Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
по УМК "Школа России"
Тема: Знакомство с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла»
Цель: организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.
осеева.docx
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
по УМК "Школа России"
1. Тема: Знакомство с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла»
2. Цель: организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака
яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.
3. Задачи:
предметные:
совершенствовать навык чтения целыми словами,
учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать
внимание к слову,
развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию,
развивать умение определять жанр произведения.
метапредметные:
регулятивные развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков
самоконтроля;
коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
познавательные (информационные) способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в
учебных словарях, понимать информацию;
личностные:
организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
4. Оборудование:
проектор;
ноутбук;
мультимедийная презентация;
рисунки детей, проекты «Мои домашние питомцы.»
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
Вступительная беседа.
Актуализация опорных
знаний.
Определение темы.
Постановка учебной
задачи.
Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала,
как в школьном коридоре ссорились две девочки.
И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты!
Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с
вами на эту тему. Безрадостный значит, нет
радости, безнадежный нет надежды, а
бессовестный нет чего? А что такое совесть?
(Ответы детей)
Совесть это как бы второе сознание, как бы
двойник человека, который подвергает сомнению
и критике различные намерения человека. А уж
если человек всетаки совершил чтото
неблаговидное, то совесть сурово наказывает его:
человек вдруг понимает, что поступил нехорошо,
жалеет о содеянном, ругает сам себя.
Как вы считаете, всегда ли должна быть у
человека совесть?
А по отношению к животным должна быть у
человека совесть?
Прочитайте слова Антуана де СентЭкзюпери
и объясните, как вы их понимаете? «Мы в
ответе за тех, кого приручили»
Дети отвечают, что люди должны заботиться
своих питомцах и не бросать их.
Над каким разделом мы сейчас работаем?
А кто это «наши меньшие братья»?
О каких животных мы уже читали в этом
разделе?
А теперь прочитайте слова, которые вы видите
на экране. Как вы думаете, кого можно описать
с помощью этих слов?
(Маленький Пушистый Усатый Беззащитный)
А с вами живут в дома котята? Опишите,
какие они (дети рассказывают о котятах и
домашних питомцах, показывают рисунки,
фотографии).
УУД
Личностные
Регулятивные
Регулятивные
Коммуникативные Работа с заголовком.
Прочитайте название рассказа.
Можно ли по нему определить героев
Познаватель
ные
рассказа?
А как вы думаете, на кого она лаяла?
Что означает слов «яростно»? (Сильный гнев,
озлобление).
А кто написал это произведение?
Где можно взять книги В. Осеевой? (в
библиотеке)
Личностные
Познавательные
Что такое библиотека? (хранилище книг)
Знакомство с биографией писательницы
(материал для учителя).
Валентина Александровна родилась в Киеве 15
(28) апреля 1902 года. Она мечтала стать
актрисой. Училась на драматическом факультете
института им. Н. В. Лысенко. Но закончить его не
удалось, так как её семья переехала в Москву.
Работала воспитательницей в Даниловском
детприёмнике. Для своих воспитанников
Валентина Александровна сочиняла сказки и
пьесы, также придумывала игры.
По требованию своих воспитанников в 1937 году
Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ
«Гришка». В. А. Осеева публиковала свои
произведения для детей в журналах. В 1940 году
вышла первая книга «Рыжий кот». Затем были
написаны сборники рассказов для детей «Бабка»,
«Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой
товарищ», книга стихов «Ежинка», «Васёк
Трубачёв и его товарищи». В 1946 г. Осеева
начала работать над книгой «Васек Трубачев и
его товарищи». Писательница показала, как в
безмятежную жизнь мальчишек врывается война,
как закаляет их характер, как они учатся
дружить, как становятся участниками борьбы с
захватчиками. В 1959 году вышла в свет повесть
«Динка», героиня которой – талантливая,
озорная, справедливая девочка. По просьбам
читателей Валентина Александровна написала
продолжение – «Динка прощается с детством».
Книги В.А. Осеевой повествуют о вечных
ценностях – дружбе, порядочности,
взаимовыручке. Поэтому герои её книг
интересны и по сей день. Книги Валентины
Александровны постоянно переиздаются.
Ребята! Обязательно прочитайте эти книги.
Уверена, они вам очень понравятся!
ЯРОСТНО
ЯРОСТЬ
ВЗЪЕРОШЕННЫЙ
ЖАЛОБНО
ГНЕВ
ГНЕВНО
ПРИПАДАЯ НА ЗАДНИЕ ЛАПЫ
Личностные
Познавательные
Произведение читают хорошо читающие
ученики.
Произведение какого жанра вы прочитали?
(рассказ) Почему это рассказ?
Познавательные
Личностные
Работа с выставкой книг В.
А.Осеевой. Слово об
авторе.
Словарная работа.
Чтение рассказа В.
Осеевой «Собака яростно
лаяла»
Проверка понимания
На кого лаяла собака?
Познавательные прочитанного.
Физминутка
Повторное чтение рассказа
и анализ.
Закрепление.
Творческие задания.
Почему она яростно лаяла?
Найдите и прочитайте предложение о
внешнем виде котенка.
Кто за ним наблюдал?
Как вы думаете, а чего они ждали?
Кто еще заметил происходящее?
Как женщина выбежала?
Как вы понимаете значение этого слова?
Подберите близкое по значению слово?
Почему она так спешила? (хотела быстрее
помощь котенку)
Что она сказала мальчикам? Прочитайте.
С какой интонацией должны звучать слова
женщины?
Почему мальчики удивились?
Изза чего женщина рассердилась на
мальчиков?
Нравятся ли вам герои этого рассказа?
Почему?
Осуждаете ли вы ребят или нет?
Почему?
Чем можно объясните поведение ребят:
нерешительностью, равнодушием, испугом,
любопытством, плохим воспитанием?
Будем читать и анализировать рассказ.
Выразительное чтение рассказа.
Прочитайте снова слова о котенке.
Найдите слова из текста, которые помогают
лучше представить маленького котенка?
Прочитайте эти словосочетания.
Какой интонацией передать отношение автора
к котенку?
С какой интонацией звучат слова мальчиков?
Как прочитать слова женщины?
Выразительное чтение по ролям.
Работа с произведением (выделение
законченных смысловых частей, пересказ
рассказа по плану).
Ребята, у меня есть план этого рассказа,
прочитайте его.
Вот это и плохо!
Собака яростно лаяла.
Как вам не стыдно!
Мальчики стояли и ждали.
Что интересного вы заметили? (нарушен
порядок изложения)
Восстановите план. (2, 4, 3, 1)
Давайте попробуем пересказать рассказ.
Вам в помощь будет иллюстрация и план.
У этого рассказа есть и другое название –
"Плохо".
Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?
Как можно озаглавить этот рассказ по
другому?
Как можно продолжить рассказ?
Личностные
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Личностные Подведение итога урока.
Рефлексия учащихся.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
С каким произведением познакомились на
уроке?
Чтобы вы спросили у мальчиков?
Какой совет вы бы дали мальчикам?
Как вы думаете, мальчиков будет мучить
совесть после слов женщины?
Будут ли еще мальчики когданибудь
оставлять наших меньших братьев в беде?
Как поступили бы вы на месте этих
мальчиков?
Какие выводы вы сделали для себя?
А я хотела бы добавить:
В. Осеева не знакомит читателей с
предысторией событий. Для нее не важно, чей
котенок, как он оказался рядом с разъяренной
собакой. Рассказ начинается с описания событий:
«Собака яростно лаяла, припадая на передние
лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору,
сидел маленький взъерошенный котенок и
жалобно мяукал. Неподалеку стояли два
мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не
виноваты в создавшейся ситуации, они лишь
случайные свидетели. Но свидетели
равнодушные. Своим рассказом В. Осеева
убеждает читателей – не совершать зла мало,
надо творить добро.
Я верю, что вы не будете совершать плохие
поступки, а всегда будете творить добро.
Урок окончен.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.