Конспект урока по литературе по Астафьеву "Васюткино озеро" (5 класс, литература)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро» Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Образовательные задачи. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа. Совершенствовать технику чтения. Развивающие задачи. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты). Воспитательные задачи. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека. Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха. Предварительная работа: чтение рассказа, подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe. Тип урока изложение нового материала Оборудование: портрет В.П. Астафьева, издания его произведений. Планируемые образовательные результаты Предметные - умение понимать тему, идею литературного произведения; - уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы; Метапредметные - смысловое чтение; - умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение; - умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия; Личностные - развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося; - обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.
Иконка файла материала урок по литературе в 5 классе по Астафьеву.doc
Урок литературы в 5 классе (ФГОС).   Базовый учебник В.Я.Коровиной Литература 5 класс.  М.: «Просвещение», 2010г. Тема: «В.П.Астафьев.  Васюткино озеро» Цель:  познакомить   учащихся   с   творчеством   В.П.   Астафьева,   пробудить   интерес   к личности   писателя,   к   его   произведению;   формировать   умение   читать,   комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Образовательные задачи. 1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.  2. Совершенствовать технику чтения. Развивающие задачи. 1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края. 2. Расширять   словарный   запас   с   помощью   речевых   средств   выразительности (сравнение, эпитеты). Воспитательные задачи.  1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку. 2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека. Оборудование:  портрет   писателя,   издания   его   произведений; кедровой шишки, кедрового ореха. Предварительная работа: чтение рассказа,  подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe. Тип урока  Оборудование: портрет В.П. Астафьева, издания его произведений изложение нового материала  иллюстрация   кедра, Планируемые образовательные результаты Предметные ­ умение понимать тему, идею литературного произведения; ­ уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы; Метапредметные ­ смысловое чтение; ­ умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение; ­ умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои  действия; Личностные ­ развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося; ­ обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе  речевого общения.Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и  выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный  ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в  коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу. Организационная структура  урока.   I. II. Вхождение в тему урока. Активизация познавательной деятельности учащихся. ­ Ребята,  какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1) ­ Кто его автор? ­ Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога? III. Основная часть. 1. Сообщение цели урока. ­   Сегодня   на   уроке   мы   узнаем   о   детстве   писателя,   подробнее   познакомимся   с   его произведением   «Васюткино   озеро»,   определим   главную   мысль     произведения,   уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ. 2.  Сообщение   учащегося   о   детстве   В.П.   Астафьева  (реализация   индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru              В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень   любил   и   страдал   без   неё.   Заботилась   о   сироте   бабушка   Екатерина   Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что  по­ сибирски значит  «врунишка». Позднее  довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем. 3. Слово учителя.          В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем   поездов,   слесарем,   подсобным   рабочим).   Позднее   он   становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии. ­ Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней  послушаем.Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»       Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике  (с. 117).       Запишем на доске и в тетрадях слово биография.       — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка  оно заимствовано?       — Как вы понимаете значение слова биография?       — Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?       Автобиография — описание своей жизни.       — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?       Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о  своей жизни.       Сделаем в тетради еще одну запись:       Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы  автобиографии. Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой  оказался он сам?       Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя  чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным. 4. Сообщение учащегося. Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было   напечатано   в   журнале   под   заголовком   «Жив».   Много   лет   спустя   В.П.   Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей. ­ Ребята, понравился вам рассказ?  ­ Что интересного вы в нем узнали?  ­ В рассказе вам встретились  малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение. 5. Словарная работа. (СЛАЙД 4) Фортуна  – судьба, случай, счастье («Нет фарту», ­ говорит один из героев. Значит не везет.) Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы. Бурелом – деревья, поваленные бурей. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Затесь– зарубки на стволах деревьев. Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.Паромы – сети. Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов. Тягун – подводное течение. Физкультминутка. 6. Анализ произведения. ­ назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда) ­ почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте) ­ как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте) ­ чем занимался Васютка? ­ зачем Васютка отправился в тайгу? ­ что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать») ­ какой главный таежный закон? (идешь в тайгу ­ бери еду и спички) ­ как Васютка шел по тайге? ­ за чем он следил? ­ какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря) ­ в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте) ­ с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь») ­ что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников? ­   что   значит   Васютка   «взял   себя   в   руки»?     (развел   огонь;   собрал   сухие   ветки   и   мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали) ­ какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался  через сухой валежник; чувствовал постоянный страх) ­ в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею) ­ к чему вышел мальчик? (к озеру) ­ чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)  ­ какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей) ­ что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья) ­ что помогло Васютке выжить одному  в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали   застреленных  птиц, готовили   еду  на костре;умение  собраться  с  мыслями   и пуститься   в   дорогу   –   после   дождя   просушил   одежду,   прохудившиеся   сапоги;умение ориентироваться в лесу) ­ как Васютка спасся? (найти ответ в тексте) IV. Заключительная часть. 1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)  Неподвижно­тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)  Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга) Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)  Молочный, клейкий, неподвижный (туман)  Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)  Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река) 2. Итог урока. ­   чему   научило   вас   произведение   В.П.   Астафьева?     (желание   изучать   и   беречь   живую природу своего края) ­ в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки) ­ почему автор так назвал свое произведение? 3. Оценивание ответов учащихся с комментированием. 4. Домашнее задание ­ Подготовить ответы на 1—7­й вопросы (с. 146—147 учебника). ­ 12­е задание (с. 147) выполнить письменно.  Индивидуальное задание.  Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Посмотрите также