Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Поздравительные открытки к 8 Марта" (5 класс, ИЗО)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любимый праздник Международный женский день ассоциируется с весной, женщинами и цветами. Но если заглянуть в историю – этот праздник возник как день борьбы женщин за свои права. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на митинг работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. В России впервые отмечался в Петербурге в 1913г. В настоящее время в центре праздника не права женщин, а сами женщины. И главные действующие лица мужчины, которые с утра до ночи бегают с цветами, подарками и сюрпризами для своих любимых женщин.Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса, цель которого- познакомить с историей праздника и историей возникновения открыток к празднику 8 марта
Иконка файла материала Поздр. открытка к 8 Марта.doc
Тема: "Поздравительные открытки   к 8 Марта."  Цели урока:  ознакомление обучающихся с историей возникновения, видами, формами  поздравительной открытки как формы общения между людьми; формирование умения  работать по плану, развитие художественно­творческого воображения обучающихся,  аналитических способностей, совершенствовать навыки аппликации. воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитание  взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте Планируемые результаты:         ­личностные: формировать художественное и эстетическое развитие,  положительное личностное и эмоциональное отношения к окружающему миру, умение  оценивать свои возможности, свою работу.        ­предметные: дать представление о празднике «8 марта»,  научить  делать  открытки своими руками.        ­метапредметные: развивать основу мыслительной деятельности, умения  анализировать, делать выводы; склонности к инициативному самовыражению. Оборудование: Для учителя: мультимед. проектор, компьютер, образцы открыток, план работы на  каждую группу, лист взаимооценки, карточки новых знаний, ножницы, цветная бумага,  клей, маркеры, фломастеры, краски, кисти, ватманы,  Ход урока План:  I. Организационный момент.  II. Повторение пройденного.  III. Сообщение познавательных сведений.  IV. Практическая работа учащихся.  V. Закрепление пройденного.  VI. Завершение урока.  I. Организационный момент (1 мин.) – Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверями класса,  настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые  умения.  II. Сообщение темы, цели урока. (слайд 1­2) Ответьте, какого числа отмечают Международный женский день?  Впервые в России 8 марта впервые отметили в 1913 году.  А кого все поздравляют 8 марта? (мам, бабушек, сестер)  Вы любите своих мам, бабушек, сестер?  Расскажите мне о своих мамах: какие ваши мамы?  Ребята, а какой подарок считается самым лучшим? (сделанный своими руками)  Давайте сделаем подарок нашим любимым мамам!  1Тема нашего урока: Оформление поздравительной открытки к 8 марта.  Цель: чему мы сегодня будем учиться на уроке? (мы будем учиться рисовать  поздравительную открытку)  Открытка. Что мы знаем о ней?  Презентация открыток.  III. Мотивация, обращение к жизненному опыту (2 мин.) – Ребята, вы уже достаточно взрослые, учитесь в 5 классе и в своей жизни, вероятно,  каждый из вас не раз дарил открытки. А что вы знаете об открытках? – Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов.   (первоначально откр тое письм ыы  (слайд 4) Откр ткаыы открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется  филокартией. Когда появилась открытка?        С позиции истории – не так уж давно: каких­то 150­200 лет назад. Путь появления  открытки в каждой из стран был различным.  оы) — особый вид почтовой карточки для      (слайд 5)       Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794  году  ­  сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии  началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая  семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись:  «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» 1. Первая английская открытка. (слайд 6) Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они  являются родоначальниками открытки. Во Франции она  появилась во время франко­прусской войны. Солдаты  писали весточки родным на карточках, а на обороте  рисовали рисунки. Одна из самых популярных версий  2истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению,  открытка возникла во время франко­прусской войны. У участвовавших в боевых  действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того,  чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона  прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои  картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов  попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так  началась история создания открытки. А китайцы (слайд 7)  так и останутся при своём мнении: открытка их  изобретение. Открытки эволюционировали из визитных  карточек, культура которых была очень распространена в  Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел  поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою  визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же несмотря на то, что не понятно, где именно началась  история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда  менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции  появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в  то же время стало принято отправлять открытки и в Англии. Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки  произошло важное событие – австро­венгерское правительство приняло предложение  профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании  «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую  следовало посылать без конверта.  (слайд 8) Уже в 1871 году к инициативе Австро­Венгрии присоединись почтовые ведомства  Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому  списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыни,  Сербия и Чили.               (слайд 9)   В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились  первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге  разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было  отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных  марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри  города, а зеленые – для иногородних отправлений. Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда  министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного  3изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало  почтовому ведомству. Первыми иллюстрированными открытками в  России стали фотографические видовые открытки  с изображением достопримечательностей Москвы.  Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать:  "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895  года".  В России первые почтовые карточки­открытки  появились в начале 1870­х годов. Но первые открытки были простыми, без украшений,  почтовыми бланками. Иллюстрированные открытки стали издаваться только к концу  Х1Х века. (слайд10)             История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда  в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток такого назначения.  (слайд 11)       3. Российская поздравительная рождественская открытка (конец XIX века – начало ХХ века). После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь  началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким  праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая. (слайд 12)           4В 90­е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток,  которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и  вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.             Более того, сейчас наметилась новая страница этой истории.  С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению  – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто  дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные  вручную. (слайд 13­16) Более того, hand­made открытками интересуются не только частные лица, – они часто  становятся бизнес­подарками. Ведь вряд ли у кого­то поднимется рука выкинуть такие  открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом и  одновременно – рекламировать компанию, их подарившую.        На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику  открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного  сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета  открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить  проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.  Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!    , художественные, сувенирные и даже             Бывают открытки  поздравительные рекламные. Что же означает слово открытка? В Большой Советской энциклопедии  М.С.Забоченем дано известное определение филокартии (от греч. « люблю и фр.«carte» — карточка), оно определяет открытки как почтовые карточки,  или открытые письма которые  предназначены для посылки по почте в открытом  виде. φιλέω  —  »  Нand­made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани,  кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа. V. Самостоятельная работа обучающихся. Нарисовать, выполнить   открытку  в стиле hand­made , посвященную 8 Марта. VI. Обобщение (1 мин.) – В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, мы выполнили ее? VII. Домашнее задание (1 мин.) 5– Подумайте над вопросом: какой формы может быть открытка? В альбоме зарисуйте  несколько эскизов открыток разной формы. VIII. Рефлексия (1 мин.) – Вам было интересно? – Что нового вы узнали? – С какими трудностями встретились? – Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать  вам дарить другим только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем  же. Список литературы: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992 Перевертень Г.И. Самолеки из бумаги. М.: Просвещение, 1983 Программно­методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5­9 классы/сост.  В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998 Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках  рисования. – М., 1976 Журналы “Юный художник” Использованные Интернет­ресурсы: 1. http://gazetaravenclaw.narod.ru 2. http://www.genon.ru  / hand 3. handmade /images›открытки хенд-мейд к 8 марта 4. yandex.ru _ made 6