Цели урока : ознакомить учащихся с биографией писателя и с первым рассказом Н.Н. Носова «Затейники»; развивать память , умение подробно излагать прочитанное и услышанное.
Оборудование: магнитофон и кассета с рассказами Н . Н . Носова (или книга рассказов); выставка иллюстраций к рассказу .
Урок 62. Н.Н. Носов «Затейники»
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией писателя и с первым
рассказом Н.Н. Носова «Затейники»; развивать память, умение подробно
излагать прочитанное и услышанное.
Оборудование: магнитофон и кассета с рассказами Н.Н. Носова (или книга
рассказов); выставка иллюстраций к рассказу.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений А. Барто.
III. Введение в тему урока
1.Рассмотрите рисунки на с. 49. Узнали ли вы героев сказок Н. Носова? Что
вы о них знаете?
2.Чтение статьи об авторе на с. 48.
IV. Изучение нового материала
Ребята, а что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? (Обычно
следует перечисление его рассказов и сказок о Незнайке.)
I. Рассказ учителя о Н.Н. Носове.
Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время,
когда писали К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, и С. Михалков.
Первый его рассказ вы его сегодня услышите «Затейники» был опубликован
в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны.
Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в
1954 году вышла его книжкасказка «Приключения Незнайки и его друзей».
Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил
множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом,
косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный
институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был
постановщиком нескольких учебных и научнопопулярных фильмов. И только
после такой трудной биографии стал писателем. В 1952 году он получил
Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.
В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством,
химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.
Не случайно любимый герой многих его рассказов гореизобретатель Мишка,
который никогда
не сидит без дела. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич
Носов не упускает повода сообщить своим читателям чтонибудь интересное и
полезное, он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих
достоинствах и недостатках.
Послушайте его самый первый рассказ.2. Прослушивание рассказа «Затейники» в записи или в исполнении учителя.
IV. Физкультминутка
V.Закрепление и обобщение нового материала
Обобщающая беседа.
Понравился ли вам рассказ?
Было ли вам страшно?
Какой эпизод показался самым смешным?
Что еще вы запомнили?
Понравилось ли вам как актер (фамилию прочитать на обложке кассеты)
прочитал рассказ?
Что понравилось? (Интонации; то, что он читает и за девочку и за
мальчика; то как точно передал характеры детей...)
Как вы думаете, если бы вы прочитали этот рассказ сами, вы получили бы
удовольствие? Почему?
Надо иметь в виду, что высказывания детей расходятся при ответе на этот вопрос:
слабочитающие и непоседливые дети чаще всего отвечают нет, не понравилось
бы читать самим. Очень важно привести их к пониманию того, что надо работать
над собой, над силой воли и техникой чтения, чтобы как Таня, Петя и др. получать
удовольствие от чтения. Некоторые дети отвечают, что им нравится читать самим,
а на слух они плохо понимают. Учитель должен учитывать это при объяснении ма
териала на всех уроках.
Случались ли похожие истории с вами? (Свободные вы
сказывания детей.)
VII. Итог урока
Какой рассказ прозвучал сегодня на уроке?
Кто автор?
Что было самым интересным на уроке?
Домашнее задание
Написать сочинение «Как я пришивал заплатку» или «Самая
страшная игра».