Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский «Путаница», «Радость»(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание. Оборудование: портрет писателя; запись оперы «Моидодыр» Ю. Левитина; записи стихов К.И. Чуковского (в исполнении автора или актеров); иллюстрации к сказкам; эпиграфом к уроку можно выписать слова И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».
Иконка файла материала литература.docx
Урок 53. К.И. Чуковский «Путаница», «Радость» Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством  К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание. Оборудование:  портрет   писателя;   запись   оперы   «Моидодыр»   Ю.   Левитина; записи   стихов   К.И.   Чуковского   (в   исполнении   автора   или   актеров); иллюстрации   к   сказкам;   эпиграфом   к   уроку   можно   выписать   слова   И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный». Ход урока I.Организационный момент II.Речевая разминка Работа над скороговоркой. Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи  грейся. III. Постановка цели урока ­ Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два­три года. Фамилию я называть не буду ­ вы должны вспомнить ее сами. IV. Изучение нового материала 1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере  «Моидодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память). Или  звучит запись сказки. ­ Ребята, вам знакомы эти строки? ­ Кто их автор? ­ Знаете ли вы, что читает сам автор? ­ Какие строчки еЛгстихов знакомы вам? ­ Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник? Показ иллюстраций, чтение детьми отрывков из знакомых сказок. Если дети не помнят, то читает учитель, а дети угадывают название. ­ А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.) ­ Высокий   рост,  длинные  руки   с  большими   кистями,  крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов,  непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся  светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения   ­   1   апреля.   Если   бы   он   был   жив,   то   в   2004   году   ему исполнилось  бы 124 года. Ни книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. ­ Почему, как вы думаете?Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку. ­ Давайте   прочитаем,   что   пишет   о   Корнее   Ивановиче   его внук. 2. Чтение рассказа из учебника. ­ Понравилось? ­ Что запомнилось? ­ Каким, по­вашему, был Корней Иванович по характеру? ­ У   К.И.   Чуковского   есть   книга   «От   двух   до   пяти».   Это   сборник высказываний   детей   от  2  до   5  лет.   Я   прочитаю   вам   отрывок   из вступления к этой книге. Учитель   читает   со   слов   «Было   когда­то   веселое   время,   жилье   мое стояло у самого моря...» до «Я плачу не тебе, а тете Симе». ­ А за вами мамы записывали смешные слова и выражения? ­ Узнайте   у   родителей   и   принесите   ваши   самые   смешные   слова   и выражения. V.Физкультминутка . VI. Продолжение изучения нового материала ­ Помните   строчки   «Вдруг   из­под   собаки   лают   ворота?»   Ка кой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.) ­ Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.) ­ Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух. 1.Первичное «жужжащим» «Путаницы»   чтение подготовка к чтению вслух.       чтением, ­ Понравилось ли вам стихотворение? ­ Почему улыбаетесь? ­ Что показалось самым смешным? ­ Что запомнилось сразу? ­ Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.) 2.Выразительное чтение. ­ Читаем   очень   выразительно,   стараясь   передать   настроение каждого героя. 3.Творческое задание. Сочинение своей небылицы. ­ Помните   ли   вы,   что   такое   рифма?   Придумайте   рифмы к словам. Надо дать ученикам несколько слов. Например: плюшка ­ ... (подушка,  мушка, кружка ...) птичка ­ ... (синичка, спичка ...) улитка ­ ...  (калитка, нитка ...) ­ Придумайте   свою   небылицу   со   словами­рифмами:   лягуш ка ­ подушка, лужок ­ прыжок. Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске:________лягушка ________подушка Такая   схема   необходима,   потому   что   дети   в   процессе   творчества   иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та­та­та­та­та лягушка, та­та­та­та­та подушка. И обязательно напомнить, что рифма ­ это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание  в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки ­ у подушки». ­ А теперь новые рифмы: березы ­ розы, осины ­ апельсины.  (Дети  пробуют сочинять.) ­ А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского. 4. Чтение детьми стихотворения «Радость». 5. Работа по вопросам учебника с. 12. VII. Итог урока #; ­; ­ Что вы узнали о КМ. Чуковском? Что больше всего запомнилось? ­ Какое у вас после этого урока настроение? ­ Можете ли вы его выразить в стихотворных строках? Домашнее задание 1.Выучить отрывок из «Путаницы» или стихотворение «Радость». Придумать свою путаницу из 8­12 строк.