Урок литературы в 6 классе по произведению
А.П.Платонова «Неизвестный цветок »
Ход урока
1. Организационный момент
Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что
такое душа?
Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.
Что значит “разговор по душам”?
2. Проблемный вопрос к уроку.
Вдохновило меня на этот разговор по душам произведение известного
русского писателя 20 века Андрея Платоновича Платонова.
Что особенного заметили в имени?
Что такое псевдоним?
Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб,
выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел,
пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный
русский писатель.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря –
железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему
сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста,
чтобы прокормить братьев и сестёр.
За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература
становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова
интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям
досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он,
старший, по матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться
на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила
слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал
Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы,
сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя.
Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?
Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чемто
добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая,
беззаботная.
Каким вы представили цветок?
Выскажите свои предположения. Посмотрите рисунки к этому
произведению, которые вы заранее нарисовали.
В каком году было написано это произведение?
Посмотрите на годы жизни писателя.
Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.
1 Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом
посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое
произведение было высоко оценено.
К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова
“Неизвестный цветок”.
Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?
Как художник изобразил необыкновенность цветка?
Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление
пионеров удобрить землю на пустыре?
Этот цветок не похож на другие. Он не такой яркий, не такой красивый.
Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков.Он из сказки
А.Платонова “Неизвестный цветок”. Значит, он сказочный. О неизвестном
цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.
Сказкаэто целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает
внимание на важные, “вечные” истины. В конце работы мы дадим ответ на
вопрос: Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам
писатель А. Платонов?
Прочитайте самостоятельно название сказки и подумайте, о чём может быть
произведение с таким названием?
Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?
Что такое сказка?
Какими чертами обладает любая сказка?.
О чем может идти речь в этой сказке?
Как вы думаете, может это произведение быть былью?
Что такое быль?
О чем может идти речь в этой были?
Как автор определил жанр своего произведения?
Почему автор объединил несовместимые жанры?
Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.
3. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
«Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это
произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы
поработаем над выразительным чтением.
Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять
настроение и чувства автора и героев сказки. В сказкебыли есть места, в
которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно
надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость.
Это надо учесть во время чтения.
коллективное чтение
Прерванное чтение.
На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того
пустыря… остановить чтение.
Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?
2 А хотите узнать авторский вариант?
Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло в сказке дальше.
4. Первичное восприятие
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства
испытали?
Физкультурная минутка.
Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок.
Приютилось семечко в ямке (присели).
Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают).
Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он
поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и
осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда
первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость?
Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые!
Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится
к вам с радостью. Окружающий нас мир это волшебное зеркало. Садитесь.
5. Беседа по содержанию сказкибыли.
О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос
между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на
пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
Что рассказано об этих героях?(Цветок много трудился, преодолел массу
препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать
похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров
на пустырь, и они удобрили землю.)
Почему у этого произведения подзаголовок «сказкабыль»?(Повествование
о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая
трудности, написана как сказка.Цветок воспринимается нами как живое
существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)
5. Осмысление и анализ прочитанного содержания (выборочное чтение)
1) «Какой была жизнь цветка на пустыре?»
2) Найдите в тексте слова помогающие определить отношение рассказчика к
цветку.
3) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
4) «Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?»
( Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы
отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.
Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный
аромат.)
Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем?
5) Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному
цветку?
6) Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
3 7) Почему автор сравнивает цветок с героем?
8) Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми
условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
9) Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
10) Как изменилась жизнь на пустыре через год?
11) Что почувствовала девочка увидев преобразовавшийся пустырь?
12) Найдите в тексте слово, которым автор называет запах распустившегося
цветка.
13) Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
14) Представьте, что вы вместе с Дашей пытаетесь убедить друзей прийти на
пустырь. С помощью каких слов вы бы сумели достучаться до сердца
каждого?
6. Творческое задание
Возьмите лепесток. Составьте синквейн о Даше или о цветке.
Подводя итог нашему разговору по душам, скажите, как откликнулась ваша
душа на это произведение.
Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению,
стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить
свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному
растению.
Я поняла, что любое живое существо, будь то человек или растение, должны
бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое
предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.
Кому удалось сегодня совершить для себя открытие? Поделитесь своим
открытием с друзьями.
Каждый совершил маленькое чудо открыл для себя «цветок мечты». Многие
желают найти его, а встречается он не всем. Показывается тот цветок лишь
тому – у кого доброе и понимающее сердце, лишь тому кто готов прийти на
помощь в трудную минуту, лишь тому – кто излучает тепло, улыбку и
радость.
Ну вот подошел к концу наш урок.
7. Итог урока
Волновалась ли у вас сегодня душа?
Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека.
Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного,
для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость,
счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П.
Платоновым.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода.
2.Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас,
чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?
4
Конспект урока по литературе по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок" 6 к.
Конспект урока по литературе по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок" 6 к.
Конспект урока по литературе по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок" 6 к.
Конспект урока по литературе по произведению А. Платонова "Неизвестный цветок" 6 к.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.