Тема: «искусство Гжели»
Цели |
Расширить представление о народных промыслах, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи, формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить выполнять эскизы, развивать речь, память, мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности; прививать интерес к предмету |
Тип урока |
Освоение нового материала |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от Греческого «керамос», что значит глина. Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фаянсовая посуда - из белой глины. А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.
|
Демонстрационный материал |
Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», видеофильм «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ». Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»,Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ», образцы декоративно-прикладного ис-ва, русская народная музыка, учебная таблица, репродукции мастеров |
Оборудование |
Справочный материал, иллюстрации, шаблоны предметов быта, карточки, кисти краски. |
Планируемые |
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи. Метапредметные
УУД: регулятивные – научатся
принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность
|
Форма |
Универсальные |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
Сообщение темы урока |
Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Проверяет готовность обучающихся к уроку. – А чтоб узнать тему урок, мы разгадаем с Вами кроссворд. Найдите в кроссворде название промысла, о котором пойдет сегодня речь.
Вопросы: 1.Из какого материала изготавливали Дымковскую и Филимоновскую игрушку? (глина). 2.Какой цвет напоминает солнце? (желтый). 3. В Дымковской игрушке каким цветом покрывают изделие? (белым). 4. особенности росписи Филимоновской игрушки (полоски). 5. Краски для рисования (гуашь).
- Так какая же тема нашего урока будет? Тема: «Искусство Гжели».
Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, |
Слушают учителя, отвечают на вопрос |
Фронтальная |
Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Изучение нового мате-риала |
Рассказ-со-общение о Гжельском промысле |
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Перед вами самые разнообразные предметы, расписанные под гжель. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова.
Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность,
расположенная на юго - востоке Московской области, включающая несколько десятков
деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла:
жгли-обжигали глиняную посуду. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать». Из каких материалов можно изготовить посуду? Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая. |
Рассказывают об истории Гжели, слушают одноклассников, анализируют информацию |
Фронтальная |
Познавательные: научатся осуществлять поиск
необходимой информации из разных источников, осознанно читать тексты с целью
освоения Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательно-информа-ционная беседа |
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
|
Участвуют в беседе, рассуждают, анализируют инфор- |
Фронтальная |
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников. Коммуникативные: |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словесно-иллюстра-тивный рас-сказ видеофильма |
Видеофильм. Синяя роза – главный цветок Гжели. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет,есть только ее лепестки. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы.
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала, Наша русская Гжель.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кумчины -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др. Кроме посуды, мастера создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Фарфоровые
чайники, подсвечники, часы, Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Гжельская роспись делится на три вида. 1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: синие птицы, разные Русалки и т. п.
|
Участвуют в беседе, смотрят презентациюрассуждают, анализируют
инфор- |
Фронтальная |
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательны: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные: Личностные: имеют |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Творческая практическая |
Беседа «Что мы будем Просмотр мультиме-дийной презентации |
Задание. (На столе лежат иллюстрации разных промыслов). В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами?
Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, тарелочки по мотивам гжельской росписи. Критерии оценок: 1. Оригинальность 2. Эстетичность. 3. Выполнение гуашью. |
Участвуют в беседе, смотрят презентациюрассуждают, анализируют
инфор- |
Фронтальная |
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные: |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ФИЗМИНУТКА |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа |
Педагог наблюдает, советует, отвечает -
Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте,
придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на
основные принципы - Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет…… Тогда получим оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи - РОЗА. Она царица узора.
При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень красивые рисунки. Если вы хотите попробовать себя в более сложной технике используйте растяжку цвета. |
Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза. |
Индивидуальная |
Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания. Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнитель-ными источниками информации |
Рисование |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы |
Этап закрепления нового материала • Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»? • Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего?
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель) Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в жизни. - Вы очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания.
|
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о рисунке. Коммуникативные: |
Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее |
-Найти материал о Городецкой росписи по группам: 1 группа - краткая информация о промысле; 2 группа - стихи о росписи и пословицы о труде; 3 группа - о цветах и мотивах, используемых в Городецкой росписи.
|
Записывают задание |
Индивидуальная |
Наблюдение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.