Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Черемуха"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Черемуха" Цель: - Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения. - Развивать умения высказывать свои мысли. - Совершенствовать коллективные формы работы. - Воспитывать любовь к природе. Наша речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.
Иконка файла материала Есенини Черемуха 2 класс.docx
Конспект урока по литературному чтению  С.А. Есенин "Черемуха" Цель:   ­ Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения.               ­ Развивать умения высказывать свои мысли.               ­ Совершенствовать коллективные формы работы.               ­ Воспитывать любовь к природе. Оборудование:  Учебник «Родная речь» 2 кл.,(2 ч.), автор Голованова М.В.                 Горецкий В.Г.,         Климанова Л.Ф. . Карточки, картины с изображением черёмухи, рисунок человека, портрет  С.Есенина,  карточки с названиями: сравнения,  эпитеты, олицетворение. 1. Орг.момент Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Наша речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть. 2.Постановка цели. Актуализация знаний. В этом имени­слово «осень». Осень, ясень, осенний цвет. Что­то есть в нем от русских песен­ Поднебесье, тихие веси, Сень берез и синь­рассвет. Что­то есть в нем и от весенней грусти, Юности и чистоты… Только скажут ­ «Сергей Есенин», Всей России встают черты…(Н.Браун) 3.Речевая разминка. ­ Для чего проводим речевую разминку? ­Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий: Ляля – плакса, В тетради – клякса. На горе, на горке Горько ревёт Егорка. ­Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и восклицательной интонацией. Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Оно и сейчас стоит на  крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место очень красивое. Подойдешь  к Оке­широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока  вьется лентой далеко­далеко.Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любит их, они навсегда остались  для него родными. Он так и писал: Рязанские поля, Где мужики косили, Где сеяли свой хлеб, Была моя страна. Константиново было дорого Есенину не только потому, что в этом селе прошло его  детство, но и потому, что именно там он ощутил  себя поэтом, написал первые стихи.  Его лирику пронизывает «любовь ко всему живому». Для него живым становится и то,  что другому кажется бездушным: звезды, реки, облака, лес… Все свою душу выплеснул поэт в свои стихи. 4. Изучение нового материала. ­стихотворение Сергея Есенина, которое мы прочитаем сегодня, тоже пронизано  любовью к родной русской земле, ее природе. А) словарная работа. ­ в нем встретятся слова, значение которых сейчас уточним. Медвяная ­ медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце. Пряная зелень ­ добавляют в еду, зелень с сильным запахом. Проталинка­оттаявшая земля, на которой уже нет снега. Вкрадчиво ­ тихо, на ушко. Б)чтение стихотворения учителем В) работа над первичным восприятием. ­какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему? (Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа  просыпается и все это радует поэта.) ­На какие картины можно разделить это стихотворение? (Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.) ­В стихотворении Сергея Александровича два героя­ручей и черемуха. Черемуха  растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. ­Нарисуйте словами картины, которые вы увидели. ­Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему? 4. Физминутка Солнце землю греет слабо,                                             (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз,                                            (Руки на поясе, повороты вокруг себя) Во дворе у снежной Бабы                                             (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос.                                             (Дети показывают нос) В речке стала вокруг вода Неподвижна и тверда,                                            (Прыжки на месте)Вьюга злится, Снег кружится,                                           (Дети кружатся) Заметает все кругом Белоснежным серебром.                                            (Имитируют движения руками) 6.повторное чтение стихотворения детьми самостоятельно. 7.работа над вторичным восприятием. ­Нравится ли ручью черемуха (Да, он ей песенки поет.) ­Хочется ли ручью понравится черемухе? (Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.) Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только  черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье  со слов «А рядом, у проталинки…» (Р­ПТ­Т­СТР­БР­Р) ­Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки. ­Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием  использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.) ­Какой образ олицетворяет черемуха? (Образ девушки.) ­ А ручей? (Образ юноши.) 8.Работа по содержанию . ­Найдите в тексте сравнения. (Что кудри…) ­Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении.) ­Найдите метафоры. (Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…) ­Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели  ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в  которых повторяется звуки З­С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем  про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки. ­А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись,  строит» и тоже подчеркнем звуки З­С. ­видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего  денька. Чтобы картина была поной, поэт  хотел, чтобы и запахи представили. ­Какими словами поэт говорит о запахах? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.) ­Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить  картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая  стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки  приходят ему на помощь.) ­ Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо? (Неторопливо, с любованием.) ­Какие слова, по­вашему, можно читать чуть быстрее? (А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.) ­Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше. 9. Работа над средствами художественной выразительности. Повторное чтение детьми стихотворения. Учитель: ­ Назовите известные вам средства художественной выразительности?  ( Сравнения, олицетворение). Дети дают  понятиям  сравнение, олицетворение и находят в стихотворении. 10 . Работа в парах (дифференцирован.) Карточки 1 уровень:  вставить пропущенные слова. 2 уровень:  вставить пропущенные слова, используя ключ (на обратной стороне  карточки набор слов. Нужно выбрать подходящие по смыслу.) 3 уровень: вставит пропущенные слова известного Вам стихотворения. Ответы: 1 и 2  уровень:  «Улыбнулись сонные берёзки,         Растрепали шёлковые косы.         Шелестят зелёные серёжки,         И горят серебряные росы.» 3 уровень:          « И стоит берёза                                  В сонной тишине         И горят снежинки         В золотом огне.» После выполнения задания дети читают четверостишия. Объясняют, что обозначают  вставленные слова, подводят итог и делают вывод, что существует ещё одно средство  художественной выразительности – эпитет. Затем находят эпитеты в стихотворении. Чтобы прочитать выразительно нужно обратить внимание на: Темп Сила голоса Паузы (Подробный разбор) Затем 1­2 человека читают выразительно. 11.  Итог урока Дети делают вывод: что узнали на уроке, чему научил урок через поэзию С.Есенина,  какой вывод сделал каждый для себя, что в уроке понравилось, что ­  нет.Учитель подводит итог урока, выставляет и анализирует оценки. 12. Рефлексия  ­ Взяли оценочные листы  Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями,  художниками, исследователями. ­ Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и  любознательные исследователи. ­ А теперь раскрасьте один из листочков: стихотворение Есенина вам понравилось, не  понравилось или вы сомневаетесь. ­ И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча). У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это  пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям,  того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё  задуманное сегодня исполнится. Мне было очень приятно сегодня работать с вами. 13.Задание на дом:  выучить стихотворение.