Педагогические задачи: помочь усвоить представления о величине как свойстве предметов, которое можно измерить, а результат измерения выразить числом, о длине как о величине; закреплять представление о единице измерения длины – сантиметре, о способе измерения длин отрезков, о правилах сравнения, сложения и вычитания длин отрезков; закреплять вычислительные навыки в пределах 10.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют определять длину данного отрезка; выражать числом результат измерения длины, использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, группе.
Личностные: делают выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Оборудование: числовые карточки.
Т е м а : ВЕЛИЧИНА. ДЛИНА
Педагогические задачи: помочь усвоить представления о величине как
свойстве предметов, которое можно измерить, а результат измерения выразить
числом, о длине как о величине; закреплять представление о единице измерения
длины – сантиметре, о способе измерения длин отрезков, о правилах сравнения,
сложения и вычитания длин отрезков; закреплять вычислительные навыки в
пределах 10.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют определять длину данного отрезка; выражать числом
результат измерения длины, использовать знание таблицы сложения однозначных
чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке,
высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое
от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
задают вопросы, необходимые для организации
совместной работы в паре, группе.
Личностные: делают выбор при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
О б о р у д о в а н и е : числовые карточки.
Х о д у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Откройте учебник на с. 70–71. Расскажите, чем будем заниматься на уроке?
Как вы понимаете слова «длина» и «величина»? Для чего надо их изучать?
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
Работа с рядом чисел от 0 до 10.
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
На доске записан ряд чисел: 3, 9, 6; 8, 10, 2; 4, 7, 3.
– Составьте равенства, используя знаки «+», «–» и тройки чисел.Выполняют задание по рядам в тетрадях, проверка осуществляется
путем проговаривания.
Цепочка ответов записывается на доске по мере произнесения ее
учителем, учащиеся показывают результат на карточках.
– Сколько всего прибавили? Сколько всего вычли? Что будет, если к числу
прибавить число, а потом вычесть такое же число?
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а .
а) На доске начерчены два отрезка, которые трудно сравнить визуально,
например 25 см и 30 см.
– Сравните эти отрезки по длине. Что для этого надо сделать? (Измерить
отрезки одинаковыми мерками и сравнить числа – результаты измерений
(меры длины).) Для измерения давайте использовать единичный отрезок е = 5
см.
Дети по одному измеряют отрезки, откладывая мерку при помощи
циркуля. Находят меры длины, сравнивают, делают вывод о том, какой
отрезок длиннее.
б) Назовите длины заданных отрезков и составьте 4 равенства.
II. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
Р а б о т а в у ч е б н и к е : задание 1 на с. 70.
– Расскажите, какие коробки для карандашей есть у Пети? Чем они
отличаются? Как вы думаете, в какую коробку Пете поместить свой карандаш?
Что надо сделать для того, чтобы правильно выбрать коробку для карандаша?
Что надо Пете учитывать? (Длину карандаша.)
– Что же такое длина предметов, как вы думаете? (Мнения детей.) Давайте
прочитаем, совпадает ли мнение авторов с нашим мнением? (Текст в рамке на с. 70.)
Что мы будем делать на уроке? (Сравнивать длины отрезков, складывать и
вычитать их.)
III. Первичное закрепление.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .К доске приложены части отрезков по цвету: красный (К), синий (С),
желтый (Ж).
– Помогите Кате начертить отрезок АБ. Она знает, что он состоит из 3 частей
(К, С, Ж): красный (АК) = 2 см, синий (КМ) =3 см, желтый (МБ) = 1 см. (АБ =
АК + КМ + МБ. АБ = 2 см + 3 см + 1 см = 6 см.)
– Запишите сумму этих отрезков. (6 см.)
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Начертите в тетради отрезок длиной 5 см. Сравните свою работу с работами
других ребят.
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз, как бы прыжками
Пошли пальчики гулять
двигаются по столу),
А вторые догонять
(Ритмичные движения по столу указательными пальцами),
Третьи пальчики бегом
(Движения средних пальцев в быстром темпе),
А четвертые пешком
(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола),
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами) –
И в конце пути упал
(Хлопок обоими кулаками по поверхности стола).
IV. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а : з а д а н и я 3, 4 на с. 70.
– Прочитайте, выпишите в левый столбик числа (задание 3). В правый столбик
выпишите слова, к которым относятся эти числа. Соотнесите стрелками слова и
числа. Расскажите условие задачи. Задайте вопрос.
груши
персики
мандарины
всего
3 шт.
2 шт.
4 шт.
?
– Заполните условие и вопрос в схеме. Сколько на этой схеме частей? Как
найти сумму (целое)? (Решение и ответ учащиеся записывают в тетради.
Один ученик работает у доски.)– Перечислите все возможные варианты решения, начиная с норки и не
превышая 10 см (задание 4, устно).
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и е 5 на с. 71.
– «Заселите» числа в домики. (Задание выполняется по рядам, каждый
ряд «заселяет» по два домика. Проверка осуществляется при помощи
сигнальных карточек.)
3. Р а б о т а в п а р е : задание 6 на с. 71.
Дети считают треугольники и проверяют друг друга. Затем выборочно
выходят к доске и показывают свои варианты решения.
4. Т в о р ч е с к а я р а б о т а : задание 7 на с. 71.
– Отгадайте ребусы, которые придумали Катя, Вова и Петя.
V. Итог урока.
– Что сегодня изучали на уроке? Что такое длина? Для чего она необходима?
Что можно сделать с величиной?