Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10; ознакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с римскими цифрами и их написанием.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: отличие между числом и цифрой; умеют: расставлять римские и арабские цифры на числовом отрезке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; отличают верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания».
Оборудование: модели чисел, карточки с римскими цифрами, предметные картинки.
Т е м а : ЧИСЛА И ЦИФРЫ. РИМСКИЕ ЦИФРЫ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : создать условия для систематизации и
обобщения знаний о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
ознакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах
нумерации, с римскими цифрами и их написанием.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: отличие между числом и цифрой; умеют: расставлять
римские и арабские цифры на числовом отрезке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя; отличают верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; умеют обмениваться мнениями в паре,
слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от
своей.
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе;
стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания».
О б о р у д о в а н и е : модели чисел, карточки с римскими цифрами,
предметные картинки.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
– С какими числами познакомились на предыдущих уроках?
– Что позволяют нам числа делать с предметами? (Считать, сравнивать,
устанавливать порядок.)
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
На доске предметные рисунки, числовые карточки, карточки с цифрами.– Подберите к каждому рисунку нужную карточку, расскажите, как это
сделали. К каким карточкам не получилось подобрать картинку? Почему?
– Придумайте сами картинки и карточки.
II. Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у : з а д а н и я 1–3 н а с . 3 0 .
– Прочитайте тему урока. Что нового вы узнаете на уроке? (Познакомимся с
неизвестными цифрами.)
– Рассмотрите задание 1. Что изображено на картинках? (Птички.) Что
изображено под картинками? Что могут означать эти записи?
– Прочитайте, что по этому поводу пишут авторы. (Древний народ майя
записывали цифровые знаки в виде точек и тире.)
– Сосчитайте предметы на рисунке и назовите цифры.
– Что такое цифра? (Это знак для записи числа.)
– Что узнали нового? (Существуют разные цифры.)
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Люди научились считать очень давно, а вот записывать числа – гораздо позже.
Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке
и только потом придумали специальные значки – цифры. При этом у многих
народов эти знаки были разными.
З а д а н и е 2 выполняют фронтально. Учитель показывает карточки с
моделями чисел, а ученики по очереди должны записать числа на доске.
Остальные выкладывают числовые карточки на парте.– Как бы вы назвали эти цифры? Оказывается, нашим цифрам уже давно
придумано название. Давайте прочитаем, как они называются. (Цифры 0, 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими; их всего десять.)
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Способ записи чисел несколькими знаками (десятью) был создан в Древней
Индии. Индийская система счета распространилась сначала у арабов, а затем по
Европе, и цифры получили название арабских (хотя правильное их название –
индийские).
– Существуют еще одни цифры. Посмотрите на них.
Учитель показывает карточки с римскими цифрами:
– Как вы думаете, как называются эти цифры? (Предположения учащихся.)
– Проверьте свои предположения, прочитав статью в учебнике в желтой
рамке.
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Римскую нумерацию придумали в Древнем Риме. На руке у нас пять пальцев,
поэтому первые три числа изобразили количеством пальцев. Число пять –
объединили пальцы в ладонь. Вместо того чтобы рисовать всю ладонь, ее
изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Если перед V
стоит одна палочка (IV), то это 4. Потом к пяти прибавили I и получили цифру
VI, еще один – цифру VII, и так до восьми.
А как записать десять? Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок,
поэтому и в римской нумерации это число изображали двумя пятерками: одна
пятерка стоит как обычно, а другая перевернута «рожками» вниз –
Иначе
десять можно записать двумя пересекающимися палочками (
).
Если справа приписать одну палочку, то получится XI, а если слева – IX.
Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от
большей, прибавляется к ней, стоящая слева – вычитается.
– Прочитайте числа в задании 3.Учитель показывает цифры сначала по порядку, затем хаотично.
2. Р а б о т а в т е т р а д и .
– Прочитайте римские цифры. Спишите их в тетрадь. Запишите арабские
цифры под римскими.
Проверяют, сверяясь с записью на доске.
Мы пришли в зимний лес.
(Ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(«Удивленно» разводят руками.)
Справа – березка в шубке стоит.
(Отводят правую руку в сторону,
прослеживают движение взглядом.)
Слева на нас елка глядит.
(Отводят левую руку в сторону,
прослеживают движение взглядом.)
В небе снежинки кружа́тся,
На землю красиво ложатся.
(Выполняют вращательные движения
руками над головой.)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
(Прыжки на месте.)
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
(Наклоны вперед – «волк ищет добычу».)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
(Приседают, «прячась».)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
(Имитация сна.)
Пролетают снегири,
Как красивы, посмотри!
(Имитация движений птиц в полете.)
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
III. Закрепление.1 . Р а б о т а в п а р е : з а д а н и е 5 на с. 31 (учебник).
– Что вы можете рассказать о числах и цифрах? Прочитайте статью в желтой
рамке.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : задания 6, 7 на с. 31 (учебник).
IV. Итог урока.
– Какова была тема урока? Что интересного узнали о римской нумерации?
Какая нумерация еще существует в мире?