Педагогические задачи: познакомить со способом проверки решения уравнений; закреплять умения решать уравнения и оформлять их решение, решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме, вычислительные навыки в пределах 10.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют выполнять проверку решения уравнений, решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; отвечают на вопросы учителя и товарищей по классу.
Личностные: отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оборудование: примеры, уравнения.
Т е м а : ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и :
познакомить со способом проверки
решения уравнений; закреплять умения решать уравнения и оформлять их
решение, решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной
форме, вычислительные навыки в пределах 10.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
П р е д м е т н ы е : умеют выполнять проверку решения уравнений, решать
простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: учатся совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; отвечают
на вопросы учителя и товарищей по классу.
Личностные: отмечают поступки и ситуации, которые нельзя однозначно
оценить как хорошие или плохие.
О б о р у д о в а н и е : примеры, уравнения.
Х о д у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Откройте разворот учебника, с. 64–65. Прочитайте тему урока и скажите,
чем сегодня будем заниматься на уроке?
Предположения детей.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
Запишите числа, которые соседствуют с числом 2.
Запишите число, которое следует за числом 5.
Запишите число, которое предшествует числу 3.
Запишите число, которое стоит между числами 3 и 5.
Запишите соседей числа 6.
На второй строке запишите эти числа в порядке убывания.
На третьей строке запишите эти числа в порядке возрастания.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .1) И г р а «Пройди через ворота».
– Найдите несколько способов, набрав числа в кружках.
2) Поставьте вместо * знаки «+» или «–».
7 * 7 * 5 = 5 4 * 3 * 0 = 7
3) Подберите значения а так, чтобы неравенства были верными.
а – 4 > а – 5 а + 2 > а + 1 10 – a > 9 – а
4) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 на с. 64.
– На доске записаны уравнения и схемы из задания. Прочитайте уравнения,
расскажите, что в них известно, а что – не известно. Посмотрите на схемы,
найдите схему, в которой нужно найти целое. Соотнесите с уравнением. Найдите
схему, в которой необходимо найти часть; прочитайте, какую часть необходимо
найти. Соотнесите с уравнением. К какому уравнению нет схемы? Докажите.
Составьте схему к этому уравнению.
– Итак, как найти неизвестное целое? Как найти неизвестную часть?
II. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у : з а д а н и е 2 н а с . 6 4 .
– Прочитайте уравнение, что известно и что не известно. (х – 8 = 2. В
уравнении записана разность, так как стоит знак минус. Известны
вычитаемое и значение разности, неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти
уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.) Какое из чисел будет
целым? Обведите его в круг. Части подчеркните прямыми линиями. Заполните
схему к этому уравнению. (Числа 2 и 8 – это части, число х – это целое.
Чтобы найти целое, надо сложить части.) Запишите это уравнение в тетрадь
и решите его.
Запись в тетради:
x – 8 = 2Один ученик решает у доски.
Второе и третье уравнения разбираются аналогично и записываются в
x = 8 + 2
x = 10
тетрадь самостоятельно.
– Ребята, а вдруг решения найдены неверно? Ведь мы могли ошибиться в
вычислениях, а это тоже ошибка. Как вы думаете, что нам сделать, чтобы
избежать ошибок? Прочитайте текст на с. 64.
(Высказывают свои
предположения.) Петя и Вова сделали проверку решения уравнений. Они
хорошо умеют это делать и могут научить нас. Давайте посмотрим, как они это
сделали, и постараемся научиться этому сами.
Прочитайте уравнения и расскажите, как их решили и почему? (Объясняют
решение уравнений.) Как ребята делали проверку? (Они брали число, которое
получали при решении уравнения, и подставляли его вместо буквы.)
Что они делали потом? (Находили значение выражения, которое у них
получилось.) Почему при проверке записаны равенства: 3 = 3, 10 = 10, 4 = 4? Что
означают числа в этих равенствах? (Здесь сравнили числа, которые стояли в
уравнениях после знака равенства, и значения выражений, которые получили,
когда вместо буквы х подставили ее значение.) Какое же число можно назвать
решением уравнения? (Решение уравнения – это такое число, которое мы
можем записать (подставить в уравнение) вместо буквы, выполнить с ним
действие, которое записано в уравнении, и получить то же число, которое
стояло в уравнении после знака равенства.)
– Что нового вы узнали? (Узнали, как делать проверку решения уравнения.)
Полезно это знание для нас? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
III. Первичное закрепление изученного.
1. Р а б о т а с комментированием у д о с к и : задание 4.
– Решите уравнения Володи и выполните проверку.
При решении уравнений ученик пользуется опорными словами:
а) Пишу: х равен…
б) Отмечаю целое и части. Выявляю неизвестное…
в) Чтобы найти…
г) Пишу: х равен…
д) Делаю проверку: подставляю в уравнение вместо х найденное число…
е) Рассуждаю и сравниваю значения…Опорные слова учитель выставляет по ходу рассуждения. Второе
уравнение решается аналогичным образом.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
Третье уравнение решают самостоятельно в тетради с последующей
проверкой и комментированием по ходу работы.
КРОЛИК
Маленький кролик по имени Кролик
(Показать с помощью рук маленький размер кролика)
Всех нас смеяться заставил до колик
(Погладить «кролика»):
Прыгал за белкой, за уткой скакал
(Выполнить прыжки на месте),
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал
(Двумя пальцами «поднять бокал»).
Ах, как смешно его уши торчали!
(Руки поднять вверх и слегка развести в стороны –
показать «уши».)
Мы хохотали, души в нем не чая
(Выполнить хлопки в ладоши),
Но, на опушке заметив лису
(Одну руку поднести к глазам – «вглядеться вдаль»),
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
(Подмигнуть друг другу и присесть.)
IV. Тренировочные упражнения и задания для повторения.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : задание 5 на с. 65.
Задание выполняется по рядам. Решение одной задачи записывается
учащимися каждого ряда. Представители от каждого ряда записывают
решение задач на доске. Проверка осуществляется путем сверки с решением
на доске.
– Придумайте к условию каждой задачи еще один вопрос. Ответьте на него
устно.
2. Фронтальная работа: задание 6 на с. 65.
Учитель читает задание, а дети записывают выражение:
х + 4 – 5 + 2 = 3– Какое число задумал Петя? (Для выполнения задания надо произвести
обратные действия.)
3 – 2 + 5 – 4 = 2
Аналогично выполняется задание 7, с. 65.
2 + 2 – 2 + 3 = 5
х + 2 – х + 3 = 5
1 + 2 – 1 + 3 = 5
3 + 2 – 3 + 3 = 5 И т. д.
Обратить внимание на то, что из задуманного числа вычитаешь
задуманное число.
V. Итог урока.
– Какую тему изучали? Что нового научились делать на уроке? Для чего надо
уметь выполнять проверку уравнений?