Педагогические задачи: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром; учить измерять длины отрезков, сравнивать их, складывать и вычитать; закреплять навыки решения уравнений и простых задач.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; определять длину данного отрезка; использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины: сантиметр, дециметр; выполнять чертеж отрезка с помощью линейки; знают соотношение между ними.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других, владеют монологической речью, выполняют роли исполнителя.
Личностные: определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Оборудование: карточки с выражениями, картонная полоска длиной 1 дм (у каждого), сигнальные палочки.
Т е м а : ДЛИНА. ДЕЦИМЕТР
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с новой единицей измерения
длины – дециметром; учить измерять длины отрезков, сравнивать их, складывать
и вычитать; закреплять навыки решения уравнений и простых задач.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
определять длину данного отрезка; использовать в процессе измерения знание
единиц измерения длины: сантиметр, дециметр; выполнять чертеж отрезка с
помощью линейки; знают соотношение между ними.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя, проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от
уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и
понимают речь других, владеют монологической речью, выполняют роли
исполнителя.
Личностные: определяют и высказывают под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
О б о р у д о в а н и е : карточки с выражениями, картонная полоска длиной 1 дм
(у каждого), сигнальные палочки.
Х о д у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Откройте с. 72–73, прочитайте тему урока. Она вам о чемнибудь говорит?
Для чего необходимо изучать дециметр?
М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
а) Запишите только результат: 7 см уменьшить на 2 см; 5 см уменьшить на 4
см; 3 см увеличить на 5 см; 4 см увеличить на 6 см.
б) Учитель показывает карточки с выражениями. Ученики записывают в
тетрадь значения выражений:
6 + 1 – 3
4 + 2 + 1
5 + 3 – 87 – 7 + 9
6 + 0 + 3
0 + 10 – 1
9 – 1 – 3
8 – 2 + 4
10 – 6 + 4
II. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
Р а б о т а в у ч е б н и к е : з а д а н и я 1, 3 на с. 72.
– Назовите отрезок, который начертил Володя (задание 1). Помогите
измерить длину отрезка. Чему равна длина отрезка? (Дети измеряют при
помощи линейки и сообщают свой результат. Учитель делает записи на
доске.) 10 см. Как подругому назвать длину отрезка? Давайте прочитаем, что по
этому поводу говорят авторы.
Читают текст в рамке на с. 72; узнают, что 10 сантиметров – это 1
дециметр (1 дм); 1 дм – еще одна мерка длины.
На доске появляется табличка:
1 дм = 10 см
– Что удобнее измерять меркой 1 см, а что – меркой 1 дм? Какие еще мерки
вы знаете?
– Рассмотрите ломаные (задание 3). Какая ломаная длиннее? Измерьте
ломаные при помощи картонной полоски. Чему равна длина этой полоски?
Запишем результаты измерений в тетрадь и сравним длины ломаных. (Дети
выполняют задание.)
– Итак, что можно делать с длинами? (Измерять, сравнивать.)
III. Формирование умений.
1 . Фронтальная работа: задание 4 на с. 72.
– Сравните длины. Поставьте правильно знак сравнения.
Задание записывается в тетрадь, обосновывается выбор знака.
Н а п р и м е р : сравнить 2 дм и 10 см. (Учитель обращает внимание на то,
что цифра 2 меньше 10. Дети объясняют, почему поставили знак >.) Длины
измерены разными мерками. Как проверить, какой из ответов верный: 2 дм > 10
см или 2 дм < 10 см. Сравнивать можно только одинаковые мерки: 10 см – это 1
дм, значит, 2 дм > 10 см.
2. Р а б о т а в п а р е : задание 5 на с. 72.
На каждой парте лежит большой лист бумаги. Учащиеся чертят путь
муравья и находят длину пути.
– Придумайте обратную задачу.На листе бумаги чертят схему к обратной задаче и рассказывают свой
вариант условия задачи. В тетради записывают решение.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и е 6 на с. 73.
Выполняется по рядам. Представитель от каждого ряда решает
уравнение на доске. Результаты проверяются.
На доске дан алгоритм решения уравнений:
а) Пишу: х равен…
б) Отмечаю целое и части. Выявляю неизвестное…
в) Чтобы найти…
г) Пишу: х равен…
д) Делаю проверку: подставляю в уравнение вместо х найденное число…
е) Рассуждаю и сравниваю значения…
– Так как найти целое? Как найти часть?
ПОНИ
Мою лошадку пони зовут Малютка Грей.
(Дети, как пони, «бьют» то правым,
то левым «копытцем».)
Соседка наша в город поехала на ней.
(Натягивают «вожжи».)
Она ее хлестала и палкой, и кнутом
(Имитация движений в соответствии с текстом)
И под гору и в гору гнала ее бегом
(Темп движений усиливается).
Не дам ей больше пони ни нынче, ни потом
(«Запретительные» движения указательным
пальцем правой руки перед собой),
Пускай хоть все соседи придут просить о том!
(Махнуть, «досадуя», рукой.)
IV. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
1. У с т н ы й с ч е т : з а д а н и я 7, 8 на с. 73.
– Назовите известные и неизвестные компоненты действий (задание 7). Как их
найти?
– Прочитайте условие каждой задачи (задание 8). Найдите ключевые слова,
которые помогут в выборе действия.2. Практическая работа: задание 9 на с. 73.
На парте лежат 6 кругов («фазанов») и 6 треугольников («павлинов»).
– Разложите фигуры так, как смог бы увидеть Вова этих фазанов и павлинов.
Предложите нам свои варианты.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? Что такое дециметр? Чему равен дециметр?