Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"
Оценка 5

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
17.02.2018
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"
Презентация к конспекту урока по изо "Русская прялка"
5 класс.doc
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Русская прялка» Цель: разработка и выполнение эскиза части прялки с использованием знаний  о декоративной росписи и солярных знаках. Задачи: 1. Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно­ тематической композиции в ее украшении. 2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и наследию  предков. 3. Развивать творческую активность, умение рассуждать, наблюдать,  сравнивать, а также применять полученные знания об орнаменте в украшении  модели прялки. Тип урока: постановка и решение учебной задачи. Методы и формы обучения: обьяснительно – иллюстративный,  индивидуальная,  фронтальная, групповая. Основные понятия и термины:  прялка, куделька, лопаска, ножка, донце,  солярные знаки. Демонстрационный материал:  учебник,  мультимедийная презентация  «Русская прялка» выполненная учителем,   Раздаточный материал для учащихся:  инструкционные карты:  «солярные  знаки», шаблоны частей прялки.  Материал для учащихся:    пастель  Планируемые образовательные результаты: Предметные УУД: расширят представление о предметах народного быта,  элементах строения прялки; научатся выполнять  декоративное оформление  изделия. Метопредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять  учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения  задания; познавательные   ­  научатся рассматривать иллюстрации с целью освоения и    использования информации, наблюдать, анализировать информацию, делать  выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на  вопросы, слушать одноклассников, учителя; аргументировать свой ответ. Личностные УУД ­ повысят  мотивацию к учебной и творческой  деятельности.                                                                                                                                                                            Ход урока  _Мы продолжаем разговор по теме:  Слайд 1«Конструкция и декор предметов народного быта»   На   предыдущих   уроках   вы   познакомились   с   внешним   и   внутренним убранством   русской   избы.   Вспомните,   какие   предметы   наполняли крестьянский дом? Ответы детей: (Ковши,   ложки,     чашки,   короба,   лукошки,   сундуки,   кружки,   вальки, лавки, и многое другое). Правильно, все эти предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Изготовлялись они из дерева и   украшались росписью. Наши   предки   верил,   что   в   нарядной   посуде   еда   становится   вкуснее,   а   в люльке расписанной узорами и солярными знаками  крепче спит младенец.  Сегодня   вы   познакомитесь   с   ещё   одним   не   менее   важным   предметом крестьянского дома.  Многие поэты воспевали этот предмет труда, как олицетворение русской  крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, любовь к труду.  Попробуйте угадать о каком предмете пойдёт  речь. Слайд 2         В низенькой светелке                         Огонек горит,                           Молодая пряха у окна сидит.  ­ Правильно сегодня речь пойдёт о прялке.    ­Без неё невозможно представить быт русского человека. Прялка была и  орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем  использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным,  малопроизводительным. Поэтому, чтобы приготовить себе приданое, девочек  начинали обучать этому ремеслу с 6­8 лет.      Слайд 3.        В избушке, распевая, дева                          Прядет, и зимних друг ночей,                          Трещит лучин перед ней,­ Писал А. С. Пушкин. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене.  Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая  фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Давайте дадим определение слову прялка.  ­Что это за предмет?  ответы детей    ­Для чего нужна прялка? ответы детей:   Сформулируйте определение слову прялка     ­чтобы прясть пряжу.  :   ­ это орудие труда . Слайд 4 Прялка – орудие труда предназначенное для ручного прядения . Всё ли мы знаем о прялке? Нет, мы не знаем из каких частей она состояла, и из какого материала её  изготавливали.  Слайд 5 Русская прялка  состояла из вертикального стояка (ножки) с лопаской, к  которой привязывалась кудель (пряжа)  для прядения, и донца –  горизонтального сиденья для пряхи. Слайд 6 По способу изготовления прялки делились на составные и цельные. Составные – состояли из 2 частей:  донца с отверстием, в которое вставлялась ножка с  лопаской. Цельные ­  изготовлялись из корня и ствола дерева, (обычно использовали   берёзу или ель ) и представляли собой целостную конструкцию.  Верхнюю часть прялки (лопаску) украшали резьбой, и росписью используя  при этом солярные знаки : солнца и земли.   Слайд 7 ­ Вы уже знакомы с солярными  знаками.  Скажите, что они обозначали? Ответы детей:  Счастье, радость, богатство.    ­ Для чего применялись солярные знаки и чем служили в росписи ? Ответы детей:   они применялись в росписи не только как украшение, но и служили  оберегом.     Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства:  чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Сейчас  многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. ­ Давайте ещё раз рассмотрим модели прялок. Чем украшена эта прялка? (1)  Ответ: Резьбой. Да, верхняя  и нижняя части прялки расписаны солярными знаками.  Обратите внимание на мотив солнца в центре.  Он обозначает «белый свет», Сама кудель (комок шерсти) прикреплялась именно к тому месту прялки, где находилось  «большое   солнце».   Считалось,   что   этот   символ   зарядит   своей энергией, и силой одежду, которая  будет изготовлена из этой пряжи.   ­ Чем ещё украшали прялки? Ответы детей: росписью    Слайд 8 На этом слайде вы видите модели прялок выполненные росписью. ­ Скажите, что нового вы узнали на уроке о прялке?  Ответ детей: мы узнали о том,  какую роль она играла в быту  наших  предков, как её украшали и из какого материала изготавливали. Это было орудие для прядения Её украшали декоративной росписью, и резьбой,  использовали солярные  знаки, Слайд 9 ­ Какую задачу вам предстоит решить на уроке?  Ответ детей: выполнить роспись прялки  ­ прочтите задание для практической работы .   У каждого из  вас на столе лежит  бумажный макет части прялки  Определите, какую часть прялки вам нужно расписать. :  я буду расписывать лопаску и ножку.    я распишу донце. Настя   Рома:   Полина   Алёна :    ­ Вы хорошо запомнили части прялки и определили их верно.    : У меня – лопаска и ножка.   Я буду расписывать донце. Постановка художественной задачи В разработке эскиза пользуйтесь инструкционной картой с изображением  солярных знаков. А вот декоративную роспись частей прялки вам нужно продумать  самостоятельно. Русские мастера трудились над своей прялкой  без предварительной  прорисовки элементов  росписи, поэтому ещё одной задачей вашей работы  будет выполнение росписи пастелью без прорисовки карандашом. Практическое выполнение задания.    ( 25 мин)  Здоровьесберегающие технологии:  релаксирующая музыка  Индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения. Рефлексия (обсуждение выставки работ)     Сегодня вы еще раз прикоснулись к наследию наших предков,  познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни  русского человека, – прялкой.  Понравилось ли вам быть в роли мастера?  А сейчас из расписанных вами  частей соберите прялки и «разместите в нашем виртуальном музее  « Русской  прялки». Давайте ещё раз посмотрим на ваши работы. Вот какие интересные  модели прялок у вас получились. Сегодня вы как настоящие мастера своего  дела проявили терпение и мастерство при выполнении росписи и выполнили  работу качественно на отлично.  Домашнее задание :  подобрать пословицы и поговорки о пряхе и прядении.  На этом урок окончен.

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема: "Русская прялка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018
Посмотрите также: