Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".
Оценка 4.8

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
изобразительное искусство
4 кл
21.11.2018
Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".
Основная цель данного урока заключается в формировании представлений учащихся о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства. Урок построен на изучении произведений русских и западноевропейских художников, на развитии у учащихся чувства восхищения матерью. Учащиеся знакомятся и анализируют произведения изобразительного искусства, в которых ярко представлен образ матери и ребенка.
Разработка урока изобразительного искусства в 4 классе-Все народы воспевают материнство.doc
Разработка урока изобразительного искусства  4 класс IV четверть по программе под редакцией Б.М. Неменского  Составила: учитель изобразительного искусства  высшей категории Макарова Э.Ю. МОУ «Лицей№4»   г.о. Саранск, Республики Мордовия 2018 год Тема урока: «Древнейшая песнь материнства»  :  формирование   представлений   о   едином   для   всех   народов   понимании   духовной Цель   красоты материнства. Задачи:     показать   учащимся   на   примерах   великих   произведений   прошлого   и   работ современных художников отношение к материнству. развитие чувства восхищения матерью, почитание материнства у всех народов. проанализировать произведения русских и западноевропейских творцов духовного искусства  формировать уважительное и заботливое отношение к матери.   воспитание потребности в творческом самовыражении. осуществлять   метапредметные   связи   (литература,   искусство,   музыка,   история, православие).  : изучение нового материала. Тип урока   Методы: объяснительно­иллюстрационный, исследовательский, творческий. Тип опроса: индивидуально­фронтальный, групповой. Оборудование урока:   репродуктивный, Для учителя:   частично­поисковый,    Рафаэль   Санти   «Сикстинская   Мадонна»   Рафаэля, репродукции   картин:   В.Васнецов  «Богоматерь с  младенцем»,   Леонардо  да  Винчи  «Мадонна  Лита» Ю.Кугач «У колыбели», Е. Короленко «Покой», «Тишина» Б. Неменского. интерактивная доска стихи о маме   оркестровая музыкальная композиция (во время практического задания).   Песня   «Мама»,   песня   «Моя   единственная   мама»,    Музыкальный   ряд: Для учащихся:  Альбом  Краски  Кисти  Палитра  Баночка для воды План урока:    Орг. момент – 1 минуты Объяснение нового материала – 10 ­15 минут Физкультминутка – 2  минуты. Выполнение практической работы учащимися – 15 ­ 20 минут Рефлексия – 3­5 минут Выставка работ учащихся и завершение урока– 4 – 5 минут.    Ход урока Организационный момент. I. Учитель: Я рада приветствовать Вас, ребята! ­                    Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.                    Пожалуйста, садитесь. ­ Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий.  ­  И так, начнем! II. Сообщение темы. Учитель:  ­ В искусстве  есть великие,  вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. (Звучит песня о маме из кинофильма «Мама»). Слайд 1 ­ Прослушав замечательную песню, вы, ребята, конечно же, догадались о ком, сегодня на уроке, пойдет речь. (Ответы детей) Слайд 2       Учитель: «Есть в природе знак святой и вещий,  Ярко обозначенный в веках!  Самая прекрасная из женщин –  Женщина с ребёнком на руках». Слайд 3        Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому   человеку.   Со   временем   понимание   её   становилось   всё   более   богатым   и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери.         Икона «Владимирская Богоматерь»­ один из древнейших и самых прекрасных образов. Младенец   своей   щекой   нежно   прижался   к   щеке   матери.   Образ   матери   одухотворён нежностью   ­   лицо   её   прекрасно.   Мать   и   дитя   слиты   в   неразрывное   целое   очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Слайд 4           У каждой мамы, у каждого ребёнка, человека есть покровительница, заступница. В разные времена, в разных странах люди, нуждавшиеся в Ее заступничестве, получали от Пречистой Владычицы уверение в том, что Она слышит их молитвы и прошения о помощи.  «Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!»   Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас. Слайд 5         Вот уже более 2000 лет воспевается образ Богородицы, ей посвящают свои творения художники   и   скульпторы,   поэты   и   композиторы.   На   нашем   уроке   мы   обращаемся   к великим произведениям западноевропейского и русского искусства.  С нтиаэ  (1483­1520) Рафа льээ — великий итальянский живописец, график и архитектор.  Рафаэль Санти создал не так много полотен за свою, увы, маленькую жизнь. Он ушел из жизни совсем молодым, но зато он оставил нам такие полотна, от которых до сих пор весь мир приходит в восторг. Рафаэль много успел написать Мадонн, но вот эта особенная. Для ее  написания  он  бросил   все   свои  заказы  и   поселился   в  церкви  святого   Сикста,  чтобы изобразить там образ Мадонны. И он это сделал, но сделал не традиционно как все фрески, на   деревянной   основе,   а   именно   на   холсте.   Сейчас   картина   находится   в   Дрезденской галерее. Рафаэль   изобразил   Марию   во   весь   рост   с   младенцем   Христом   на   руках.   Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении святой Варвары. Римский Папа Сикст  II (шестипалый), как бы указывает ей путь.      Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головками ангелов. Внизу,   у   самой   рамы,   два   маленьких   ангелочка   смотрят   на   чудесное   явление.   Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. Слайд 6 аэ иэ В ктор Мих йлович  —   русский   художник­живописец   и   архитектор,   мастер   исторической   и   фольклорной живописи.  Васнец в оэ (1862–1867) Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, но он  много работал  и над росписью различных храмов. Особое   место   в   его   творчестве   занимает   образ   Богородицы.   Отдельно   стоит остановиться   на   полотне   «Богоматерь   с   Младенцем».   Именно   эта   работа   Васнецова послужила эскизом для росписи плафона Владимирского собора. Практически   всю   площадь   картины   занимает   фигура   идущей   прямо   на   зрителя Богоматери,   несущей   на   руках   Младенца   Христа.   Завернутый   в   пелену   Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших   пред   ним.   Оригинально   выполнен   фон,   на   котором   изображены   фигуры. Нельзя   с   определенной   уверенностью   сказать   ступает   ли   Богоматерь   по   земле   или движется по небесам. Лица   Богоматери   и   Младенца   необычайно   живые.   Это   не   канонические   лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова мы видим обычных людей. Глядя, на полотно у нас возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру. Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. Слайд 7  ­ Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи.   ­ В чем мы видим сходство?  Ученики: На иконе и картине женщина изображена с младенцем, без короны. Богатой одежды. Мы  видим ангелов, облака под ногами. ­ Верно, каждая из них скромна и проста, но во всем мире ее называют Царицей Небесной.  Почему?  Ученики:  Потому, что она родила Иисуса сына божьего, царя небесного. Она служит примером  человеческого достоинства. ­  Как вы думаете, какое из произведений является картиной, а какое иконой.(Ответы  детей) ­ Что указывает нам на божественную сущность фрески Васнецова? (Ответы детей) Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым  свечением, олицетворяющим их божественную суть. Слайд 8  Леонардо да Винчи (1452­1519) ­   итальянский   художник,   скульптор,   архитектор,   учёный,   изобретатель,   писатель, музыкант.                   К теме материнства обращался и Леонардо да Винчи, человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый.  Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы,   придавая   им   таинственность.   Леонардо   пытался   найти   сочетания   красок,   при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался.        Но вот однажды, гуляя, Леонардо вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни. Слайд 9        Века пролетели, сменились названия государств,  а тема « мадонны» жива и будет жить всегда. И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Посмотрите   на   репродукции   художников.   Здесь   изображены   портреты   матерей   с младенцами.   Обратите   внимание   на   их   лица   и   руки.   Доброта,   заботливость,   нежность, умиление, восхищение и вечная тревога за своих детей – вот, что запечатлели художники в своих работах.       Посмотрите на картину Ю.Кугача «У колыбели».  Из века в век вечно единство матери и   ребёнка.   Великое   счастье   быть   вместе!  Каждого   из   вас   так   же   мама   укладывала   в колыбель, пела колыбельные песни. Как бережно и нежно, осторожно кладет в колыбель мама своего ребенка, боясь нарушить его безмятежный сон. Слайд 10  И как точно подходит колыбельная песня, написанная Ю.М.Лермонтовым. Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки­баю! Тихо смотрит месяц ясный В колыбель  твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою. Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки­баю!           Внимательно   рассмотрим   картину   Е.   Короленко   «Покой».  Картина   написана   в спокойных,   теплых тонах. Мать   уложила в национальную нанайскую колыбель своего малыша.   Он крепко спит, потому ­ что его сон охраняет его любимая мамочка. А мама присела у окна и может быть задумалась о том, кем вырастет её малыш? Каким будет его жизненный     путь?   Картина  наполнена   умиротворением,   теплом,   любовью   и   нежностью. Слайд 11     А вот   на картине «Тишина» Б. Неменского рука матери бережно охраняет сон малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите! Слайд 12        «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу – это мать», так писал известный писатель Н.Островский. И он прав. Женщина­ мать первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые  понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Слайд 13                Каждому человеку известно, что нет на земле ни у кого человека ближе и роднее матери, это ни для кого не секрет. Как говориться во всем известной поговорке: "Ближе матери   друга   нет".   Пословицы   и   поговорки   о   ней   были   созданы   предшествующими поколениями   для   того,   дабы   точно   выразить   мысль   о   любви   и   уважении   к   матери. Действительно,   знать   высказывания   о   таком   близком   и   родном   человеке   просто необходимо. К примеру, мы часто слышим и сами нередко используем такую украинскую поговорку, как: "Без матери и солнце не греет", ­ это действительно так, ведь мама ­ это все для каждого человека.        Все это опыт и мудрость наших предков, которые мы с гордостью используем и сейчас. Мать нужно ценить и уважать, как самое дорогое, что у нас есть, ведь это действительно так. Данная мысль находит подтверждение все в тех же народных пословицах и поговорках о матери: "Материнская молитва со дна моря вынимает", "Без отца ­ полсироты, а без матери и вся сирота". Святая материнская любовь способна преодолевать любые преграды, добиваться невозможного и творить настоящие чудеса.      Слайд 14        Мама ­ это тот человек, который любит и заботится о нас на протяжении всей своей жизни и знать о ней пословицы, поговорки ­ великая честь, ведь таким образом мы лучше можем выразить свою любовь и уважение к ней, и передавать их из поколения в поколение, как это делали наши предки. ­ А сейчас, ребята, задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своем воображении. Хорошо ли вы их помните?  ­ А теперь представьте, как мама вглядывается в ваши глаза. (Детские ответы) ­ Так какая ваша мама?  ­Моя мамочка самая…, написав каждый по одному слову. Слайд 15           Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или   болью,   счастьем   или   страданием.   В   своей   безграничной   любви   к   вам,   мать   порой забывает о том, что придет время, когда у нее не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости жизни, у нее останутся силы на то, чтобы любить тебя.             Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе. Но от каждой царапины навсегда остается ранка – помни об этом.  III. Постановка учебной задачи и практическая работа.         Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе. Слайд 16 ­ Нарисуйте себя вместе с мамой. Главное не внешнее сходство,  а   внутренняя красота. Главное  ­ попытайтесь передать свои  чувства и всю свою любовь к маме.   ­ Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей  мамы с её чертами лица. ­ Какая цветовая гамма больше подходит для  сюжета «Мать и дитя» ­ «теплая», «холодная»? IV. Самостоятельная работа учащихся.  ­   Работаем   в   карандаше,   затем   в   цвете,   лучше   использовать   теплый   колорит, проводим детальную проработку. (Звучат песни о маме тихим фоном) По ходу работы проводить анализ общих ошибок.  ( Во время работы звучат  песни о маме, просто нежная музыка.) V. Физкультминутка. VI. Итог урока. (выставка детских работ) ­ Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер? Какие разные и красивые работы получились! ­ Что сегодня нового для себя открыли на уроке?            Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в  священной книге – Библии. Слайд №17  «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои  на земле…». Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить,  помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.  ­ Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь.  VII. Домашнее задание: Предложить   учащимся   сделать   презентацию   по   фотографиям   близкого   человека   – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.  VIII. Рефлексия. Слайд №18 Методика “Незаконченного предложения”:  • • «За этот урок я понял, что…». «Мне понравилось…». • • • • «Я не напрасно провел этот урок, потому что...». «Главным для меня было...».   «Урок дал мне для жизни…». « Мне захотелось…». • На этом наш урок изобразительного искусства  закончен.  За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки. Свой урок, ребята, я хочу закончить такими словами:  Слайд №19  Спасибо вам, ребята,  за работу на уроке!

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".

Конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему: "Все народы воспевают материнство".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018