Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться пони¬мания содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: иллюстрации к отдельным строкам стихотворения.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
Урок 21. А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый...»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к
поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания; развивать
умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки
выразительного, правильного и беглого чтения; воспитывать любовь к
русской поэзии.
Оборудование: иллюстрации к отдельным строкам стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Прочитайте «птичьим базаром»:
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь
богатырей, Семь румяных усачей.
Откуда эти строки?
Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
III. Постановка цели урока. Актуализация знаний
1.Предварительная беседа.
Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?
Какие вы прочитали самостоятельно?
2.Чтение статьи на с. 84 учебника.
Всего сказок у А.С.Пушкина пять:
«Сказка о рыбаке
и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал
тане»,
Еще сказкой считают
и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
«Сказка о золотом петушке».
Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со
свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха
Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом
конце.)
Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а
вступление к ней в 1824.
IV. Изучение нового материала
Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислу
делайте легкие пометки карандашом в тексте,
шивайтесь,
если встретятся непонятные слова.
1. Чтение стихотворения учителем (две последних строки
не читать).
Почему я не прочитала вам последние две строчки?
(Это
уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)
2.Словарная работа.
Что такое Лукоморье? Кто знает? Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук
сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается
залив (учитель рисует на доске).
Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» старые, вышедшие из
употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая,
песня, берег, чередой по очереди.) Неведомые дорожки те, которые
никто не знает, не ведает.
Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не
горы. Что же это? {Пространство без деревьев долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре на заре.
Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет берет в плен.
Тужит грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет сохнет.
3.Техника чтения.
Какие слова кажутся вам трудными для чтения?
Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с
разбивкой на слоги:
у Лукоморья неведомых
невиданных
прихлынут
прекрасных
избушка
тридцать
мимоходом
4.Выразительное чтение детьми.
V.Физкультминутка
VI.
Закрепление изученного материала. Проверка
усвоения текста
Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки,
которые к ним подходят.
Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие
строки.
VII. Итог урока
Произведение какого писателя читали?
Прочитайте отрывки из сказок на странице 85, вспомните названия сказок.
Найдите героев к ним.
Домашнее задание
Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька
их морской...», или начиная со следующей строки и до конца.)