Конспект урока по изобразительному искусству "Образ сказочного героя" (4 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
4 кл
16.03.2018
Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Образ сказочного героя" (4 класс)
Образ сказочного героя.docx
ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ.
Вид занятий: изображение в объеме сказочных героев (лепка).
Цели и задачи: знакомство со скульптурой, с работой скульптора (работа в
пластилине, глине > гипсовая модель > работа в материале: камень, металл,
цемент и т. п.); формирование умения работать с пластилином, умения уловить и
передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме, найти
координационные точки (опорные, ключевые) фигуры; усвоение примерного
соотношения масс частей тела; развитие образного видения, умения смотреть на
скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали; воспитание
эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства;
развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.
О б о р у д о в а н и е у р о к а : для учащихся – стеки, пластилин, дощечки
подставки для фигуры, клеенка, газеты, тряпки, проволока для каркаса,
сувениры; для учителя – то же.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Мастер Изображения работает не только на плоскости. Художественное
изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.
Расспросив детей об известных им скульптурных изображениях, надо
рассказать о памятниках, воспевающих такие качества человека, как мужество,
мудрость, любовь к людям.
С п р а в к а . Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного
материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения,
вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина и пластилин.
Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо»,
означающего «вырезать», «высекать». Скульптура реально объемна, существует в реальном
пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозримую со всех сторон скульптуру
называют круглой.
Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осуществляется
уплощенной скульптурой – рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два
основных в и д а рельефа: в ы с о к и й (горельеф) и н и з к и й (барельеф).
Горельеф – изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объема, что
позволяет передать глубину пространства.
Барельеф – изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что
создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративноприкладном искусстве. В барельефе значительную роль играет
линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и
графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).
Содержание скульптуры многообразно. Ее ж а н р ы: портрет, бытовой, монументальный,
историкореволюционный, анималистический, мелкая пластика.
П о н а з н а ч е н и ю бывает:
– монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на
постаментах; особый ее жанр – мемориальная скульптура (надгробия и пр.);
– декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украшает
архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);
– станковая скульптура (скульптура малых форм – один из ее видов).
С помощью плакатов и набросков на классной доске учитель объясняет
последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во
время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее
понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное
соотношение ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать
репродукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека,
Жилинский и другие).
Р а с с к а з .
О работе скульптора, технологии его работы над скульптурой (замысел
> этюд в пластилине, глине > гипсовая модель > работа в материале: камень,
металл, цемент, дерево). Если скульптура большая, скульптор пользуется
каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре
выполняет как бы роль скелета, опорных точек.
– Какие скульптурные памятники нашего города вы знаете? Где они
установлены? (Ответы детей и обобщение учителя.)
III. Работа над заданием.
Предложим детям изобразить в объеме конкретные мужские и женские
сказочные образы – выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко
выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, БабаЯга, Богатырь,
Кощей Бессмертный и т. д. На дополнительном уроке дети лепят контрастные
образы тем, что лепили на прошлом уроке.
Работа выполняется и н д и в и д у а л ь н о.
Можно выполнить работу с использованием заготовки фигуры, которую
учитель и ученики выполняют последовательно вместе.
Стадии лепки:
1) На дощечкеподставке сделать невысокий плинт (подставочку под будущую
фигуру). 2) Взять несколько кусочков пластилина (лучше не жирного, который держит
форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до
однородного серого.
3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это голова. Вылепить ее
яйцеобразную форму.
4) Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соединить с головой
(снизу).
5) Остаток пластилина разделить на две части: туловище и конечности.
Туловище слегка примять в талии, обработать места соединения водой,
соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах
– мужчины, поэтому придаем фигуре силуэт согласно замыслу. Сгладить
плечевой пояс.
6) Остаток разделить на две части (одна побольше): меньшая часть – руки,
большая – ноги.
7) Больший кусок снова разделить на две части, вытянуть две ноги, помня о
соотношениях тела человека, сформировать колени, скруглить ступни (согнув их
вперед), прикрепив к туловищу (снизу, а не сбоку).
8) Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформировать руки,
прикрепить к туловищу (сбоку), сделать ладони, сплющив пластилин, стекой
отделить большой палец, скруглить ладони, прикрепить.
9) Дополнить образ необходимыми деталями одежды, внешности.
10) Установить с помощью палочек, спичек, другого каркаса на плинт. Общая
высота модели 10–12 см.
11) Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть вперед ее руки, чуть
изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую выдвинуть вперед;
соответственно движению рук расставить ноги и наклонить туловище вперед,
стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой.
IV. Итоги урока.
Экспресспросмотр. Анализ общих ошибок. Показ удачных работ.
Оценки выставить сразу, так как работы, уносимые детьми домой, могут
повредиться. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.
Конспект урока по изобразительному искусству "Образ сказочного героя" (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Образ сказочного героя" (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Образ сказочного героя" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.