Тема: И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»
Цели урока:
Познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина.
Раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина.
Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
Учить читать и понимать стихи.
Развивать эмоциональночувственное отношение к природе.
Прививать любовь к русской поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого
поэта мы читали на прошлом уроке?
Выразительное чтение стихотворения К.Д.Бальмонта. «Золотое слово».
Кто из вас выучил стихотворение наизусть?
III. Сообщение темы урока.
Седое небо надо мною
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
Вверху идёт холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!
Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством
которого я хочу вас сегодня познакомить. Учитель показывает презентацию:
Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (18701953)
Учитель рассказывает о поэте.
Иван Алексеевич Бунин (18701953гг.)
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился
22 октября (по старому стилю 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье
обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
Отец Ивана Алексеевича Алексей Николаевич Бунин, мать Людмила
Александровна, урожденная Чубарова. В семье было девять детей, но пятеро
умерли; старшие братья Юлий и Евгений, младшая сестра Мария. Первые
три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший
слабость к клубам, картам и вину , был вынужден переехать с семьей в свое
поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль
жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было
не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене.
Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым,
жизнерадостным,
но
отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, изза чего в Орловской
великодушным,
решительным,
вспыльчивым,
гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под
руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.
Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего
домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на
скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.
В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять
лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств.
Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить
программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год
в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.
Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его
творчество носило подражательный характер: "больше всего подражал М.Ю.
Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в
почерке.
В Москве молодой писатель познакомился со многими известными
художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым,
Максимом Горьким.
В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой
(18811961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца
жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича
Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей,
была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге
Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван
Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими
оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в
Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин
на русском кладбище под Парижем.
IV. Изучение нового материала
1.Мотивация.
Знаете ли вы, что такое айсберг?
(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть
которой скрыта под водой.)
Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на
поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться
увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение это проникнуть в мир писателя,
поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.
2. Цели учебной деятельности.
На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и
сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства,
которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов
душа своя…»
3.Работа над стихотворением «Детство»
– Сейчас услышите стихотворение «Детство» (звукозапись).
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?
Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в
слух.)
Словарная работа.
Какие непонятные слова вам встретились?
бор – сосновый лес
аромат – запах
палаты – помещения
зной жара
сладостный – приятный, доставляющий
удовольствие
прильнуть – прислониться
Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что,
рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о
сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда
бродил в этом бору в детстве.)
Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?
(Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)
Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.
(Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.)
4. Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте стихотворение выразительно.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения темы.
1. Чтение стихотворения «Полевые цветы».
А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.(Стихотворение
называется «Полевые цветы».)
Какие полевые и луговые цветы вы знаете?(дети перечисляют; ромашки,
васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)
Чтение стихотворения учителем.
2. Работа после чтения.
Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
(Пышно цветут дорогие цветы, Нежны, сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты».
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли изза синих морей...)
Что значит «их привезли изза синих морей»? (Значит, привезли издалека.)
А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет «скромные сёстры и
братья заморских цветов».
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они.)
БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.
Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
Почему автора привлекают скромные полевые цветы?(Он говорит, что эти
цветы «сердцу и взору родные и говорит про давно позабытые светлые дни».)
Выразительное чтение стихотворения.
3. Беседа о стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги...»
Чтение стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...»
учителем
Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?
(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжёлые рога...
А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво
олень убежал:
О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостнозвериной
Он красоту от смерти уносил!)
4. Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что
хотел донести до нас автор.(Выразительное чтение стихотворения.)
VII. Итог урока
Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
Выставление оценок за работу на уроке.
VIII. Домашнее задание
Наизусть 1 стихотворение по желанию.
Иллюстрации к стихотворениям по желанию.
«Детство», «Полевые цветы», Густой зелёный ельник у дороги...»
выразительно читать.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.