Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
07.03.2018
Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»
Колыбельные песни появились очень давно. Колыбельные песни (байки) – первые мелодии, которые слышит человек. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. Колыбельные песни учат добру. Но больше всего действует на ребенка сама материнская нежность, любовь, которая чувствуется в каждом слове, в каждом звуке. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.doc
Урок литературного чтения по теме Народные колыбельные песни..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №153 Класс: 2 Предмет: литературное чтение. УМК « Школа России» Учитель:  Калашникова Любовь Петровна Тема урока: «Народные колыбельные песни» Тип урока: Урок открытия нового знания Цель  урока: Формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной песни. Задачи урока:  дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания  этих песен;  знакомить учащихся через тексты колыбельных с историей, бытом народа и развивать интерес к его культуре;  воспитывать чувство любви и заботы к своим близким;  совершенствовать  все виды  речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, пение;  развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей. Формирование УУД: Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно­этическая ориентация Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление  поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации)  Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки. Ход урока: Этапы урока 1. Мотивация к  учебной  деятельности. (1мин) Деятельность  учителя Прозвенел звонок и смолк,  Начинается урок. Мы литературу будем изучать Все, что знаем – повторять, Деятельность обучающихся Включение в учебную  деятельность на личностно­ значимом уровне. А новое – запоминать. ­ C чего начнем урок?  (С повторения тех знаний, которые вам  будут необходимы при открытии нового) ­ Как должен поступить ученик, когда встретит затруднение?  (Быть спокойным и выяснить, почему возникло затруднение.) ­ Как вы будете открывать  новые знания? (Мы определим, что не 2. Актуализация  знаний и фиксация  индивидуального  затруднения в  пробном действии. ( 5 ­ 6 мин) знаем и сами найдём способ.) ­ С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества   учат   нас   сопереживать   и   радоваться,  способствуют развитию   эстетических   чувств,   в   которых   немыслимы благородство души. Сегодня я предлагаю вам вспомнить  жанры устного народного творчества. Какие из них вам уже известны? Перечисляют жанры устного  ­ Работа в паре. Вы должны определить, к какому жанру устного народного   творчества   относится   каждый   текст,   записанный   на народного творчества. Работают в паре. Определяют   карточке. (Приложение 1) жанры  текстов. ­ Теперь проверим результаты вашей работы.  (На   доске   по   ходу   работы   появляются   таблички   с   надписями УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СКАЗКА, ПОСЛОВИЦА, ЗАГАДКА. Приложение 2) ­ Какой текст вы отнесли к сказкам?  ­ Почему?  Жили­ были мужик да баба. У  них была дочка да сынок  маленький. Начинается словами «Жили­ ­ Какое произведение называется сказкой? были» ­ Прочитайте пословицу.  ­ Что такое пословица?  Вымышленная история со  счастливым концом и  обязательной победой добра  над злом. Материнская ласка конца не  имеет. Краткое народное изречение, в котором отражается народная  мудрость, жизненный опыт. ­ Объясните смысл этой пословицы? Можно ли сказать, что эта пословица о ваших мамах?  Объясняют смысл пословицы,  высказывают свои мнения. ­ Прочитайте загадку.  ­ Почему вы так решили? Что такое загадка? ­ Знаете отгадку? Что можно увидеть с  закрытыми глазами? Иносказательное описание  какого­либо предмета или  явления, данное обычно в  форме вопроса. Сон. ­   А   теперь   попробуйте   определить   жанр   следующего произведения.   (Звучит   музыка   ­   колыбельная   песня   «Глазки поскорей закрой» Приложение). ­ Почему вы решили, что это песня?  (На доску добавляется табличка ПЕСНЯ) ­  Песня   –   это   тоже   один   из   творчества, существующий у всех народов и характеризующийся   жанров   устного   народного простотой музыкально­словесного построения. ­ Какие  народные песни вам известны? Напевность, мелодичность Свадебные,   солдатские, плясовые,   о   женской   доле, прибаутки, лирические, заклички, дразнилки, … кричалки,     - Верно, все народные песни имеют своё назначение.  ­ Это какая песня? Почему вы так решили?  (На   доску   вывешивается   картинка   с   изображением   колыбели. Приложение 4.) ­ Когда и кто пел эти песни? Колыбельная,   в   ней   слова «баю­бай» Пела мать, укладывая ребёнка (На доску вывешивается изображение месяца. Приложение 5) ночью спать.  ­  На   Востоке   о   плохом   человеке   говорят:   «Ему   мать   не   пела колыбельных песен». (Приложение 6)   ­ Вы можете объяснить смысл этих слов? ­ Почему у вас разные ответы, мнения? ­ О каких произведениях  мы с вами говорим?  ­ В какой момент возникло затруднение?  ­ Почему вы не смогли дать точного ответа? ­ Для преодоления затруднения надо поставить цель. Определите  цель нашего урока? ­ Сформулируйте  тему урока. (Приложение 7) Высказывают свои  предположения. Не можем  точно обосновать  свой ответ. О колыбельных песнях. Не   смогли   точно   объяснить смысл высказывания.  Мало   знаний   о   колыбельных песнях.   Не   можем   точно обосновать свой ответ. Цель урока:  Познакомиться с новым   жанром   УНТ   – колыбельная песня.  Тема   урока:   Народные ­  Что бы достичь цели урока, чтобы вы хотели узнать о таком  колыбельные песни. Задают вопросы по теме. 3. Выявление места  и причины  затруднения. (1 – 2 мин) 4. Целеполагание и  построение проекта  выхода из  затруднения. (3 ­ 4 мин) жанре, как колыбельная песня? ­ Для достижения цели урока я предлагаю  вам ответить на три  вопроса. Слайд 1 1. Как и когда появились колыбельные песни?  2. С какой  целью они сочинялись?  3. Каковы особенности жанра  колыбельных песен?  ­ На какой из вопросов вы можете уже ответить? Физминутка ­ Я буду читать текст народной колыбельной, а вы постарайтесь показать движениями о чём в ней говорится. Баиньки, баиньки,  Рассказывают,   что   известно   о колыбельных песнях. Слушают текст и выполняют  движения. Спи, покуда маленький.  Будет время ­ подрастешь,  На работу пойдешь,  Станешь лес рубить,  Рыбку в озере ловить,  Дрова возить матушке, 5. Реализация  построенного  проекта. (6 ­7 мин) Избу чинить батюшке.  Станешь всем помогать,  Будет некогда поспать! ­ Что хотела сказать мать своему ребёнку, исполняя  эту  колыбельную? Каков  смысл песни?  Слайды 2­8 ­   Действительно   колыбельные   песни   появились   очень   давно. Колыбельные песни (байки) – первые мелодии, которые слышит   Через   колыбельную   малыш   получает   первые человек. представления   об   окружающих   его   предметах,   о   животных, птицах.   Колыбельные   песни   учат   добру.   Но   больше   всего действует   на   ребенка   сама   материнская   нежность,   любовь, которая   чувствуется   в   каждом   слове,   в   каждом   звуке.   Такие народные   произведения   входят   в   жизнь   человека   очень   рано, задолго до овладения речью.          Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная   не   требует   каких­либо   инструментов   для   её Мать рассказывала   ребёнку о его  будущей жизни. Слушают  учителя, смотрят  слайды. исполнения, достаточно только голоса.         колыбельку,   люльку,   качалочку,    Первое,   что   делали   родители   –   готовили   кроватку   –   Колыбель   зыбку.         подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп.       На   ночь   мама   поёт   своему   сыночку   или   своей   дочке         колыбельную. Наши предки считали,  что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен. Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.    Среди колыбельных песен много песен о коте. Его зовут качать колыбель,   ему   обещают   разные   награды   за   заботу:   и   «кусок пирога», и «кувшин молока».           Упоминание   кота   в  песнях   связано   с  разными   бытовыми поверьями:   думали,   что   кот   приносит   сон   и   покой   ребенку; существовал   даже   обычай:   прежде   чем   положить   в   люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.           Не   только   кота   звали   убаюкивать   детей.   Очень   часто   в колыбельных   песнях   есть   упоминание   о   «гуленьках»,   так называют голубей. Слово «голубить» означало ласкать, нежить, миловать.  Слайд 1 ­ Вернёмся к нашим вопросам. Посмотрите, что ещё надо узнать? ­  Ответ на этот вопрос попробуем найти в учебнике с.50. ­   Прочитайте   самостоятельно   текст   с.   50,   разговор   Саши   и Каковы особенности жанра  колыбельных песен? Афанасия.   Обратите   внимание,   что   говорится   в   тексте   о колыбельных песнях.  Самостоятельно читают текст  учебника с.50 ­   Что   вы   из   слов   Афанасия     узнали   об           особенностях колыбельных?  ­ Какие особенности стихов вам известны? Колыбельные – это стихи. Ритм,   рифма,   передаётся ­  Исполняя  колыбельную мать, что  ещё делает  для усыпления ребёнка? Значит, ритм ­ качания. ­   Какие   чувства  испытывает   мать,   когда   поёт   колыбельную своему ребёнку?  настроение и чувства. Качает. ­ Как надо читать колыбельную песню? Нежность, любовь. 1. Определим темп чтения: очень быстрый – быстрый – средний темп – не очень медленный – медленный – очень медленный.  2.   Определим   силу   голоса:   очень   громко   –   громко   –   средняя громкость – тихо – очень тихо. Медленный, напевный темп. 3. Сделаем выбор эмоциональной окраски голоса (тембр): низким   голосом   –   средним   (обычным)   голосом   –   высоким Тихо. голосом.     ­ Давайте хором выразительно прочитаем песню. Не забывайте, Средний (обычный) голос. что   это   колыбельная   песня,   представьте,   что   перед   вами маленький ребенок, которого вы укладываете спать.  Читают за учителем текст  колыбельной песни. ­ Афанасий с чем сравнивал колыбельную песню?  ­ Найдите рифмы в тексте. ­ Как в песни называют ребёнка?  ­ Почему его так называют?  Со стихами. Работают с текстом, называют  слова­рифмы. Крошка. ­ Какие слова подсказывают вам, что это колыбельная песня?  Маленький, беспомощный, любимый.   крошечный, ­  Обратите   внимание,   как   гласные   звуки   тянутся,   создавая Баю – бай… звуковой рисунок. ­ О чём эта песня? Кто её мог петь? Что хотят сказать ребёнку словами этой песни? ­ Ребята, вы сейчас можете назвать особенности   колыбельных песен?     (За   правильные   ответы   детей   на   доску   вывешиваются звёзды. Приложение 8.)   ­ Сформулируйте определение колыбельной песни. Высказывают свои мнения. Рифма, ритм, чувства, сольная песня, без музыки, есть смысл, рисунок, звуковой   исполняется   напевно, тихим голосом   медленно   и Колыбельная   –   это   мелодия или песня, напеваемая людьми для успокоения и засыпания. Народная колыбельная песня – это   жанр   устного   народного творчества. 6. Первичное  закрепление с  комментированием  во внешней речи. (3  – 4 мин) ­ С произведением, какого жанра мы сегодня работаем? ­ Какой  народ сочинил эту песню?  ­ Что вы узнали об этой стране?  ­  Цель колыбельной, какая?  ­ Как ее надо читать?  ­ Перечитайте выразительно колыбельную.  7. Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону. ­ Чьё чтение  колыбельной песни  вам понравилась, почему? ­  Сейчас   вам   предстоит   самостоятельно   выполнить   тест «Колыбельные   песни».  Вопросы   на  слайдах.  Выберите   один  из вариантов ответа и запишите на карточке под номером вопроса буквы выбранного варианта ответа (Приложение 3). Слайды 10­14 Народные колыбельные песни. Норвежцы. Холодная северная страна. Успокоить, усыпить ребёнка. Нежно, с теплотой и любовью,  заботой и нежностью. Читают выразительно 2­3  человека. Обосновывают свои ответы. Самостоятельно выполняют  тест. (4 – 5 мин) Тест 1.От каких слов произошло слово «колыбельная»? Я)  байка А)  игра Ю) погремушка 2. Кто мог быть создателем колыбельных песен? Л)  животные М) птицы Н)  люди 3. С какой целью исполняли колыбельные песни? Т) поиграть С) убаюкать К) побегать 4. Как исполнялись колыбельные песни? И) громко У)  грубо Е)  певуче 5. Какие строки из колыбельных песен? Б)  Во поле берёза стояла,       Во поле кудрявая стояла. П)  Спи, мой ангел, тихо, сладко,       Баюшки­баю. Слайд 15 ­ Проверьте свои результаты. 1 я 2 н 3 с 4 е 5 п ­ Какое задание вы сейчас выполняли?  ­   Кто   справился   с   заданием   без   ошибок?   У   кого   возникло затруднение, по какой причине? Оцените свою работу. Поставьте оценку по количеству правильных ответов. ­ Обратите внимание, какое слово вышло в результате?  ­ Каким песням посвящен наш урок? ­ Сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Вы можете лечь на парты или удобно сесть. Для вас колыбельная песня. (Звучит фрагмент колыбельной     из   мультфильма   «Бременские   музыканты». Приложение).  ­ Поспали? Почему? Самопроверка. Оценивают и корректируют  свою  самостоятельную  работу. Песня (читать наоборот). Колыбельным. Принимают   удобную   для отдыха позу. Физминутка ­ А что вам хочется делать под такую музыку? ­ Тогда танцуйте. ­   Колыбельные   песни   оставляют   в   душе   ребёнка   след   на   всю жизнь. Это свет добра, тепла, любви к матери, к родному дому, городу, стране, своей Родине. Громкая музыка. Двигаться, танцевать. Двигаются под музыку. ­ Сейчас мы поработаем с русскими народными колыбельными песнями.   Работать   будем   в   тетради   по   литературному   чтению Открывают тетрадь по  литературному чтению с.38. 8. Включение в  систему знаний и  повторение.  (6 – 7 мин) с.38. ­   Чтобы   самостоятельно   подготовиться   к   выразительному чтению, надо вспомнить алгоритм работы.  Алгоритм работы: 1. Определим, что мы хотим показать голосом.  2. Выберем тон и темп чтения.  3. Обратим внимание на знаки препинания , где мы должны  сделать остановку.  4. Учимся читать выразительно про себя. Любовь мамы к своему  ребенку. Читать тихо, ласково,  спокойно. Паузы. 5. Пробное выразительное чтение учащимися (по желанию)  6. Всё ли при чтении было соблюдено.  ­ Договоримся, что 1 колыбельную читает первый ряд,  со 2  Самостоятельно готовятся к  колыбельной работает второй ряд,  3 читает третий ряд. ­ Чтобы ребёночек уснул, мама подбирает такие слова, которые выразительному чтению. Зачитывают строки из текстов. создают иллюзию покачивания.  Найдите  их. ­ Какие слова были не понятны? Кто может объяснить значение Работают над значением  новых, незнакомых слов. этих слов? ­ Кто является главным героем в каждой колыбельной?  ­ Какие чувства вызывает песня? ­ Какие  рифмы?  ­ Кто хорошо подготовился к выразительному чтению и желает  прочитать текст  колыбельной песни. ­ Всё ли получилось у читающих? ­ Простой или сложный текст у колыбельной песни?  ­ Какие слова говорят о любви матери к ребенку?  Дети, зайка, кот и кошка. Нежность, любовь, … Работают  с  текстом. Выразительно читают тексты  песен.  Оценивают работу читающих. Текст  простой и понятный. Уменьшительно­ласкательные. Благополучие, защита,  будущее, о животных. ­ Определите смысл каждой песни? Баю – байка, баюкать. ­ А что общего у всех трёх этих колыбельных? А какое значение имеет слово «баю»? Слова «Кач­кач­кач» ­ Обратите внимание на четвёртый текст. Как вы догадались, что это колыбельная?  Предлагают свои варианты,  выбирают одну из песен  и   ­ Какая из русских народных песен вам  понравилась? Давайте, её исполним. ­ Наш урок подходит к концу. исполняют. ­ Назовите тему нашего урока?  Народные колыбельные песни. Много лет назад их сочинил  ­   Колыбельные   относят   к   устному   народному   творчеству, почему? народ. Познакомиться   с   новым ­  Какой была цель урока?  жанром   УНТ   –   колыбельная песня.  9. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке.  (3 – 4 мин) ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?  Определение – колыбельная   песня.   Признаки   жанра   (Как   мама   успокаивала   своего   ребёночка?   Чем   для   наших предков была колыбельная? Можно ли петь колыбельную грубо, жанра. громко?   Что   помогало   родителям   оберегать   ребёнка?   Откуда пришли к нам колыбельные?) Дают свои обоснованные  ­ Можете ли вы сейчас объяснить,  почему о плохом человеке  говорят, что мать не пела ему колыбельных песен? ответы. (Ребёнок, незнающий  материнской любви может  вырасти плохим человеком.) Отвечают на вопросы. ­ Вам пригодятся новые знания? Где? Когда? ­ А вы будете петь  колыбельные своим детям? Зачем?  О чём  Дают свои подробные  варианты ответов.  будут ваши песни? ­ Проведём упражнение «+, ­, и». Что понравилось, что не  Высказывают свои мнения об  уроке,  что понравилось, что  понравилось, что интересного. ­ А теперь оцените свою работу на уроке с помощью «Волшебной  линеечки».  ­ Что было трудным? Над чем надо поработать? ­ Благодарю за честность. Вы обязательно преодолеете своё  затруднение. не понравилось, что  интересного. Оценивают свою работу на  уроке и отмечают на  «волшебной линеечке». Отвечают. Домашнее задание:  ­ Узнайте у своих мам, какие они пели вам колыбельные. ­ Сочините свою колыбельную песню.  ­ Эту  колыбельную можно будет назвать народной? Почему?  ­ Кто догадался, какой будет тема следующего урока?  Есть автор, они авторские. Литературные (авторские)  колыбельные песни. ­ Благодарю всех за работу.  (Участникам урока закладки для  книг)

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»

Конспект урока по литературному чтению «Народные колыбельные песни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018