Дата проведения: 24 января 2018 год
Тема: К. Чуковский «Федорино горе».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для организации деятельности обучающихся по осмыслению новых предметных знаний, умений и навыков при изучении произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».
Задачи формирования УУД.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- формировать нравственно-этические ориентиры.
Регулятивные:
- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;
- принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Познавательные:
- формировать умение устанавливать аналогии;
- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.
Коммуникативные:
- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;
- учить контролировать свои действия в классе;
- воспринимать различные точки зрения.
Планируемые результаты:
Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация; иллюстрации к произведению, карточки для групповой работы.
Ход урока:
| 
 Этапы урока  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
| 
 I. Организационный момент 
 Психолого-эмоциональный настрой на урок. II. Мотивация к деятельности. 
 III. Упражнения на дыхание, голос, дикцию. 
 
 
 
 
 
 
 IV.Актуализация знаний 
 
 Коррекция внимания (Корректурная проба) 
 
 
 V.Целеполагание 
 
 
 
 
 VI.Открытие нового знания. Словарная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 VII Работа по теме. Первичное чтение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обсуждение прочитанного. 
 Вторичное чтение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физминутка. VII.Применение знаний и умений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа по тексту Выборочное чтение. 
 Работа над выразительным чтением текста. Чтение по ролям. 
 
 
 VIII.Итог урока. Рефлексия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 IX. Домашнее задание. 
 
 X. Анализ активности учащихся.  | 
 - Всем доброе утро! - У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости! Поздоровайтесь ребята с гостями и улыбнитесь им. Подарите свои улыбки, хорошее настроение. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. – Проверим готовность к уроку 
 1. Упражнения на дыхание, дикцию. -Подготовимся к чтению на уроке. Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко: Са – сы - со - су - сэ Ас – ыс – ос – ус - эс Ска – скы – ско – ску - скэ -Прочитайте скороговорку три раза – медленно, быстрее, очень быстро. У Сони и Сани В сетях сом с усами. -Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению. 
 Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с замечательным произведением. А какого писателя, вы узнаете, если выполните первое задание. У вас на партах лежат листочки. Нужно найти спрятавшиеся слова в каждой строчке. Будьте очень внимательны, и у вас обязательно получится. АБВГДЕЖЗИКОРНЕЙЛМПСТУФ ГКЛМНИВАНОВИЧПРСТФХЦ ДЖЗИКЛМЧУКОВСКИЙОПРСТФХ -Молодцы! Правильно! Корней Иванович Чуковский. 
 - Что вы знаете о нем? (Учитель делает обобщение) - А какие произведением Корнея Чуковского вы знаете? На доске рисунки детей из произведений поэта. Нужно сказать из каких?(Мойдодыр, Телефон, Чудо-дерево, Путаница, Федорино горе ит.д.) Какие произведения мы прочитали на прошлых уроках? (Путаница, Радость) - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». -Прежде чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки. 
 Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации к доске. Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста, загадку: Он округлый, но не шар, Медный - не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди… (самоваром) 
 Сначала сказку прочитаю я, а вы слушайте меня внимательно. (Чтение сказки).до слов …И тихую песню поет Федора: Лейман Софья "Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка) Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!" Скалка: "Мне Федору жалко". Ефимова Настя Чашка: "Ах, она бедняжка!" Беляйкин Саша Блюдца: "Надо бы вернуться!" Музыко Анжела, Амерханова Алла. Утюги: "Мы Федоре не враги!" Амерханов Богдан,Плеханов Саша. Федора: "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать! Кастрюля: Бурабаев Даниэль. "Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!" Молодцы! Справились! (прикрепляют блюдце) 
 - Какое настроение сказка у вас вызвала? - Ребята, за кого вы переживали больше всего? - Почему? Чтение вслух по цепочке. - Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом). - А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.стр. 13. Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды). - Какой звук повторяется? Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж. - Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте. - Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко). - Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы). А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14 - Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ? Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их. - Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи? - Можно сказать, что посуде жилось очень плохо? - А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? (ленивая, неряшливая – заботливая) - Жалко ли вам Федору? - Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет) - Чем закончилась сказка? (Федора исправилась .Посуда вернулась.) - Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.) - Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл). 
 Хомка, хомка, хомячок…. 
 Работа в парах. -Обратите внимание, на странице 22 есть пословица: «Порядок – душа всякого дела». Обсудите вместе с соседом, как вы понимаете эту пословицу? Проверка. -А вы дома родителям помогаете следить за чистотой? Как? 
 -Сейчас проведем игру «Кто быстрее и правильно вставит пропущенное слово». Поработаем в группах. А как нужно работать в группах? Работа в группах. И сказала скалка: «Мне… Федору жалко» И сказала чашка: «Ах, … она бедняжка» И сказали блюдца: «Надо бы…вернуться» И сказали утюги: «Мы… Федоре не враги» Проверка (слайд). «Выполнение теста». У каждого из вас на парте лежат карточки, положите их, пожалуйста, перед собой. Давайте выполним небольшой тест. Давайте проверим, как вы справились с заданием. Как вы ответили на первый вопрос? На второй? …(Ответы на слайде) На доске рисунки к произведению. Необходимо их расположить по порядку. Найдите отрывок к рисунку. - Сейчас мы прочитаем отрывок из этой сказки по ролям, откройте страницу 16. У нас будет 6 героев: Федора, корыто, кочерга, блюдца, два кота, тарелка. -С какой интонацией нужно читать слова Федоры? Корыта? Кочерги? Блюдца? Котов? Тарелки? -Итак, давайте начнем. -Ребята, с каким произведением познакомились на уроках? -Какое горе произошло с Федорой? - Кто в этом виноват? -Поняла ли Федора свою ошибку? - Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. - Чему нас учит это стихотворение? - Молодцы! А почему же это произведение названо сказкой? Можете вы сейчас точнее ответить на этот вопрос? -Какие задачи вы ставили перед собой на уроке литературного чтения? - Выполнили мы эти задачи? Поясните. -Оцените своё настроение после урока. У каждого на парте кружочек, нарисуйте на нем смайлик, соответствующий вашему настроению. Веселый - я был активен, у меня все получилось. Нейтральный – не совсем все получилось, был не очень активен. Грустный – я не работал, у меня ничего не получилось. 
 Откройте дневник и запишите домашнее задание: Проиллюстрировать произведение. Вам необходимо нарисовать иллюстрацию к сказке. 
 Сегодня на уроке отметку «5» получают …, т.к. они правильно выполнили задание и активно работали на уроке. «4» - получают …, т.к. в работе были допущены неточности.  | 
 -Ученики приветствуют гостей, даря свои улыбки. Учащиеся проверяют, как организовано их рабочее место. 
 
 
 
 
 
 Затем упражнение вместе с учителем выполняют дети. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в парах. Учащиеся зачеркивают повторяющиеся буквы и читают слова. Корней Иванович Чуковский 
 
 Учащиеся называют произведения, из которых нарисованы рисунки. Ответы детей. 
 
 
 
 Работа в группах (словарь) 
 
 
 
 Отгадывают загадку. 
 Прикрепляют к доске рисунок самовара 
 
 
 
 
 
 
 Подготовленные ученики показывают инсценировку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы ребят. 
 
 Ответы учащихся. Чтобы было интересно потом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Федора исправилась. Посуда вернулась.-Заботливой. 
 
 
 Дети прикрепляют около самовара блюдце. 
 Показывет дежурный ученик. Учащиеся выполняют вместе с ним. 
 
 
 Ответы ребят. 
 
 
 
 Вставляют пропущенные слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 Прикрепляют блюдце. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают по ролям. 
 
 
 Ответы детей. К.И.Чуковский «Федорино горе» -От нее убежала вся посуда. -Она сама в этом виновата. -Поняла. -Относиться к вещам бережнее, мыть посуду, убираться в доме. 
 
 
 
 
 Прикрепляют еще чашку с блюдце. 
 
 
 
 
 
 Записывают домашнее задание 
 
 
 Учитель выставляет оценки, анализируя ответы детей.  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.