Педагогические задачи: повторить понятие «обратные задачи»; совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, выполнять задания геометрического характера.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают название и обозначение операций сложения и вычитания; умеют сравнивать, складывать и вычитать именованные числа, решать простые задачи, распознавать геометрические фигуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планируют этапы предстоящей работы, определяют последовательность предстоящих на уроке действий; умеют ставить цель деятельности на уроке с помощью учителя и пояснять ее; получат возможность проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: имеют адекватное представление о школе, об учении и поведении в процессе учебной деятельности; испытывают желание оказания помощи в обучении товарищам, персонажам учебника.
Т е м а : ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : повторить понятие «обратные задачи»;
совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины,
выполнять задания геометрического характера.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают название и обозначение операций сложения и
вычитания; умеют сравнивать, складывать и вычитать именованные числа,
решать простые задачи, распознавать геометрические фигуры.
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планируют этапы предстоящей работы, определяют
последовательность предстоящих на уроке действий; умеют ставить цель
деятельности на уроке с помощью учителя и пояснять ее; получат возможность
проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов,
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от условий; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое
от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
доносят свою позицию до всех участников
образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: имеют адекватное представление о школе, об учении и
поведении в процессе учебной деятельности; испытывают желание оказания
помощи в обучении товарищам, персонажам учебника.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Г и м н а с т и к а д л я г л а з «Буратино».
– Закройте глаза и представьте кончик своего носа. (Учитель медленно
начинает считать от 1 до 8.) Мысленно представьте, что ваш нос начинает
расти, с закрытыми глазами следите за кончиком носа. Затем, не открывая глаз,
проследите за уменьшением носа. (Учитель считает от 8 до 1.) (Повторить
несколько раз.)
II. Актуализация знаний.
1. У с т н ы й с ч е т .– Буратино составил задачу на смекалку.
«Три футбольные команды участвуют в игре. Каждая команда проводит по
одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно?»
2. Г е о м е т р и ч е с к а я з а д а ч а .
– Папа Карло и Джузеппе спешат узнать: сколько на чертеже треугольников?
3. И г р а «Лучший счетчик».
– Свое задание приготовил и Артемон.
За ограниченное время ученики устно решают примеры по таблице
«Сложение и вычитание в пределах 20», записывают ответы. Затем
проводится коллективная проверка задания.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Надо на носочки встать.
III. Повторение и обобщение знаний.
– Мальвина придумала самое сложное задание. Составила задачи, попросила
их решить и отыскать обратные.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
Задача решается на доске.
– У Кати 10 маков и 5 ромашек. Сколько всего цветов у Кати?
– Найдите обратные задачи к данной. Решите их.
У Кати 15 ромашек и 5 маков. Сколько всего цветов у Кати?
У Кати 15 цветов. Из них 5 ромашек, остальные маки. Сколько всего маков
у Кати? У Кати 15 цветов. Из них 10 маков, а остальные ромашки. Сколько ромашек
у Кати?
У Кати 15 цветов. Из них 9 ромашек, остальные маки. Сколько всего маков
у Кати?
Учащиеся решают задачи самостоятельно, обратные выбирают
коллективно.
– Какие задачи называются обратными данной?
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
– Кот Базилио и черепаха Тортила приготовили каверзные загадки. Давайте
отгадаем загадки о лесных жителях.
В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса.)
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета. Для зимы – другого цвета.
(Заяц.)
На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.
(Волк.)
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
(Белка.)
– В какую группу можно объединить этих животных? Кстати, и каждое
животное приготовило нам задание. Поставьте знаки сравнения:
лиса (6 * 7)
волк (9 – 1 * 8)
заяц (10 * 9)
белка (7 + 1 * 7)
– Как называются выражения со знаком «больше» или «меньше»? Со знаком
«равно»? (Неравенства и равенства.)
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Все звери разбежались, но оставили на земле свои следы.– Какие фигуры изобразили звери? Как одним словом можно назвать эти
фигуры? Почему? Какая из этих фигур «лишняя»? Почему? Начертите
аналогичные фигуры: первый ряд – первую фигуру, второй ряд – вторую фигуру,
третий ряд – третью фигуру.
Задание выполняется на листках.
– Какие фигуры вы учились чертить? А как называется наука, которая
изучает такие фигуры?
IV. Итог урока.
– Что мы повторяли на уроке? Чему учились? Кто придумывал для нас
задания? Из какой сказки эти герои? Кто автор этой сказки?
КарабасБарабас приготовил для вас ребус. Отгадайте его, и поймете, как вы
работали на уроке.