Цели урока : ознакомить детей с творчеством Б.В. Заходера ; развивать и совершенствовать навык выразительного чтения , умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу ; прививать интерес к чтению детской литературы ; воспитывать уважение к чужому мнению .
Оборудование: скороговорка на доске.
И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ
Урок 83. Б.В. Заходер. «Что красивей всего?», «Товарищам детям»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством Б.В. Заходера; развивать и
совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на
вопросы по прочитанному материалу; прививать интерес к чтению детской
литературы; воспитывать уважение к чужому мнению.
Оборудование: скороговорка на доске.
Ход урока
I. Организационный момент П.
Проверка домашнего задания
III.Постановка цели урока. Актуализация знаний
Сегодня мы приступаем к изучению раздела нашего учебника, который
называется «И в шутку, и всерьез». В конце урока вы определите, что
было шуткой в произведниях, а что было серьезным.
Знакомо ли вам имя Бориса Заходера?
Я напомню вам, что он написал:
Если я чешу в затылке Не беда!
В голове моей опилки, Да! Да! Да!
Но хотя в ней и опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки,
Пыхтелки, И даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо иногда!
Да! Хорошо живет на свете. Дети хором: ВинниПух... (и так
далее).
Совершенно верно. Настоящего ВинниПуха придумал Алан Александр
Милн, английский писатель. А порусски его научил говорить Борис
Заходер, который перевел эту книжку.
С ВинниПухом мы встретимся через урок, а сегодня прочитаем еще не
известные вам стихотворения.
IV. Изучение нового материала
1. Отработка дикции, техники чтения.
Подогрела чайка чайник Пригласила девять чаек.
Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай.
(Г. Сапгир)
2. Чтение учителем стихотворения Б. Заходера «Что красивей всего?»
3. Беседа по прочитанному.
Скажите, какой вопрос волнует Б. Заходера в этом стихо
творении?
Почему вдруг он решил найти на него ответ? (Его спросил ребенок.)
Простой ли это вопрос? Смог ли сам Б.Заходер на него ответить? .л
К кому он обратился за помощью?
Почему названия животных, трав написаны с заглавной* буквы? (В знак уважения. Сравните, Вы в официальных
письмах или поздравлениях.)
Что считали самым красивым животные и травы, к которым обращался
поэт?
Кто мог славить поля?
А кто мог сказать, что самое красивое на свете, это полярные льды?
Как вы думаете, кто мог самым красивым считать горы? Степи?
Мерцанье звезды?
А как вы ответили бы на этот вопрос? (Ответы детей.)
К какому же выводу мы можем прийти, как ответить на очень трудный
вопрос ребенка? (Каждый считает самым красивым то, что нравится
ему. Есть поговорка: «На вкус и цвет товарища нет».)
Какие еще трудные вопросы вы могли бы задать автору или любому
взрослому человеку?
Как вы считаете, чтобы на них ответить, надо долго
I
учиться?
Какие знаки препинания преобладают в тексте этого стихотворения?
Почему?
Как отвечали автору животные и травы? Прочитайте глаголы. (Крикнул,
процедил, ответил.)
Как эти слова характеризуют обитателей планеты? Какие у них
характеры?
Прочитайте вслух выразительно.
4. Выразительное чтение детьми.
V.Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
1.Чтение стихотворения «Товарищам детям» про себя учениками.
2.Работа после чтения.
Какие вопросы вы можете задать к тексту стихотворе
ния? (Что держат от детей в секрете? Чего не хочет
скрывать Б. Заходер? Чего хочет автор от детей? Чего
не надо бояться, когда читаешь? Почему Б. Заходеру нравится, когда
смеются дети?)
Ответьте на эти вопросы.
Вы молодцы, смогли разглядеть в тексте все вопросы и смогли на них
ответить.
Откройте страницу 127. Рассмотрите рисунки. Придумайте веселый рассказ.
VII. Итог урока
Какая же главная мысль содержится в стихотворении Б.Заходера «Что
красивее всего?»
Нужно ли искать правильный ответ?
Что сегодня было «в шутку», а что «всерьез»?Домашнее задание
1. Нарисовать то, что красивее всего.
Подготовиться к выразительному чтению по ролям стихотворения «Что красивей
всего?»