Тема: «искусство Гжели»
| Цели  | Расширить представление о народных промыслах, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи, формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить выполнять эскизы, развивать речь, память, мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности; прививать интерес к предмету | 
| Тип урока | Освоение нового материала | 
| Методы и формы  | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная | 
| Основные понятия и термины | Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от Греческого «керамос», что значит глина. Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фаянсовая посуда - из белой глины. А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины. 
 | 
| Демонстрационный материал | Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», видеофильм «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ». Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»,Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ», образцы декоративно-прикладного ис-ва, русская народная музыка, учебная таблица, репродукции мастеров | 
| Оборудование | Справочный материал, иллюстрации, шаблоны предметов быта, карточки, кисти краски. | 
| Планируемые  | Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи. Метапредметные
  УУД: регулятивные – научатся
  принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге  Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся | 
Организационная структура урока
| Этапы | Обучающие
    | Деятельность учителя | Деятельность
    | Форма | Универсальные | Промежуточный контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| I. Организационный момент | Сообщение темы урока | Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? 
 Проверяет готовность обучающихся к уроку. – А чтоб узнать тему урок, мы разгадаем с Вами кроссворд. Найдите в кроссворде название промысла, о котором пойдет сегодня речь. 
 Вопросы: 1.Из какого материала изготавливали Дымковскую и Филимоновскую игрушку? (глина). 2.Какой цвет напоминает солнце? (желтый). 3. В Дымковской игрушке каким цветом покрывают изделие? (белым). 4. особенности росписи Филимоновской игрушки (полоски). 5. Краски для рисования (гуашь). 
 - Так какая же тема нашего урока будет? Тема: «Искусство Гжели». 
 Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: имеют  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| II. Изучение нового мате-риала | Рассказ-со-общение о Гжельском промысле | ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Перед вами самые разнообразные предметы, расписанные под гжель. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова.    
  Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность,
  расположенная на юго - востоке Московской области, включающая несколько десятков
  деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла:
  жгли-обжигали глиняную посуду.  Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушиваясь в слово «Гжель» - и ты услышишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать». Из каких материалов можно изготовить посуду? Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что означает глина. Красива глиняная посуда, сделанная из цветной глины - майолика. Фарфоровая посуда – из белой глины. А фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика, ее делают и сейчас. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. Оттенки черного постепенно переходят к светлым тонам и полутонам. Мазок дополняет тонкая решительная линия: прямая волнистая, спиралевидная, округлая. | Рассказывают об истории Гжели, слушают одноклассников, анализируют информацию | Фронтальная | Познавательные: научатся осуществлять поиск
  необходимой информации из разных источников, осознанно читать тексты с целью
  освоения  Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Познавательно-информа-ционная беседа | Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись! 
 | Участвуют в беседе, рассуждают, анализируют инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников. Коммуникативные:  | Устные ответы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Словесно-иллюстра-тивный рас-сказ видеофильма | Видеофильм. Синяя роза – главный цветок Гжели. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет,есть только ее лепестки. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л. Куликова. 
 - Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. 
 - Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж. 
 Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. 
 - Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. 
 Тёмно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала, Наша русская Гжель. 
 Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кумчины -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др. Кроме посуды, мастера создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Фарфоровые
  чайники, подсвечники, часы, Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Гжельская роспись делится на три вида. 1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: синие птицы, разные Русалки и т. п. 
 
 | Участвуют в беседе, смотрят презентациюрассуждают, анализируют
  инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательны: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные:  Личностные: имеют  | Устные ответы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| III. Творческая практическая  | Беседа «Что мы будем  Просмотр мультиме-дийной презентации | Задание. (На столе лежат иллюстрации разных промыслов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сегодня вы распишите свои чашечки, блюдца, тарелочки по мотивам гжельской росписи. Критерии оценок: 1. Оригинальность 2. Эстетичность. 3. Выполнение гуашью. | Участвуют в беседе, смотрят презентациюрассуждают, анализируют
  инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные:  | Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 | ФИЗМИНУТКА | 
 | 
 | 
 | 
 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Практическая работа |        Педагог наблюдает, советует, отвечает   -
  Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте,
  придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на
  основные принципы - Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет…… Тогда получим оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи - РОЗА. Она царица узора. 
 При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень красивые рисунки. Если вы хотите попробовать себя в более сложной технике используйте растяжку цвета. | Дети начинают работать над росписью своих моделей сервиза. | Индивидуальная | Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания. Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнитель-ными источниками информации | Рисование  | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | Этап закрепления нового материала • Из какого художественного материала изготавливается гжельская посуда и что обозначает слово «керамика»? • Каким приемом пользуется мастер расписывая изделие для того что бы получить оттенки от светло-голубого до темно-синего? 
 Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель) Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в жизни. - Вы очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания. 
 | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о рисунке. Коммуникативные:  | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Домашнее  | -Найти материал о Городецкой росписи по группам: 1 группа - краткая информация о промысле; 2 группа - стихи о росписи и пословицы о труде; 3 группа - о цветах и мотивах, используемых в Городецкой росписи. 
 | Записывают задание | Индивидуальная | Наблюдение | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.