Конспект урока по математике 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ "
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
1 кл
10.03.2017
Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10; ознакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: отличие между числом и цифрой; умеют: расставлять римские и арабские цифры на числовом отрезке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; отличают верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания».
Оборудование: модели чисел, карточки с римскими цифрами, предметные картинки.
54.doc
Т е м а : ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : создать условия для систематизации и
обобщения знаний о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
ознакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах
нумерации, с римскими цифрами и их написанием.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: отличие между числом и цифрой; умеют: расставлять
римские и арабские цифры на числовом отрезке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя; отличают верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; умеют обмениваться мнениями в паре,
слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от
своей.
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе;
стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания».
О б о р у д о в а н и е : модели чисел, карточки с римскими цифрами,
предметные картинки.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
– С какими числами познакомились на предыдущих уроках?
– Что позволяют нам числа делать с предметами? (Считать, сравнивать,
устанавливать порядок.)
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
На доске предметные рисунки, числовые карточки, карточки с цифрами. – Подберите к каждому рисунку нужную карточку, расскажите, как это
сделали. К каким карточкам не получилось подобрать картинку? Почему?
– Придумайте сами картинки и карточки.
II. Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у : з а д а н и я 1–3 н а с . 3 0 .
– Прочитайте тему урока. Что нового вы узнаете на уроке? (Познакомимся с
неизвестными цифрами.)
– Рассмотрите задание 1. Что изображено на картинках? (Птички.) Что
изображено под картинками? Что могут означать эти записи?
– Прочитайте, что по этому поводу пишут авторы. (Древний народ майя
записывали цифровые знаки в виде точек и тире.)
– Сосчитайте предметы на рисунке и назовите цифры.
– Что такое цифра? (Это знак для записи числа.)
– Что узнали нового? (Существуют разные цифры.)
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Люди научились считать очень давно, а вот записывать числа – гораздо позже.
Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке
и только потом придумали специальные значки – цифры. При этом у многих
народов эти знаки были разными.
З а д а н и е 2 выполняют фронтально. Учитель показывает карточки с
моделями чисел, а ученики по очереди должны записать числа на доске.
Остальные выкладывают числовые карточки на парте. – Как бы вы назвали эти цифры? Оказывается, нашим цифрам уже давно
придумано название. Давайте прочитаем, как они называются. (Цифры 0, 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими; их всего десять.)
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Способ записи чисел несколькими знаками (десятью) был создан в Древней
Индии. Индийская система счета распространилась сначала у арабов, а затем по
Европе, и цифры получили название арабских (хотя правильное их название –
индийские).
– Существуют еще одни цифры. Посмотрите на них.
Учитель показывает карточки с римскими цифрами:
– Как вы думаете, как называются эти цифры? (Предположения учащихся.)
– Проверьте свои предположения, прочитав статью в учебнике в желтой
рамке.
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Римскую нумерацию придумали в Древнем Риме. На руке у нас пять пальцев,
поэтому первые три числа изобразили количеством пальцев. Число пять –
объединили пальцы в ладонь. Вместо того чтобы рисовать всю ладонь, ее
изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Если перед V
стоит одна палочка (IV), то это 4. Потом к пяти прибавили I и получили цифру
VI, еще один – цифру VII, и так до восьми.
А как записать десять? Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок,
поэтому и в римской нумерации это число изображали двумя пятерками: одна
пятерка стоит как обычно, а другая перевернута «рожками» вниз –
Иначе
десять можно записать двумя пересекающимися палочками (
).
Если справа приписать одну палочку, то получится XI, а если слева – IX.
Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от
большей, прибавляется к ней, стоящая слева – вычитается.
– Прочитайте числа в задании 3. Учитель показывает цифры сначала по порядку, затем хаотично.
2. Р а б о т а в т е т р а д и .
– Прочитайте римские цифры. Спишите их в тетрадь. Запишите арабские
цифры под римскими.
Проверяют, сверяясь с записью на доске.
Мы пришли в зимний лес.
(Ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(«Удивленно» разводят руками.)
Справа – березка в шубке стоит.
(Отводят правую руку в сторону,
прослеживают движение взглядом.)
Слева на нас елка глядит.
(Отводят левую руку в сторону,
прослеживают движение взглядом.)
В небе снежинки кружа́тся,
На землю красиво ложатся.
(Выполняют вращательные движения
руками над головой.)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
(Прыжки на месте.)
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
(Наклоны вперед – «волк ищет добычу».)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
(Приседают, «прячась».)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
(Имитация сна.)
Пролетают снегири,
Как красивы, посмотри!
(Имитация движений птиц в полете.)
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
III. Закрепление. 1 . Р а б о т а в п а р е : з а д а н и е 5 на с. 31 (учебник).
– Что вы можете рассказать о числах и цифрах? Прочитайте статью в желтой
рамке.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : задания 6, 7 на с. 31 (учебник).
IV. Итог урока.
– Какова была тема урока? Что интересного узнали о римской нумерации?
Какая нумерация еще существует в мире?
Конспект урока по математике 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ "
Конспект урока по математике 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ "
Конспект урока по математике 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ "
Конспект урока по математике 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ "
Конспект урока по математике 1 класс,УМК Школа 2100, "Тема: ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.