Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Сказочная Гжель" (5 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Сказочная Гжель" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
25.11.2018
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Сказочная Гжель" (5 класс)
Технологическая карта урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "Сказочная Гжель" - для учителя. Цель - формировать знания о декоративно-прикладном искусстве, в частности о промысле - Гжель, познакомить с основными мотивами гжельской росписи, учить выполнять эскизы, развивать речь, память, мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности; прививать интерес к предмету. Чтобы узнать тему урока - дети отгадывают кроссворд ( в центре которого отгадка - тема), материал из истории возникновения Гжели, познакомятся с особенностями росписи.
Гжель яяя.doc

Тема: «искусство Гжели»

Цели
деятельности
педагога

Расширить представление о народных промыслах, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи, формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить выполнять эскизы, развивать речь, память, мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности; прививать интерес к предмету

Тип урока

Освоение нового материала

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от Грече­ского «керамос», что значит глина.

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной гли­ны - майолика.

Фаянсовая посуда - из белой глины.

А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

 

Демонстрационный материал

Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», видеофильм «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ». Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»,Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ», образцы декоративно-прикладного ис-ва, русская народная музыка, учебная таблица, репродукции мастеров

Оборудование

Справочный материал, иллюстрации, шаблоны предметов быта, карточки, кисти краски.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге
с учителем успешность выполнения задания
учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты.анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.; познавательные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся

 

Организационная структура урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма
организации взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Сообщение темы урока

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– А чтоб узнать тему урок, мы разгадаем с Вами кроссворд. Найдите в кроссворде название промысла, о котором пойдет сегодня речь.

 

 

 

 

Г

Л

И

Н

А

 

 

 

 

 

Ж

Е

Л

Т

Ы

Й

 

 

 

Б

Е

Л

Ы

Й

 

 

 

 

П

О

Л

О

С

К

И

 

Г

У

А

Ш

Ь

 

 

 

 

 

Вопросы:

1.Из какого материала изготавливали Дымковскую и Филимоновскую игрушку? (глина).

2.Какой цвет напоминает солнце? (желтый).

3. В Дымковской игрушке каким цветом покрывают изделие? (белым).

4. особенности росписи Филимоновской игрушки (полоски).

5. Краски для рисования (гуашь).

 

- Так какая же тема нашего урока будет?

Тема: «Искусство Гжели».

 

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

Слушают учителя,

отвечают

на вопрос

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятель-
ности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Изучение нового мате-риала

Рассказ-со-общение о Гжельском промысле

ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промы­слов Московской области, центром которых была бывшая Гжель­ская волость.

   Перед вами самые разнообразные предметы, расписанные под гжель.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

    Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго - востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду.
   Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э.

   Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать».

Из каких материалов можно изготовить посуду?

     Глиняная посудакерамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас.

     Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

    Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

    Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая.

Рассказывают об истории Гжели, слушают одноклассников, анализируют информацию

Фронтальная

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно читать тексты с целью освоения
и использования инфор-мации, составлять сооб-щения.

Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Устные ответы

Познавательно-информа-ционная беседа

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получи­лась роспись!

 

Участвуют

в беседе, рассуждают, анализируют инфор-
мацию,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.

Коммуникативные:
научатся вступать в учебное сотрудничество,
слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока

Устные ответы

Словесно-иллюстра-тивный рас-сказ

видеофильма

    Видеофильм.

Синяя роза – главный цветок Гжели.

Иногда она изобра­жена крупно, широкими мазками. А иногда  напи­сана тоненькой кисточ­кой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Быва­ет и так: самой розы нет,есть только ее лепестки.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

 

- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

 

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

 

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

 

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

 

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

 

     Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­чаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольце­видным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кумчины -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кув­шины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др. Кроме посуды, мастера создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

Гжельская роспись делится на три вида.

1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики».

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: синие птицы, разные Русалки и т. п.

 

 

Участвуют

в беседе, смотрят презентациюрассуждают, анализируют инфор-
мацию,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательны: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию.

Коммуникативные:
научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

III. Творческая практическая
деятельность

Беседа «Что мы будем
делать».

Просмотр мультиме-дийной презентации

Задание.

 (На столе лежат иллюстрации разных промыслов).

fil001 В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами?

 

triffid_01

 

 

019    

 

 

0000015475-preview[1]

Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, тарелочки по мотивам гжельской росписи.

Критерии оценок:

1.     Оригинальность 

2.     Эстетичность.

3.     Выполнение гуашью.

Участвуют

в беседе, смотрят презентациюрассуждают, анализируют инфор-
мацию,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать, анализировать информацию.

Коммуникативные:
научатся формулировать ответы на вопросы, рассуждать, воспринимать
чужое мнение, аргументировать свой ответ

Устные ответы

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

 

Практическая работа

       Педагог наблюдает, советует, отвечает
на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

 - Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы
использования стилизованных цветов, растений.

- Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет…… Тогда получим оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи - РОЗА. Она царица узора.

 

При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень красивые рисунки.

Если вы хотите попробовать себя в более сложной технике используйте растяжку цвета.

Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза.

Индивидуальная

Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.

Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнитель-ными источниками информации

Рисование
эскизов моделей одежды

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы

Этап закрепления нового материала

Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»?

Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего?

 

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель)

      Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в  жизни.

-  Вы очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания.

 

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

Отвечают

на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о рисунке.

Коммуникативные:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы

Домашнее
задание

-Найти материал о Городецкой росписи по группам:

1 группа -  краткая информация о промысле;

2 группа - стихи о росписи и пословицы о труде;

3 группа -  о цветах и мотивах, используемых в Городецкой  росписи.

 

Записывают задание

Индивидуальная

Наблюдение

 


Тема: «искусство Гжели»

Тема: «искусство Гжели»

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Краски для рисования ( гуашь )

Краски для рисования ( гуашь )

Так основная деятельность местного населения и дала название региону

Так основная деятельность местного населения и дала название региону

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею

Краски для рисования ( гуашь )

Краски для рисования ( гуашь )

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­ чаются от других

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­ чаются от других

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»

Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, тарелочки по мотивам гжельской росписи

Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, тарелочки по мотивам гжельской росписи

IV. Итоги урока. Рефлексия

IV. Итоги урока. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.