Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства, умение сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию, совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях.
Планируемый результат :
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, уметь связно рассказывать о своих впечатлениях, уметь сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.
У р о к 12
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН.
«ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»
Ц е л и : начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать
красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к
русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки учащихся,
выполненные к
стихотворению А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».
– Посмотрите на это бескрайнее золотое море.
– Что хотите сказать?
– Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О
людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)
– Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь
картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.
– Перечитаем стихотворение еще раз.
Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть
стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
или другие:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям...
– А знаете ли вы, кто автор этих замечательных стихотворений?
– Их написал Иван Саввич Никитин.
III. Работа над произведениями.
– Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?– Какие сравнения использует поэт?
– Как обращается поэт к степи?
– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.
– Попробуем прочитать все стихотворение. С одинаковой ли интонацией
надо читать все стихотворение? Как должна меняться интонация?
У п р а ж н е н и е в ч т е н и и с т и х о т в о р е н и я .
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Итог урока.
– С каким настроением уходите с урока?
– Что особенно понравилось, заинтересовало?
& Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения
И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1я),
выучить наизусть 2ю и 5ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать
беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.