Педагогические задачи: познакомить с компонентами и результатом действия вычитания; учить устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания, между частью и целым; развивать навыки счета в пределах семи; создать комфортную и естественную атмосферу общения «ученик – ученик».
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов вычитания, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действие вычитание, выполнять вычисления в пределах 7.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: ориентируются на выполнение моральных норм (как в учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях), на понимание причин успеха в учебе.
Т е м а : УМЕНЬШАЕМОЕ. ВЫЧИТАЕМОЕ. РАЗНОСТЬ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с компонентами и результатом
действия вычитания; учить устанавливать взаимосвязь между компонентами и
результатом вычитания, между частью и целым; развивать навыки счета в
пределах семи; создать комфортную и естественную атмосферу общения
«ученик – ученик».
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: названия компонентов и результатов вычитания,
зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих
действие вычитание, выполнять вычисления в пределах 7.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке,
адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы
в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою
мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: ориентируются на выполнение моральных норм (как в
учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях), на понимание причин
успеха в учебе.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
На доске начерчен числовой отрезок в виде ступенек.
– Поднимитесь с первой ступеньки на седьмую.
– Спуститесь с девятого этажа на третий.
Ученики хором проговаривают числа по возрастанию «ступенек», по
убыванию.
– Назовите соседей числа…, последующее и предыдущее числа…, число,
которое стоит между… и … .
2. М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я : задание 1, с. 40 (тетрадь).
– Продолжите ряды.II. Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
На доске несколько числовых выражений:
7 – 1 3 + 3 6 + 1 5 + 1
– Прочитайте выражения. Найдите «лишнее» выражение.
(«Лишним»
может быть 7 – 1, так как в нем числа вычитаются, а может – выражение
6 + 1, так как его значение равно 7.)
– Прочитайте только суммы.
– А как бы вы назвали одним словом выражение 7 – 1?
– В математике есть одно общее название для таких выражений. Его вы
найдете, прочитав название темы урока на странице 8. (Ученики читают в
учебнике название темы, а учитель выставляет на доске карточки:
– Давайте разберемся, что обозначают числа в выражении. Прочитайте текст
)
на с. 8 в желтой рамке.
III. Первичное закрепление.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (по учебнику, с. 8–9).
Н а д о с к е рисунок (задание 1):
– Катя, Петя и Вова сделали записи к этому рисунку. Дополните записи, то
есть найдите числа, которые они не записали, составьте равенства и прочитайте
их.
– Прочитайте выражениясуммы. Назовите сумму, слагаемые.
– Прочитайте выраженияразности. Назовите уменьшаемое, вычитаемое,
разность – значение выражения. Где здесь целое, где части?
– Запишите выражения в тетрадь.
Н а д о с к е таблица (задание 2):
УМЕНЬШАЕМОЕ
(целое)
ВЫЧИТАЕМОЕ
(часть) __
РАЗНОСТЬ
(часть) __
Выражение5
6
7
3
?
?
?
3
4
– 3 = _
– _ = 3
– _ = 4
– Посмотрите на первую строку. Прочитайте компоненты действий.
– Прочитайте числа на второй строке. Что они означают? Прочитайте
выражение, которое можно составить.
– Что находили? Как это делали?
– Что надо сделать, чтобы найти разность? (Надо из уменьшаемого вычесть
вычитаемое.)
– Прочитайте числа в третьей строке. Что они означают? Прочитайте
выражение.
– Что находили? Как это делали?
– А что надо сделать, чтобы найти вычитаемое? (Надо из уменьшаемого
вычесть разность.)
– Посмотрите на выражения:
5 – 3 = 2 6 – 3 = 3 7 – 3 = 4
– Как изменяется уменьшаемое? Как изменяется вычитаемое? Как изменяется
разность?
2. Р а б о т а в п а р е : задание 3 на с. 9 в учебнике.
– Рассмотрите рисунок Кати и помогите ей составить выражения к нему.
– Как можно прибавить число 4? (Учащиеся проговаривают различные
варианты.)
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а с взаимопроверкой: задание 4 на с. 9 в
учебнике.
–Запишите в тетрадь только верные равенства.
4. Р а б о т а в т е т р а д и : задание 4 на с. 41.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а : задание 5 на с. 9 в учебнике.
Чертежи фигур выносятся на доску.
– Сколько лучей на каждом рисунке? Какие еще фигуры есть на рисунках?
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а : задание 6 на с. 9 в учебнике.Задача проигрывается с учениками. В роли Кати – девочка, в роли братьев
– мальчики. Остальные ученики обсуждают ситуацию.
3. Р а б о т а в п а р е : задание 7 на с. 9 в учебнике.
Учащиеся проигрывают ситуацию с машинами и приходят к выводу, что
существует два способа постановки машин в гараж.
V. Итог урока.
– Как найти разность? Как найти вычитаемое?