Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
16.02.2018
Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)
Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «О братьях наших меньших» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому. Тип урока: усвоения новых знаний. Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностях учащихся.Сильные учащиеся могли почувствовать себя в роли учителя (сообщения), а более слабым детям дана возможность поработать над текстом, выборочным чтениям, над иллюстрацией. Тема данного урока имеет реалистичный характер, несет большую смысловую поучительную нагрузку, т.е. дает возможность для реализации воспитательных задач урока. На уроке использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность осуществлялась через разные методы (рассказ, беседа, рассказ от лица учащихся), а также наглядные методы ( обращение к доске). Имел место метод самостоятельной работы ( работа со словарем, самостоятельное чтение, работа в парах, выборочное чтение). На уроке осуществлялась тесная межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о лебедях позволило наиболее полно и ярко представить действующего героя. Использование логических методов направлено на развитие умения обобщать, сравнивать, анализировать события и давать оценку поступкам героев. Стимулирование и мотивация осуществлялась через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний. Выбор данных методов был определен в соответствии с поставленными задачами урока. Считаю, что урок достиг поставленных целей.
урок лит.чт. приемыш.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение жирновская средняя общеобразовательная школа Конспект  открытого урока  по литературному чтению 4 класс Д. Н. Мамин­Сибиряк « Приемыш» (Школа России) составила: учитель начальных классов Фисенко М.В. 1                               2018 уч.год ЦЕЛЬ: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина –  Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя. Задачи: ­ продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя; ­ развивать умение работать с текстом по вопросам, выборочно; ­ давать характеристику  героям , их поступкам; ­ находить главную мысль произведения; ­ воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Планируемые результаты Предметные:    рассказывать о герое произведения и о событии; объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; составлять план рассказа о герое и о событии. анализировать художественный текст на основе опорных слов; делать выборочный пересказ текста с элементами анализа на заданную тему. Метапредметные: Личностные:      осознавать нравственный смысл рассказа Д.Н.Мамина­Сибиряка «Приёмыш»; понимать, как Тарас относился к своему приёмышу, как тосковал по нему; понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе. Метапредметные связи: окружающий мир, темы «Этажи леса», «Животные и растения» Оборудование: листки – помощники, грамзапись музыки К.Сен­Санса "Лебедь", компьютер, выставка книг Д Н  Мамина­Сибиряка, презентация. 2 ХОД УРОКА I. 1. Организационный момент  Итак, друзья, внимание­  Ведь прозвенел звонок.  Садитесь поудобнее­  Начнем скорей урок! Урок литературного чтения  Словно приключение. С книгою в космосе ты побываешь,  И в сказку поверишь, И много узнаешь О жизни животных, О пользе растений. Книга с нами всегда. 2. Пятиминутка чтения 1) Работа над скороговоркой ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.  (!,?, .выделяя голосом каждое слово) 2) Самостоятельное чтение (текст «Лебеди» ) ­ жжужащее, хоровое чтение Гордые и величественные птицы, верные,  умные, понятливые. Живут только парами.  Если один  из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй.  Об этих удивительных птицах  написано много произведений  и песен. Может,  кто ­ то слышал  песню « Лебединая верность»?  Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно,  лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или  любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям. 3 Актуализация знаний ­О ком скороговорка? (о лебедях) ­О ком читали рассказ на пятиминутке чтения? (о лебедях)  ­ Что вам запало в душу об этой птице? 4.Подготовка к восприятию нового материала ­Почему об этой птице? (встретится этот герой в произведении) II.Сообщение темы урока. ­ Ребята! Еще сегодня  наш урок посвящается    важному, нужному  качеству  человека.  Об этом  качестве говорится в стихотворении:                               Слово это серьезное,                              Главное, важное.                              То, что значит оно,                               Очень нужно для каждого.                              В нем забота и ласка, 3 Тепло и любовь.                               В нем стремленье                               На помощь прийти вновь и вновь.                               Это качество                               В сердце у многих живет                               И о боли других                               Позабыть не дает.                               И оно поважнее,                               Чем лица красота.                               Догадались, что это?                               Сердец ДОБРОТА.   ­Что такое доброта?                                                                                                                                             ­ Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка, мама…  ( дети продолжают) ­ Что есть зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда ,ненависть, вражда, зависть  … Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди  могут творить и злые и добрые дела. ­Какого же человека можно назвать добрым ? ­ добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.  Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им  выжить в зимнюю стужу.  Об одном таком человеке мы сегодня узнаем из рассказа   «Приемыш». А написал этот рассказ  уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин ­ Сибиряк. Он очень любил свою родину­ Урал!  И  под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине:  «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и  небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам,  поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу  чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что  шепчет столетний лес…»  А Вы знаете, где находится этот Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские горы.  ­ Как назвать, одним словом то, чем восхищался писатель?) ­ Правильно, Родина. «…Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…» (Д.Н. Мамин­Сибиряк)  Родина писателя – Урал, а наша – Ростовская область.  ­ Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством уже известного вам писателя  Д.Н. Мамина ­Сибиряка  и его произведением « Приемыш». ­ Урок наш необычный – дискуссия.  Дискуссия ­  это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая­ либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения. Задачи:  1) Учиться доказывать свою точку зрения. 2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на  уроках чтения и окружающего мира. Основные правила дискуссии  1. В дискуссии участвуют весь класс. 4 2. Все открыто выражают свои мысли.  3. Все точки зрения должны уважаться.  4. Слушайте других, не перебивая.   ­Мы должны с вами доказать или опровергнуть, что это произведение «Приёмыш»  воспитывает  нравственные качества, патриотические и гражданские…? (слайд 9)   III. Введение в тему урока. ­  О чем писал Дмитрий Наркисович Мамин­Сибиряк?        (Он писал о природе, о родном крае, о животных) ­  Мы уже знакомились со сказкой  Мамина – Сибиряка « Серая шейка», но хочется, чтобы вы лучше  узнали о жизни и творчестве  писателя. Ученик: ­ Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском  поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая  копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную  семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.      Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить  книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Учитель:  ­ Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил:  «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!» Ученик: ­ Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130  рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», ­ говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он  рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки  всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки  автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям.  Советую всем нам её прочитать. IV.Знакомство с произведением. ­ Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приемыш? ­   В   словаре   русского   языка   Ожегова   говорится   так:  Приёмыш   –   приемный   сын   или приемная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приемыше идет речь в нашем произведении. ­ Предлагаю вам план работы над произведением: познакомиться с героями; определить, кто такой Приемыш; охарактеризовать главных героев; выяснить главную мысль; высказать свое отношение.      1. Словарная работа ­ В тексте встретятся незнакомые слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.  Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего­нибудь. 5 Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение;        2) тяжеловесное снаряжение. Протока – 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;         2) узкая соединительная полость, канал. Сайма – рыбацкая стоянка. Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением Муштровать – обучать, подвергать муштре. Муштра – суровая система воспитания, обучения. Увечить – наносить увечья кому­нибудь, калечить. Хиреет – становиться хилым, хилее, чахнуть (болеть). Бобылём – бедный, безземельный, бездомный, одинокий. Божья тварь – бессловесная тварь, животное Барин – богатый человек V. Физкультминутка    Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. VI. Первичное чтение текста по частям и работа над его содержанием. 1. Слушая 1 часть исследуем(аудиозапись) ­Где происходят события? ­ Кто герои?  (Слайд ) 1 часть­ Итак, ответим на вопросы. 2. Слушая 2 часть исследуем (чтение цепочкой) ­Кто оказался Приемышем? Внимание на слайд (Слайд )  Сообщения детей.  Ученик 1. Лебедь  – одна  из  самых  крупных и  сильных  птиц, служит  символом  красоты,  любви, чистоты и нежности.  Лебедя воспевали в  былинах  и сказаниях. Ещё  красивее кажется  лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении– и в крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплёскивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух. Ученик   2.   Гнездятся   лебеди   по   глухим   малодоступным   озёрам,   в   густейших   камышах:   это исключительно чуткие и осторожные птицы. 6 В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют  чудесную песню,  полную тоски  и  отчаянья.  Но, к  сожаленью, лебеди  не  поют.  Они  шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по­собачьи.  Однако, красота этих птиц не мешала людям нещадно их истреблять. В основном это делали ради их мяса, а также ради шкурок с белым оперением.  ­Как «Приемыш» оказался в избушке у Тараса? 2 часть­ Отвечаем на вопросы ­Какие слова в учебнике характеризуют «Приемыша»? ­Оказывается, приемыш­это не только человек,(словарь Ожегова) в рассказе это кто? ­Почему лебедь ­ сирота? 3. Работаем над 3 частью  ­Прослушав 3 часть , выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его  жизнь. ­Что вы узнали о жизни Тараса? (жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем, очень старый)     Отвечаем на вопросы 3 часть­   ­Мы дали характеристику двум героям, кому? ­А что можете сказать о Соболько? (Соболько ­пестрый, лучший друг человека, умный,  дружелюбный, ласковый) ­Является главным героем? Работаем над 4 частью Внимание на слайд Прогнозирование. ­Как вы думаете, каким будет конец этой истории? (слайд . (заслушаем несколько историй) ­Совпадет ли ваше мнение с концом истории? 4 часть­ Отвечаем на вопросы ­Совпало ваше мнение с авторским? 7 ­А мог ли Тарас не отпустить птицу? VII. Итог урока. ­Вернемся к плану нашего урока.(Слайд № 18    ) ­Что же Мамин­Сибиряк  хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? ( дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться  тяжело). ­Каждый должен жить так, как предназначила природа. Грубое вмешательство человека в природу, непонимание её ценности, приводит к  трагедиям. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и  любить всё живое! Учит нас доброте. ­И так, к какому придем выводу? (Слайд № 19) ­У каждого на столе есть эта птица,  как бы  вы поступили – (на доске рисунки  дома и озеро)   ­Я даю вам несколько минут, а вы подумайте,  как бы вы поступили?(Слайд 20) а) поступить с лебедем так , как это сделал Тарас ?  б) подрезать крылья птице и навсегда ее сделать ручной?  в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной  подпустить к какой –нибудь стае лебедей? (Звучит Музыкальная пьеса Сен­Санса  Камиль – «Лебедь» из Сюиты Карнавал животных.) ­ И наш урок хочется закончить  пословицей «Жизнь дана на добрые дела» VIII. Д/З пересказ текста, рисунок к понравившейся части. ­ Назовите главных героев (Тарас, Соболько, Приемыш) ­ Где происходит событие, которое описал автор?( Действие происходит на Светлом озере.) ­ Кто такой Соболько? (собака) ­ Кто такой Приемыш ?   ( Лебедь)  ­ Почему ему дали такое имя? ( Тарас приютил его у себя)  ­ Как лебедь попал к Тарасу? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой)  ­ Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался)  ­ Как Приемышу жилось у Тараса? (хорошо, он и кормил, выпускал плавать, к собаке лебедь привык) ­ Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?(с любовью, все разговоры сводил на  него, нахваливал, что птица умная, гордая, царская)  8 ­ Как говорил о лебеде старик? ( Старик говорил о лебеде как о родном, близком человеке)  ­Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?» ( Потому, что тоскует она и может  умереть без пары, в неволе) ­ Чем ему были дороги  Соболько и Приемыш? ( он считал их своей семьей) ­ Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, человеком, который хорошо знал  животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе? (потому что  спас птицу, не обрезал  крылья, выпустил на волю) ­ Почему отлет Приемыша опечалил старика? (боялся , что не долетит, ястреба заклюют)  ­ Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце )  ­ А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно.)  ­ Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.  ­А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает? План. 1. Появление лебедя у Тараса.  2. Приёмыш и Соболько.  3. Приёмыш и стадо лебедей.  4. Прощание с Тарасом. Самоанализ урока литературного чтения     ТЕМА:  Д. Н. Мамин­Сибиряк « Приемыш» ЦЕЛЬ: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина –  Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя. Задачи: ­продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя; ­развивать умение работать с текстом по вопросам, выборочно; ­давать характеристику  героям , их поступкам; ­находить главную мысль произведения; ­воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.        Урок построен в соответствии с программными требованиями,  находится во взаимосвязи с  последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «О братьях наших меньших» и  целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения  ко всему живому.         Тип урока: усвоения новых знаний.        Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных  особенностях учащихся.Сильные учащиеся могли почувствовать себя в роли учителя (сообщения), а  более слабым детям дана возможность поработать над текстом, выборочным чтениям, над  иллюстрацией.        Тема данного урока имеет реалистичный характер, несет большую смысловую поучительную  нагрузку, т.е. дает возможность для реализации воспитательных задач урока. 9 На уроке использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.  Учебно­познавательная деятельность осуществлялась через разные методы (рассказ, беседа, рассказ от лица учащихся), а также наглядные методы ( обращение к доске). Имел  место метод самостоятельной работы ( работа со словарем, самостоятельное чтение, работа в  парах, выборочное чтение).         На уроке осуществлялась тесная межпредметная связь. Введение в урок дополнительных  сведений о лебедях позволило наиболее полно и ярко представить действующего героя.         Использование логических методов направлено на развитие умения обобщать, сравнивать,  анализировать события и давать оценку поступкам героев.         Стимулирование и мотивация  осуществлялась через создание ситуации заинтересованности,  новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально­нравственных переживаний.         Выбор данных методов был определен в соответствии с поставленными задачами урока.        Считаю, что урок достиг поставленных целей. 10

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк.Приемыш" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018