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными
красками.
3.Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,
любви к Родине, её истории и культуре. Применение на
практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист
бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
Для учителя:
предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки,
солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, кроссворд
«Сказочный петух», плакат «Гжель»,
презентации «Гжель»
Музыкальный ряд: плясовые наигрыши. План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока и вступительная беседа.
3. Проверка домашнего задания (Сообщения, стихи о гжельской
керамике).
4. Работа со словарём «Народных промыслов».
5.Повторение. Кроссворд «Сказочный петух».
6.Физкультминутка.
7. Объяснение учителем последовательности работы над рисунком.
8.Самостоятельная работа над изображением и украшением посудной
формы.
9. Подведение итогов урока. Выставка. Коллективное обсуждение
детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места.
момент
.
Ход урока:
1. Организационный
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами -
красками, подругой палитрой, верным стражем - платочком, который
утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? темы
и цели
урока
2. Сообщение
.
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку.
Кто быстрей ответ найдет.
Тот первым тему нашего урока назовёт.
(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись ... (Ответы учащихся: Гжель). Слайд №1.
Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с
элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему
"Сказочная Гжель": послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим
элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской
гжельской керамики.
3.
Проверка
На дом вам было задано подготовить сообщения, подобрать стихи о
гжельской керамике. Давайте послушаем ваши сообщения и рассмотрим
материал, который вы подготовили. Ребята, будьте внимательны, слушая
сообщения одноклассников, чтобы затем дать ответ на
вопрос: "Что нового, интересного вы узнали о гжельской
керамике?"
Сообщение
подготовила
Единицина
домашнего
задания
Юля
Искусство керамики одно из самых древних. Слайд №2 Гжель
Дмитренко
Анна
. В нашей стране издавна
Слово «керамика» произошло от греческого слова «карамос», что
означает глина. Возможно, что в очень далёком прошлом, когда в
пещере погас костёр, то на месте бывшего костра земля стала твёрдой,
как камень. Так человек отметил свойство глины - твердеть в огне, и
превращаться в камень. И тогда человек стал лепить из глины и
обжигать сосуды для воды, масла, делать кирпичи, горшки, сковородки,
статуэтки божеств, игрушки для детей и другие предметы быта, а
первые художники наносили на них простейшие узоры. Керамика - это
изделия из глины с различными добавками,
в последствии
обожженных - от простых сосудов до тонкого фарфора с изысканной
живописью. Позже появился гончарный круг. В центр гончарного круга
гончар кладёт ком размятой глины и из него лепит. Круг вращается:
так гончару легче сделать сосуд правильной формы.
подготовила
Сообщение
Подмосковная
известно искусство
керамики. Особенно славятся гончары подмосковной
Гжели. Гжель – это название посёлка в 60 км от
Москвы и одновременно собирательное название
целого района,
где повсеместно было развито
керамическое мастерство. В район Гжели входило 30 кучно
расположенных деревень и сёл, рядом с которыми находились и
крупные залежи глины и леса, которые использовали для изготовления
и обжига глиняных изделий. В каждом доме занимались гончарством. И
не случайно в слове «гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». Слайд
№3.
Сообщение
керамики были исключительно
Первые
изобретательны и искусны. Сначала гжельцы умели делать
лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки
(изображение коня,
Первые
изделия изготовлялись из цветной глины, с толстым
черепком и покрывались
эмалью и многоцветной
(крестьянской) росписью, назывались они - майолика.
Прошло много времени и керамика эта очень изменилась.
Она полюбилась людям. Слайд №4.
Сообщение
Барышникова
мастера
гжельской
подготовила
подготовила
Попова
Дарья
медведя,
скоморохов).
Валерия За что Гжель нравится всем? Чем она
отличается?
Слайд №5-7.
Гжель нравится прежде всего своим цветом бело-синим. В Гжельском
краю широкое поле, голубое небо, да прозрачный воздух. Сами
гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее -
синее.
Посудные
формы
.
излюбленный
но и скульптурой,
Ассортимент изделий настолько разнообразен: чайники, кувшины,
кружки, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Поражает
многообразие форм одного и того же изделия. Например, тулово
гжельских чайников делают виде диска на 4 ножках. Изделия
украшаются не только росписью,
которую
располагают на кружках, носиках, ручках.
Самый
узор - «гжельская роза», изображается она
крупно, широкими мазками кисти, а мазок здесь не простой, а с
растяжкой тона, от голубого, до черно - синего (иначе называют
мазок с тенями). Это или пышный букет или один крупный цветок, от
которого в сторону отходят стебли с тугими бутонами и листьями.
со словами
4. Работа
.
Словарик на доске:
Керамика
"керамос" - глина).
Майолика – (итал. maiolica) вид керамики, изделия из цветной
обожженной глины с крупнопористым черепком,
покрытые
глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы,
яркая роспись - по непрозрачной глазури.
Фаянсовая
- тонкий, звучащий - делают из высшего сорта белой глины.
Фарфор
Стихи
1. Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
произошло от греческого слова
- изделия из белой глины.
приготовленные
ими
. Дети
рассказывают
-
глиняная посуда,
посуда
стихи
. Синими цветочками,
Нежными виточками.
2. На белом фарфоре,
Как на снежном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
3. У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Слайд №8.
Ответы учащихся на вопрос: Что нового, интересного вы узнали
о гжельской керамике?
5.
. А теперь давайте обобщим материал, который
Повторение
изучили за 2 урока, отгадав кроссворд «Волшебный петух». Слайд
№9.
1. Название промысла (Гжель)
2. Любимый цвет гжельских мастеров (Синий)
3. Элемент росписи (Листок)
4. Инструмент художника (Кисть)
5.Прием работы кистью (Мазок)
6. Глиняная посуда, обожженная в печи (Керамика)
6. А сейчас, а сейчас время физкультминутки для вас! (учащиеся
выполняют упражнения за учителем). Слайд №10. работа
. Слайд №11.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким _
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
7.
Практическая
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя
настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть блюдца
бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне
расписать их?
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям
творческую свободу,
оказывая индивидуальную помощь. (Учитель
напоминает правила работы с красками, кистью).
Какой прием работы используют гжельские мастера? ("мазок с
тепями").
В чем его особенность? (Одним движением кисти получаем мазок с
оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим
уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик ).
Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите
ее и наберите краску на кисть, Как вы это будете делать? Давайте
вспомним, как рисуется веточка с листиками.
Учитель выполняет рисунок на доске. Слайд №12-14.
А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров.
Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование? Ответы
учащихся.
Как будет расположен ваш узор? ( В центре изделия).
С чего вы начнете писать узор?(С крупных деталей, например, розы). Узор может состоять из одного цветка? (Нет, нужно нарисовать еще
стебельки, листья).
А зачем нужны бордюры? Ответы учащихся.
работа
над
и
формы
8. Самостоятельная
посудной
Звучит музыка. Во время работы учитель оказывает индивидуальную
помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью.
. Приступайте к работе.
изображением
украшением
урока
выполненных
9.
Итог
Выставка
Дети выставляют свои работы. Какая красота родилась под вашей
кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи
используется всего один цвет- синий.
работ
.
Синяя сказка - глазам загляденье,
словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье
Русская звонкая гжель.
оценок
.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских
мастеров? А какое практическое применение можно найти вашему
блюдцу? Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?
Выставление
При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения
"мазка степями", композицию узора, самостоятельность в сочинении
узора.
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши
работы получились яркими, красочными, выразительными. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась, ребята
нашего класса приготовили сюрприз, полюбуйтесь своими работами и
послушайте ребят.
Дети читают стихотворение о Гжели.
1.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
2.
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет!
Учитель. (Слайд №15)
Благодарю Вас
За внимание,
За свет души,
За понимание.
Пусть проступают Сквозь мгновения
Цветные волны вдохновения!
Спасибо за урок!
Литература:
Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве»,
Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год.
Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное
искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В.,
под редакцией Йеменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год.
В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва
"Просвещение" 1987г.
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.